Учет нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение учета нематериальных активов с точки зрения теоретических и практических аспектов.
Для реализации поставленной цели используются следующие задачи:
 изучение понятия и классификации нематериальных активов;
 изучение поступления, выбытия нематериальных активов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.
1.1. Понятие и классификация нематериальных активов………………..……....…4
1.2. Синтетический и аналитический учет нематериальных активов…………..…5
1.3. Учет поступления нематериальных активов…………………………………….7
1.4. Амортизация нематериальных активов……………………..…………………...13
1.4.1. Амортизация нематериальных активов линейным способом………………...16
1.4.2. Амортизация нематериальных активов способом уменьшаемого остатка......17
1.4.3. Амортизация нематериальных активов способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)………………………………………….19
1.5. Инвентаризация нематериальных активов…………………………………...…22
1.6. Выбытие нематериальных активов……………………………………..……….30
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...……36

Работа состоит из  1 файл

Учет НМА БУ.docx

— 79.66 Кб (Скачать документ)

  В учете для начисления  амортизации используется пассивный  счет 05 «Амортизация НМА».3 На этом счете ведется учет информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. По кредиту счета 05 учитывается начисление амортизации,  по дебету – ее списание по выбывшим нематериальным активам.

  При начислении амортизации  по объектам НМА, используемым  при капитальном строительстве,  в основном и вспомогательном  производствах, на общепроизводственные, общехозяйственные нужды, в обслуживающих  производствах и хозяйствах, торговой  деятельности делаются следующие  бухгалтерские записи:

  Списание накопленной амортизации при выбытии объектов НМА отражают так:  Д-т 05   К-т 04

  

1.4.1.   Линейный способ

 

При линейном способе годовая сумма  амортизационных отчислений по объекту  НМА определяется как произведение его первоначальной стоимости и  годовой нормы амортизации, исчисленной  исходя из срока полезного использования  этого объекта.

     Годовая норма амортизации  рассчитывается в процентах как  отношение 100% к сроку полезного  использования объекта НМА (в  годах).

     Линейный способ предполагает  равномерное начисление амортизации  как в течение отчетного года (в размере 1/12 годовой суммы), так  и всего срока полезного использования  объекта НМА. 

Ина =Сна  х  Нна /100,

Где Ина – амортизация НА (руб.), Сна – первоначальная стоимость НА (руб.), Нна – норма амортизации (%)

Норма амортизации определяются, исходя из сроков их полезного использования

Нна =100 / Тсл,

Где Тсл – срок полезного использования.

Пример:

В организации своими силами создан объект нематериальных активов, оцененный  в 100 000 рублей. Срок полезного использования - 4 года. Начисление амортизации - линейным способом.

   Годовая норма амортизации  составляет:

   100% : 4 = 25%

Годовая сумма начисления амортизационных  отчислений в течение всего периода  использования объекта постоянна  и составляет:

   100 000 х 25% = 25 000 руб.

Ежемесячная сумма амортизации  = 25000 / 12  = 2083 руб.

 

 

 

 

1.4.2. Способ уменьшаемого остатка

 

При применении способа уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных  отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта НМА на начало отчетного года и годовой нормы  амортизации.

     Другими словами,  при этом способе годовая сумма  амортизации от года к году  уменьшается, так как соответственно  уменьшается база - остаточная стоимость  объекта НМА. 

     Сумма начисленной амортизации за месяц составляет при этом способе 1/12 часть годовой суммы амортизации.

 Пример: В организации своим силами создан объект нематериальных активов, оцененный в 100 000 руб. Срок полезного использования - 4 года. Начисление амортизации производится способом уменьшаемого остатка.

  В первый год амортизация  составит: 100 000 х (25%х2) = 50 000 руб.

  Во второй год использования:

   - определим остаточную стоимость  объекта НМА на начало второго  года эксплуатации: 100000 - 50000 = 50000 р.

   - определим годовую сумму  амортизационных отчислений: 50000 х 50% = 25000 руб.

  В третий год использования:

   - определим остаточную стоимость  объекта НМА на начало третьего  года эксплуатации: 50000 - 25000 = 25000 р.

   - определим годовую сумму  амортизационных отчислений: 25000 х 50% = 12500 руб.

  Так, в четвертый год использования  амортизационные отчисления составят 12 500 руб.

Способ уменьшающего остатка не сводит остаточную стоимость до нуля в течение срока полезного  использования, т.к. норма амортизации  применяется к уменьшающейся (остаточной стоимости), а не к первоначальной как в линейном способе.

 

1.4. 3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции

(работ, услуг)

 

     При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости НМА и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.

     Иначе говоря, сумма  начисленной амортизации при  этом способе напрямую зависит  только от натурального показателя  объема продукции.   

 И на =  Оф   х  С перв  /  Он,

Где Оф –фактический объем продукции, Он –нормируемый объем продукции.

Пример. Приобретены нематериальные активы в виде товарного знака и свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара на 10 лет стоимостью 200 тыс. руб. Предусмотрен выпуск продукции с использованием приобретенных нематериальных активов на общую сумму 1000 тыс. руб., в том числе:

1 год - 130 тыс. руб.;

2 год - 125 тыс. руб.;

3 год - 115 тыс. руб.;

4 год - 105 тыс. руб.;

5 год - 100 тыс. руб.;

6 год - 95 тыс. руб.;

7 год - 90 тыс. руб.;

8 год - 85 тыс. руб.;

9 год - 80 тыс. руб.;

10 год - 75 тыс. руб.

Исходя из приведенных данных списание амортизационных отчислений производится:

1 год - 26 тыс. руб. (200 : 1000 х 130);

2 год - 25 тыс. руб. (200 : 1000 х 125);

3 год - 23 тыс. руб. (200 : 1000 х 115);

4 год - 21 тыс. руб. (200 : 1000 х 105);

5 год - 20 тыс. руб. (200 : 1000 х 100);

6 год - 19 тыс. руб. (200 : 1000 х 95);

7 год - 18 тыс. руб. (200 : 1000 х 90);

8 год - 17 тыс. руб. (200 : 1000 х 85);

9 год - 16 тыс. руб. (200 : 1000 х 80);

10 год - 15 тыс. руб. (200 : 1000 х 75).

 

     В течение отчетного года амортизационные отчисления по нематериальных активам начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

  Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

     Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (Д 20,44  К 05), либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (Д 20,44  К 04).

Применение одного из способов отражения  в бухгалтерском учете амортизации  по группе однородных нематериальных активов производится в течение  всего срока их полезного использования.

Начисленная амортизация включается в издержки производства и обращения  с использованием пассивного счета  05   ( Д 20,26,44     К 05)

 

1.5. Инвентаризация нематериальных активов

 

При инвентаризации нематериальных активов  проверяется:

  • наличие документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов;
  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Данные инвентаризации нематериальных активов заносятся в

инвентаризационную опись нематериальных активов (форма № ИНВ-1а).

Составляется она в двух экземплярах  и подписывается ответственными лицами комиссии и лицом, ответственным за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у ответственного за сохранность документов лица (лиц).

    До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за  сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы.

При выявлении нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должна включать их в инвентаризационную опись.

Основными целями инвентаризации нематериальных активов на предприятии являются:

 1.  выявление фактического наличия нематериальных активов;

 2.  сопоставление фактического наличия нематериальных активов с данными бухгалтерского учета;

 3.  проверка полноты отражения в учете.

Для проведения инвентаризации в организации  создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия.

При инвентаризации нематериальных активов  проверяют:

  наличие документов, подтверждающих  права организации на его использование; 

  правильность и своевременность  отражения нематериальных активов  в балансе. 

        При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

  • правильность оформления ценных бумаг;
  • реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
  • сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
  • своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

        Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы4. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

 

Отражение выявленных разниц

 

В соответствии с п. 28 Положения  по ведению бухгалтерского учета  выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется  по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты;

б) недостача имущества и его  порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.

Излишек имущества приходуется  посредством оформления проводки:

Д-т 04 К-т 80, 91

Недостача имущества отражается в  бухгалтерском учете проводками:

Д-т 94  К-т 04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 6. Учет выбытия нематериальных активов

 

          В силу  тех или иных  причин нематериальные активы, числящиеся в организации списываются с учета.

Основными причинами списания объектов нематериальных активов являются:

- непригодность к дальнейшему  использованию;

- истечение срока их полезного  использования;

- передача нематериальных активов  в счет вклада в уставный  капитал;

- безвозмездная передача нематериальных  активов;

- реализация нематериальных активов.

 

    Одновременно со списанием  стоимости этих объектов подлежит  списанию сумма накопленных амортизационных отчислений.

    В соответствии с п. 23 ПБУ 14/2000 доходы  и  расходы  от списания

нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде к которому они относятся. Доходы и расходы от списания  нематериальных активов относятся на финансовые результаты организации.

   Списание  объектов в связи с непригодностью, а также по истечению срока их полезного использования, производится на основании акта. Акт  должен  быть составлен  компетентной  комиссией, которая  определяет  и  указывает  в акте  причины списания, а также другие аналитические данные.

   На  основании  акта, утвержденного  руководителем,  делается  отметка  о

выбытии   объекта   в   Карточке   учета   нематериальных   активов   (форма

№ НМА-1).

        При  списании  объектов  нематериальных активов  за непригодностью необходимо помнить,  что  получаемый   убыток  не  уменьшает  налогооблагаемую  прибыль и  должен быть показан в Справке о порядке определения данных, отражаемых  по строке 1 “Расчета (налоговой декларации)  налога от фактической прибыли.

 

Списание  объекта НМА до истечения срока  его полезного использования  можно отразить следующими проводками.

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

 

Дебет

Кредит

Списана амортизация, начисленная  по выбывшему объекту НМА

05

04

Списана остаточная стоимость выбывшего  объекта НМА

91-2

04

Определен финансовый результат (убыток) от списания объекта НМА

99

91-9

Информация о работе Учет нематериальных активов