Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:46, реферат
Материально-производственные запасы (МПЗ)- часть оборотных активов организации, т.е. часть имущества, используемая:
- при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) для управленческих нужд организации;
- в качестве средств труда в виде предметов, участвующих в обороте не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он более 12 месяцев;
- в виде товаров, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для управленческих нужд организации, для улучшения хозяйственной деятельности предприятия;
- для осуществления уставной деятельности предприятия.
Обобщенные данные о наличии и движении запасов систематизируются в бухгалтерии организации на счетах финансового учета. К таким счетам относится прежде всего счет 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Малые предприятия могут использовать для учета производственных запасов один счет 10 «Материалы». [32, с. 632]
Для учета налога на добавленную стоимость, приходящегося на производственные запасы, применяется счет 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».
Учет материалов ведется по субсчетам:
10.1 «Сырье и материалы»
10.2 «Покупные полуфабрикаты
и комплектующие изделия,
10.3 «Топливо»
10.4 «Тара и тарные материалы»
10.5 «Запасные части»
10.6 «Прочие материалы»
10.8 «Строительные материалы»
10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»
10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
10.13 «Медикаменты и медицинский инструментарий»
10.14 «Мягкий инвентарь».
Не принадлежащие организации ценности учитываются на забалансовых счетах: материалы на ответственном хранении - на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; сырье и материалы заказчика, принятые в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые,- на счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
На бухгалтерских счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. В первом случае в дебет перечисленных счетов относят все расходы по их приобретению.
Учет материалов ведется на счете 10 "Материалы" без использования счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" по видам материалов в соответствии с Рабочим Планом счетов.
Поступление материалов в Учреждение учитывается по дебету счёта 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счетов:
Одновременно отражают налоги на добавленную стоимость: Д сч. 19,
К сч. 60.
Учет товаров ведется на счете 41 "Товары" по субсчетам в соответствии с Рабочим планом счетов.
Товары, приобретенные для перепродажи, находящиеся на складе учитываются по дебету счёта 41"Товары" по фактической себестоимости их приобретения.
Переданные со склада товары в сеть розничной торговли учитываются по дебету счёта 41 "Товары" по продажной стоимости. Разница между продажной и покупной стоимостью – торговая наценка учитывается на счете 42 "Торговая наценка".
Учреждением ежеквартально представляется отчет об использовании и движении материальных запасов, числящимся на балансе Учреждения по форме №5 Приложения к бухгалтерскому балансу.
2.3. Инвентаризация материалов
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств в Учреждении производится с целью выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, определения состояния и реальной стоимости имущества, проверки полноты отражения в бухгалтерском учете обязательств. [24]
Инвентаризация материально-
Для проведения инвентаризации
создается постоянно
Обязательная инвентаризация в Учреждении проводится:
До начала проверки фактического
наличия материально-
Инвентаризационная комиссия проверяет фактическое наличие материальных ценностей путем их подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать необходимые условия, т.е. обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.
Количество материалов и товаров, хранящиеся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной выборочной проверке части этих ценностей. При большом количестве весовых товаров составляют ведомости отвесов, которые ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. По окончании перевески данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как ручным способом, так и с использованием средств вычислительной или другой организационной техники.
Наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятия перечисленного в описях имущества на ответственное хранение. При инвентаризации в случае смены материально ответственных лиц принявших имущество расписываются в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.
Отдельные описи составляются на материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки, а также хранящиеся на складах других организаций, переданные в переработку другой организации.
По материально-
Недостачи, выявленные при инвентаризации, учитываются по дебету счета 94 субсчет 2 "Недостачи, выявленные в результате инвентаризации" с последующим списанием на виновных лиц по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
В случае отсутствия виновного лица суммы недостач (кроме имущества, закрепленного на праве оперативного управления) списываются на внереализационные расходы по дебету счета 91 субсчет 2 "Прочие операционные и внереализационные расходы" на основе подтверждающих документов.
Результаты инвентаризации подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
2.4. Учет расчетов с поставщиками
Особенность учета НДС при приобретении ценностей
Потребность в материальных ресурсах определяется плановым отделом предприятия, исходя из производственной программы.
Их приобретают:
Отношения с поставщиками регулируются договорами. При исполнении договорных условий поставщик выписывает на отгруженные ценности товарные и платежные документы (счета-фактуры, платежные требования).
Эти документы поступают в отдел снабжения покупателя, где они проверяются, регистрируются и акцептуются.
После регистрации им присваивается внутренний номер, и они передаются в бухгалтерию для оплаты.
Квитанции и товарно-транспортные накладные, поступившие от поставщика, передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.
После оприходования груза на склад в бухгалтерию для оплаты.
Квитанции и товаротранспортные накладные, поступившие от поставщика, передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.
После оприходования груза на склад в бухгалтерию поступает приходный ордер или акт.
В бухгалтерии учет расчетов с поставщиками ведется на пассивном счете 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту этого счета отражается долг поставщикам, а по дебету — его уменьшение в связи с оплатой.
Кредитовое сальдо по сч. 63 означает задолженность поставщику по неоплаченным счетам.
Если материальные ценности были оприходованы под ответственность кладовщика до того, как поступили сопроводительные документы, то такие материальные ценности называются неотфактурированными поставками.
Для учета расчетов с поставщиками по сч. 63 предназначен регистр, в котором совмещен аналитический и синтетический учет — это журнал-ордер № 3 (раньше — № 6).
По каждой аналитической позиции приводятся данные по каждому счету поставщика и документу, подтверждающему оприходование ценностей, поступивших от него.
Открывается журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками с прошлого месяца. Это незавершенные расчеты по акцептованным счетам и неотфактурированные поставки. По каждому счету поставщика отражается его номер, название поставщика, учетная стоимость поступивших ценностей, сумма к оплате, расписанная по позициям:за товар;
НДС;за тару;ТЗР;
По кредиту счета 60 в корреспонденции со счетом 10 отражается задолженность организации поставщику за фактически поступившие материальные ценности и подрядчику за услуги по доставке материальных ценностей. В задолженность поставщикам (подрядчикам) по кредита счета 60 включается также налог на добавленную стоимость. При этом задолженность поставщикам по кредиту счета 60 отражается только тогда, когда к организации - покупателю перешло право собственности на материальные ценности.
Суммы, отражаемые по кредиту счета 60, зависят также от соответствия сроков поступления материальных ценностей и платежных документов.
Таблица 2 - Сроки поступления материальных ценностей
Материальные ценности |
Платежные документы |
Кредит счета 60 |
Поступили |
Поступили |
Стоимость фактически принятых материалов: Д сч. 10, К сч. 60 Д сч. 19, К сч. 60 |
Поступили |
Не поступили (неотфактурированные поставки) |
Стоимость фактически поступивших материалов по учетным ценам: Д сч. 10 неотфакт. пост, К сч. 60 |
Не поступили (материалы в пути) |
Поступили |
Стоимость материалов, указанных в счете поставщика: Д сч. 10 матер. в пути, К сч. 60 |
Информация о работе Учет материально-производственных запасов в ООО «Энергосбыт»