Учет материально производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание

в работе рассмотрены различные виды учета материально производственных запасов,а так же практическая часть которая включает Т счета,сальдовую ведомость и журнал хозяйственных операций

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………................................................................................................5

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ……………….6
Понятие и классификация материально производственных запасов………….6
Оценка материально производственных запасов при поступлении…………...7
Учет материально производственных запасов………………………………….8
Учет отпуска материально производственных запасов……………………….11
Учет выбытия материально производственных запасов…………………...…12
Инвентаризация материально производственных запасов……………………13
Аналитический учет материалов…………………………………………...…..13
Синтетический учет материалов…………………………………………….…15
Первичный учет движения материально производственных запасов……….17
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….……..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….…..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 94.87 Кб (Скачать документ)

Испорченные запасы, которые  могут быть использованы в организации  или проданы (с уценкой), одновременно приходуются по рыночным ценам с  учетом их физического состояния (с  уменьшением на эту сумму потерь от порчи) по дебету счета 10 «Материалы»  и кредиту счета 94.

Недостача и порча в  пределах норм естественной убыли списывается  с кредита счета 94 в дебет счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. Недостача сверх норм естественной убыли относится за счет виновных лиц с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба».

Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании  с них убытков, то убытки от недостачи  и порчи запасов списываются  у коммерческой организации на финансовые результаты в дебет счета 91-2 с  кредита счета 94. Материальные запасы, утраченные (уничтоженные) в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, списываются по фактической себестоимости с кредита счета 94 в дебет счета 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Чрезвычайные расходы».

Страховые возмещения, поступающие  в качестве компенсации потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, учитываются в составе чрезвычайных доходов организации по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 99.[11]

 

1.7 Аналитический учет  материалов

 

Для хранения материалов на предприятии  существуют специализированные склады (кладовые). Кроме центрального склада в различных подразделениях могут  быть кладовые, выполняющие функции  промежуточных складов.

Для правильного учета материалов важное значение имеет четкая организация  работы склада. Важной предпосылкой рациональной организации учета является четкая система документооборота, строгий  порядок оформления операций по движению материальных ценностей, компьютеризация  складского учета. Все операции движения материалов осуществляет кладовщик, являющийся материально-ответственным лицом. Материально ответственное лицо организует складской учет на складе и ведет его ежедневно под постоянным контролем бухгалтерии в карточках учета материалов формы № М-17 по каждому сорту, виду и размеру. В карточке указывается название предприятия, номер карточки, склад, номенклатурный номер материала, единица измерения, наименование материала. Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их кладовщику.

Записи в карточках учета  материалов производятся только на основании  первичных документов (приходных  ордеров, требований-накладных, накладных  на внутреннее перемещение материалов, накладных на отпуск материалов на сторону). После каждой записи о поступлении  или расходовании материалов выводится  остаток. Благодаря этому склад  располагает активными сведениями о состоянии запасов материалов. Карточки располагаются в картотеке  в порядке возрастания номенклатурных номеров.

В установленные сроки (конец месяца) бухгалтер материального отдела принимает от материально-ответственного лица документы на приход и расход материалов, тщательно проверяет  правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей  подписью, после чего карточка приобретает  силу бухгалтерского регистра. Подтверждением приемки-сдачи документов здесь  служит подпись работника бухгалтерии  в карточке складского учета о  проверке записей по каждой операции, что не противоречит действующим  нормативным документам.

На местах ведется количественный учет поступления и использования  материалов, полученных со склада. Приход материалов отражается в книге учета  материалов на основании лимитно-заборных карт и требований-накладных.

Расход материалов проставляется  в заказе на выпуск продукции по факту использования, так как  на предприятии применяется позаказный метод учета затрат. В начале месяца, следующего за отчетным, бухгалтерия  дает в цех данные об отпущенных ему со склада материалах в стоимостном выражении (расцененные требования-накладные).

На основе требований и заказов  учетчик цеха составляет материальный отчет по цеху за месяц, который является основным аналитическим регистром  по формированию себестоимости продукции  в части прямых материальных затрат. Производственный отчет содержит данные об остатках материалов в цехе на начало месяца по каждому наименованию материала  в количественном и суммовом выражении, поступлении материалов за месяц  и расходе каждого наименования материала на каждый заказ и в  целом на выпуск продукции, а также  об остатках материала на конец месяца. Ежемесячно материальный отчет передается в бухгалтерию предприятия.

Порядок аналитического учета в  бухгалтерии зависит от метода учета  материалов в бухгалтерии и его  взаимосвязи со складским учетом. Метод предусматривает порядок  и последовательность ведения учета  материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.

Основными принципами оперативно-бухгалтерского метода являются:

  • оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально-ответственными лицами;
  1. систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;
  1. осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения;
  2. систематическое  подтверждение (взаимопроверка) данных  складского  и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

При этом методе учета бухгалтерия  не дублирует данных складского сортового  учета, а использует в качестве регистров  аналитического учета карточки учета  материалов, ведущиеся на складе.

Ежедневно или в другие установленные  сроки (как правило, но не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии  проверяет правильность произведенных  кладовщиком записей в карточках

учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца работник бухгалтерии  переносит количественные данные об остатках на 1-ое число месяца по каждому  номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в сальдовую  ведомость (ведомость остатков материалов на складе).[8, стр 123]

Бухгалтер, занимающийся учетом материалов, составляет группировочные ведомости  отдельно по приходу и расходу  материалов. Отраженные в ведомостях движения материалов по всем складам сальдо по субсчетам к счету 10 «Материалы» на начало месяца и сальдо на конец месяца должны совпадать с аналогичными показателями сводной ведомости по счету 10 «Материалы» .

 

1.8 Синтетический учет материалов

 

Синтетический учет запасов ведется  на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей  на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или  по учетным ценам. Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

  1. 10-1 «Сырье и материалы» - предназначен для учета наличия и движения сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.д.;
  2. 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» - используется для учета наличия и движения покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, включая строительные конструкции и детали, требующие сборки и входящие в себестоимость строительной продукции, а также для учета специального оборудования, инструментов и приспособлений, приобретаемых научно-исследовательскими и конструкторскими организациями для проведения научных (экспериментальных) работ. Оборудование и приборы общего назначения учитываются в составе основных средств или МБП, а не на счете 10 «Материалы»;
  3. 10-3 «Топливо» - применяется для учета наличия и движения нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий (уголь, торф, дрова и др.). При использовании талонов на нефтепродукты их учет ведется на этом субсчете;
  4. 10-4 «Тара и тарные материалы» - предназначен для учета наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов для ее изготовления и ремонта;
  5. 10-5 «Запасные части» - используют для учета наличия и движения запасных частей, предназначенных для ремонтных целей, автомобильных шин в запасе и обороте, а также обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, создаваемого на ремонтных заводах, в ремонтных цехах организации и т.п.;
  6. 10-6 «Прочие материалы» - применяется для учета наличия и движения отходов производства; неисправимого брака; материалов, полученных от ликвидации основных средств, изношенных шин и т.п.;
  7. 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» -используется для учета движения материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки;
  8. 10-8 «Строительные материалы» - используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства;
  9. 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» - используется для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам  в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовления и приобретения материально-производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных  документов поставщика, и учетная  стоимость фактически оприходованных ценностей;

На счете 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» отражается разница  в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется  по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений.

Учет поступления материалов может  быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использования.

Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике.

Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» имеет место  в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а  учет без использования указанных  счетов - когда учет ведется по фактической  себестоимости.

 

1.9 Первичный учет движения материально  производственных запасов.

 

Все операции, связанны с поступлением, перемещением и отпуском материальных ценностей, должны оформляться первичными документами, формы которых унифицированы. Первичные документы являются основой  ведения бухгалтерского и налогового учета. Вид и форма поступающего документа зависят от условий  поставки.

Формы первичных учетных документов утверждаются:

  1. Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию первичной учетной документации;
  2. соответствующими Министерствами и иными органами Федеральной исполнительной власти - отраслевые формы;
  3. организациями - формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитывается специфика деятельности этих организаций.

Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные ФЗ «О бухгалтерском  учете»:

Информация о работе Учет материально производственных запасов