Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:14, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть основные особенности бухгалтерского учета НМА.
Для достижения заданной цели необходимо:
- изучить нормативные документы, регулирующие бух. учет НМА;
- рассмотреть организацию учета НМА в бухгалтерии;
- ознакомиться с документальным оформлением всех операций, связанных с приобретением, выбытием НМА.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Нематериальные активы: классификация, бухгалтерский учет……………………...4
1.1. Нематериальные активы как экономическая категория и объект бухгалтерского учета……………………………………………………………………………………...4
1.2. Бухгалтерский учет нематериальных активов………………………………………..6
1.2.1. Организация учета нематериальных активов………………………………………….6
1.2.2. Учет поступления и выбытия нематериальных активов……………………………...9
1.2.3. Учет амортизации нематериальных активов…………………………………………14
2. Особенности организации бухгалтерского учета нематериальных активов на ОАО «Факел»…………………………………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………………….25
Приложение……………………
Рассчитать амортизацию:
- по праву на изобретение: годовая норма амортизационных отчислений равна 20% (100%/5 лет) – 20000*20%/12 мес. = 333 руб.;
- по праву на программу ЭВМ: 100%/20 лет= 5% - 50000*5%/12 = 208 руб., т.о. в январе 2002 года в бухгалтерском учете ОАО «Факел» начислена амортизация 541 руб. – Д26К05.При списании НМА приказом руководителя создается специальная комиссия, которая устанавливает причины списания, составляет акт, который передается в бухгалтерию, где ставится отметка в инвентарной карточке о выбытии.
Первоначальная стоимость НМА–17400, начисленная амортизация-15515
Содержание операции | Сумма | Корреспондирующие счета | Первичный документ | |
Дт | Кт | |||
1.Списана амортизация, начисленная по выбывшему объекту НМА | 15515 | 05 | 04 | Бухгалтерская справка-расчет |
2.Списана остаточная стоимость | 1885 | 91 | 04 | Бухгалтерская справка-расчет |
3.Определен финансовый результат (убыток) не уменьшает налогооблагаемую прибыль | 1885 | 99 | 91 | Бухгалтерская справка-расчет |
В январе 2005 г. ОАО «Факел» заключило лицензионный договор с ООО «ВБТ» на 1 год: передало права на использование изобретения, охраняемого патентом. Такая деятельность для ОАО «Факел» является основной. Стоимость патента, отраженного у предприятия в составе НМА – 144000, ежемесячная амортизация – 600р. Начислена заработная плата персоналу, занимавшегося заключением договора (с учетом ЕСН) – 20000. За лицензию ЗАО должно получить единовременное вознаграждение – 48000 (в т.ч. НДС 8000). Ежемесячно предприятию выплачиваются роялти – 7200 (в т.ч. НДС 1200).
Содержание операции | Сумма | Корреспондирующие счета | |
Дт | Кт | ||
1. Переданы неисключительные права на НМА по лицензионному договору; | 144000 | 04 | 04 |
2. Отражена выручка от реализации неисключительной лицензии | 48000 | 62 | 90-1 |
3. В составе выручки отражены сумма роялти | 7200 | 62 | 90-1 |
4. Выделен НДС – 8000+1200 | 9200 | 90-3 | 68 |
5. Начислена заработная плата | 20000 | 20 | 70 (69) |
6. Начислена амортизация НМА по лицензионному договору за отчетный месяц | 600 | 20 | 05 |
7. Начислен налог на пользователей автомобильных дорог | 460 | 26 | 68 |
8. Списаны затраты на реализацию | 21060 | 90-2 | 20 (26) |
9. Финансовый результат | 24940 | 90-9 | 99 |
10. Получена оплата – 48000+7200 | 55200 | 51 | 62 |
Налоговый учет можно организовать с применением аналитических регистров. Заполнение регистра производится на основе данных бухгалтерского учета, а также бухгалтерских справок. Бухгалтерские справки составляются для определенных показателей и на основе специальных расчетов (например: определение ежемесячной нормы списания ремонта по конкретному объекту), а также для включения в состав расходов, уменьшающих доходы, сумм, подлежащих единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения. Справка составляется в произвольной форме, подписывается исполнителем и прикладывается к соответствующему регистру.
При заполнении регистра можно воспользоваться следующей схемой, которая приведена в Приложении 1 к данной работе.
Для организации налогового учета амортизируемого имущества, рекомендуем данный Регистр. При его заполнении необходимо руководствоваться статьями 256-259 и 322 НК РФ.
При заполнении в последующем отчетном налоговом периоде этого регистра в графу 8 «Сумма начисленной амортизации всего» переносятся данные графы 10 «Остаточная стоимость» за предыдущий период.
При реализации недоамортизируемого имущества, убыток определяется в соответствии с п. 3 статьи 268 НК РФ, и определяется по каждому объекту, с указанием срока до которого будет производиться списание убытка. В графе 4 отражаются фактические расходы отчетного периода в размере понесенного убытка по конкретному объекту. В графе 5 регистра включается часть убытка, приходящаяся на отчетный налоговый период, а разница между этими показателями отражается в графе 7 «Сальдо на конец отчетного периода». Перенос убытков предыдущих налоговых периодов осуществляется в соответствии со статьей 283 НК РФ. Сумму убытка можно отражать по каждому налоговому периоду, при этом налогоплательщик имеет право на перенос убытка на будущее в течении 10 лет, отражая его в графе 7 «Сальдо на конец отчетного периода» (Приложение 2).
Расходы по строкам 06-24 данного регистра не учитываются для целей налогообложения и не переносятся на последующие налоговые периоды, и поэтому сальдо не имеют (Приложение 2.)
Заключение
В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.
В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, нематериальных активов, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.
Данная курсовая работа рассматривает круг вопросов, связанных с организацией ведения учета нематериальных активов. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. для учета нематериальных активов вследствие их разнообразия по составу и назначению имеет место их классификация, исходя из которой и составляется отчетность о наличии и движении нематериальных активов, отсюда, учет данного вида средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;
2. аналитический учет, организованный с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации;
3. особенностью учета нематериальных активов, в частности выбытия, является определение финансового результата по данной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки.
Все предприятия при учете нематериальных активов должны руководствоваться соответствующими законодательными и нормативными документами.
В настоящее время отражению в учете нематериальных активов уделено довольно много внимания. Однако вопросов и проблем не становится меньше. Поэтому необходимо совершенствовать систему учета нематериальных активов.
Организация устанавливает срок полезного использования по каждому виду амортизируемых нематериальных активов при их постановке на учет, если он не установлен в договоре, патенте или ином аналогичном документе: в бухгалтерском учете - в расчете на 20 лет; в налоговом учете - в расчете на 10 лет.
Данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемых объектов будут формироваться в регистрах на основании показателей одних и тех же форм первичной учетной документации, составленных в установленном законодательством порядке. Используются акт (накладная) приемки-передачи основных средств и карточка учета нематериальных активов. В зависимости от характера операции и требований нормативных актов в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
В учетную политику предприятия по бухгалтерскому учету в целях минимизации различий рекомендуется внести изменения.
Для унификации отдельных способов учета и оценки объектов следует предусмотреть в части нематериальных активов в состав нематериальных активов в бухгалтерском учете включаются права владения «ноу-хау», лицензии на право пользование недрами, фирменное наименование.
7. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета, 2009
Приложение
Приложение 1.
Справка
О расчете амортизации объектов основных средств и нематериальных активов, подлежащих единовременному списанию
Наименование организации___________________
Период________________________
Единица измерения_________
______________________________
№ п/п | Наименование объекта | Стоимость | Срок эксплуатации | Начислена амортизация на 31.12.08г. | Амортизация, списываемая единовременно | |
До 01.01.09г. | с 01.02.09г. |
Информация о работе Учет нематериальных активов и их амортизации