Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение порядка оценки материалов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материалов, а также контроля за сохранностью и использованием их в производстве.
Введение 3
Глава 1. Общие принципы учета производственных запасов 5
Задачи учета и классификация материалов 5
Оценка материальных ценностей 9
Глава 2. Организация учета материалов 18
Документальное оформление движения материалов 18
Синтетический и аналитический учет материалов 22
Учет переоценки и снижения стоимости материалов 35
Инвентаризация материалов 38
Глава 3. Порядок организации учета на примере ОАО «Фирмы Челябинскагропромстрой» 43
Общая характеристика предприятия 43
Документооборот по движению материалов 45
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Аппарат
бухгалтерии имеет
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры.
3.2. Документооборот по движению материалов.
Поступление материалов на предприятие ОАО "Фирма Челябинскагропромстрой " контролирует в первую очередь отдел снабжения. Этот отдел в ОАО "Фирма «Челябинскагропромстрой» состоит из двух рядовых работников и начальника отдела снабжения, который подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам. Работники отдела снабжения следят за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивают грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие. Принимая грузы от транспортных организаций, экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза.
Прежде чем ехать за грузом (самовывоз), работнику отдела снабжения выдается доверенность (ф. № М-2) (Приложение 3), которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей (Приложение 4). В данной организации разработана форма выписки доверенностей на персональном компьютере.
В момент сдачи материалов на склад ОАО «Фирма Челябинскагропромстрой», кладовщик проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика кладовщик выписывает приходный ордер (ф. № М-4) (Приложение 7б, 7в). Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.
Для хранения материальных ценностей в ОАО «Фирма Челябинскагропромстрой» предназначен Центральный склад материалов на базе ЧМЗ.
Центральный склад материалов довольно большой и оснащен всеми необходимыми весовыми, измерительными и транспортировочными механизмами. Этот склад разбит на несколько помещений. В одном из них хранятся металлы: трубы, калибровка, листы и т.д., в другом – шланги, стеновые панели, кирпич, цемент т.д., в третьем – химикаты: лаки, краски, химические вещества, в четвертом - имеются стеллажи, ячейки для хранения мелких деталей и инструментов. Канцтовары обычно не хранятся, а закупаются по мере надобности.
На центральном складе работают один кладовщик. С ней заключен договор о материальной ответственности.
На каждый вид материала открывается карточка складского учета (ф.№М-17), а к каждому месту хранения материалов прикрепляются инвентарные ярлыки. Материалы на складах хранятся по сортам (сортовой метод).
Кладовщик, по мере поступления документов по приходу и расходу на склад, формирует реестры (Приложение 7, 8), подкалывает к ним первичные документы и отправляет в бухгалтерию организации каждый понедельник.
Ведомость учета остатков материалов не составляется. Вместо этого в начале каждого месяца кладовщик едет в бухгалтерию на сверку остатков материалов за прошедший месяц. Из-за большого движения материалов, а также большой их номенклатуры ежемесячная сверка карточек складского учета с данными бухгалтерии необходима. Все выявленные расхождения выясняются немедленно, что уменьшает количество ошибок в данных о движении материалов.
Из анализа состояния складов исследуемого предприятия ОАО " Фирма Челябинскагропромстрой" можно сделать следующий вывод, а именно: неблагоприятным является отсутствие автоматизации учета на складах, что усложняет ведение аналитического учета материальных ценностей.
Первичные документы по расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, т.к. являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.
Все хозяйственные операции, связанные с отпуском материалов, подлежат качественному, эффективному и своевременному документированию.
Выдача материалов со склада ОАО " Фирма Челябинскагропромстрой " в производство осуществляется с помощью требований (ф. № М-11), которые выписывают мастера соответствующих подразделений.
Также материалы могут поступать за наличный расчет. Для этого прораб, с которым в обязательном порядке заключен договор о материальной ответственности (Приложение 5), должен взять необходимую сумму из кассы и в последствии сдать авансовый отчет с приложенными к нему документами, которые свидетельствуют о том, что работник организации действительно приобрел строительные материалы или хозяйственный инвентарь. Тогда денежная сумма в размере расхода списывается с кредита счета 71 «Подотчетные лица» в дебет счета 10/2, если это строительные материалы, 10/3, если это ГСМ, 10/5 если приобретены запасные части и 10/9, соответственно, если куплен хозяйственный инвентарь. Материалы на счет 10/1, т.е. на базу, поступают обычно по безналичному расчету и в больших количествах.
После получения материалов, требования копятся у кладовщика, а затем передаются в бухгалтерию. Бухгалтер расценивает требования, т.е. указывает стоимость единицы материала и производит таксировку.
Списание запасных частей и материалов производится актам списания (Приложение 6ж) в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», и пообъектно по отчетам формы М-29, в дебет счета 20/01. Отчеты по форме М-29 составляют прорабы, начальники строительных участков и цехов (т.е. все материально-ответственные лица) в соответствие сметам. Отчеты должны быть подписаны начальником ПТО, а также главным инженером, после чего отчеты сдаются бухгалтеру – материалисту (Приложение 6). К отчету прорабы обычно прикладывают реестры прихода и расхода материалов за месяц (понедельно), акты списания хозяйственного инвентаря и т.п. (Приложение 6).
На конец каждого месяца бухгалтер по материалам формирует остатки строительных материалов и хозяйственного инвентаря в разрезе субсчетов и материально ответственных лиц. Данные за месяц сверяются с остатками по данным у прорабов, а затем сшиваются в книгу. По данным расхода материалов в конце каждого месяца формируется оборотная ведомость по счету 10 «Материалы». По итогам анализов счетов оформляется сводный журнал по счету 10 «Материалы», который проверяется главным бухгалтером и подшивается в отчет.
В ходе проведенного исследования документального оформления движения материалов на ОАО “ Фирма Челябинскагропромстрой”, можно отметить, что все документы составляются в соответствии с порядком и требованиями по документальному оформлению.
Заключение
В Российской Федерации в условиях рыночной конкуренции благосостояние предприятия во многом зависит от его способности, без увеличения затрат и вовлечения в производство дополнительных дорогостоящих ресурсов, достигнуть оптимальных объемов производства продукции (работ, услуг), получив при этом максимально возможную прибыль.
В этой ситуации становится очевидным необходимость рационального и эффективного использования в процессе производственной и хозяйственной деятельности всех имеющихся на предприятии ресурсов, в том числе материальных ресурсов, занимающих наибольший удельный вес в полной себестоимости продукции (работ, услуг).
Следовательно, сокращение материальных затрат и снижение материалоемкости продукции (работ, услуг) являются для рассматриваемого предприятия важнейшим фактором повышения эффективности производства, поскольку уменьшение затрат на производство продукции вследствие экономного расходования материальных ресурсов способствует снижению ее себестоимости и росту прибыли от ее реализации. Кроме того, снижение расходов материалов, материалоемкости продукции (работ, услуг) приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия, уменьшению денежных затрат на образование производственных запасов, следовательно, улучшается вся совокупность показателей эффективности производства.
Поэтому в практике использования материальных ресурсов необходимо руководствоваться четко определенными задачами учета и контроля за использованием материалов на производство. Решению этих задач способствует правильная организация оперативного (по местам хранения и использования) и бухгалтерского учета материальных ценностей на предприятии.
Исследования действующей практики учета и контроля использования материалов на производство на ОАО “Фирма Челябинскагропромстрой” в 2003 году позволило установить, что учет и контроль ведутся в основном в соответствии с Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и принятой на предприятии учетной политикой.
В целом организация учета и контроля использования материалов на производство на ОАО “ Фирма Челябинскагропромстрой ” соответствует требованиям, содержащимся в нормативных документах по учету материалов.
Производственные
запасы составляют значительную часть
стоимости имущества
Существенное
значение для сохранности
Одно
из условий рационального
В заключение можно сказать, что мне очень приятно работать в организации, в которой бухгалтерский учет в целом (в том числе и учет материалов) поставлен так, как об этом пишут в законах, постановлениях, положениях и книгах по бухгалтерскому учету. Единственное, что можно порекомендовать – это автоматизирование учета материалов на базе, т.к. наименований материалов очень много и персональный компьютер с программой 1С: Склад (или аналогичной) помогла бы избежать многих ошибок и недоразумений.
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы
1. Нормативно – правовые акты