Учет оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:23, дипломная работа

Описание

В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных формах, включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время.

Работа состоит из  1 файл

Учёт оплаты труда и расчётов с работниками.doc

— 458.00 Кб (Скачать документ)

социально-экономической   политике   государства.   В   условиях    рыночной

экономики практическое осуществление мер  по  совершенствованию  организации

оплаты труда должно  быть  основано  на  соблюдении  ряда  принципов  оплаты

труда, которую необходимо базировать  на  следующих  экономических  законах:

законе  возмещения  затрат  на   воспроизводство    рабочей   силы,   законе

стоимости. Из требований экономических  законов  может  быть  сформулирована

система принципов организации  оплаты труда, включающие:

. принцип  оплаты по  затратам  и  результатам,  который   следует  из  всех

   указанных выше законов. На протяжении  длительного  периода  времени  вся

   система  организации   оплаты  труда  в  государстве   было  нацелена   на

   распределение  по  затратам  труда,  которое  не   вполне   соответствует

   требованиям  современного  уровня развития экономики.  В  настоящее  время

   более строгим является  принцип оплаты по затратам  и результатам  труда, а

   не только по затратам;

. принцип  повышения уровня  оплаты  труда  на  основе  роста  эффективности

   производства, который  обусловлен,  в  первую  очередь,  действием  таких

   экономических законов,  как закон повышающейся производительности   труда.

   Из  этого  закона  следует,  что  рост  оплаты  труда   работника   должен

   осуществляться только на  основе повышении эффективности производства;

.  принцип  опережения  роста   производительности  общественного   труда  по

   сравнению с ростом заработной  платы. Он  призван  обеспечить  необходимые

   накопления и дальнейшее  расширение производства;

. принцип материальной заинтересованности в повышении  эффективности  труда

   следует  из  закона  повышающейся  производительности  труда   и   закона

   стоимости.    Необходимо    не    просто    обеспечивать     материальную

   заинтересованность в определенных  результатах труда, но и  заинтересовать

   работника в повышении  эффективности  труда. Реализация  этого  принципа  в

   организации  оплаты труда  будет  способствовать  достижению  определенных

   качественных изменений  в работе всего хозяйственного  механизма.

  Заработная  плата  тесно  связана  с  производительностью  труда,  а  это

важнейший показатель эффективности  процесса  производства,  и  представляет

собой  способность   конкретного   труда   воздавать   в   единицу   времени

определенное   количество  продукции.  А  заработная  плата,  относящаяся к

денежному вознаграждению, выплачиваемому работнику за выполненную работу.

  Будучи основным источником  дохода трудящихся, заработная  плата   является

формой вознаграждения  за труд  и  формой  материального  стимулирования  их

труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную  работу  и

на  мотивацию  достижения  желаемого  уровня   производительности.   Поэтому

правильная организация заработной  платы  непосредственно  влияет  на  темпы

роста   производительности   труда,   стимулирует   повышение   квалификации

трудящихся.  Организация  не  может  удержать  рабочую  силу,  если  она  не

выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным  ставкам и не  имеет  шкалы

оплаты, стимулирующей людей к  работе. Для того чтобы  обеспечить  стабильный

рост производительности, руководство  должно четко связать заработную  плату,

продвижение по службе  с  показателями  производительности  труда,  выпуском

продукции.  Система  вознаграждения  за  труд  должна  быть   создана  таким

образом,  чтобы  она  не  подрывала  перспективные   усилия  на  обеспечение

производительности при краткосрочных  негативный результатах.

 

   1.2 Государственное регулирование  оплаты труда и расчетов с  работниками.

 

 

     Контроль за своевременностью, правильностью и полнотой  осуществляется

 компетентными государственными  органами.             Регулирование  оплаты

 труда осуществляется на  основе сочетания мер  государственного  воздействия

 с системой договоров.

    Государство, как участник  трудовых  отношений,  в  их  рамках  согласно

 Трудовому кодексу(ТК) РМ устанавливает  и гарантирует:

  - величину минимального размера  оплаты труда в РМ;

  - величину минимального размера   тарифной  ставки  работников  организаций

    бюджетной сферы РМ;

  - ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы;

  - недопущение оплаты труда  в натуральной форме;

  - обеспечение получения работниками  заработной платы в случае  прекращения

    деятельности работодателя и  его неплатежеспособности  в  соответствии  с

    законами;

  - государственный надзор и контроль  за  полной  и  своевременной   выплатой

    заработной платы и реализацией  государственных гарантий по  оплате труда;

  - ответственность работодателей  за нарушение требований  ТК  РМ;  законов,

    иных нормативных правовых актов,  коллективных договоров, соглашений;

               Все  остальные   условия   оплаты   труда   принимаются   по

  согласованию  сторон  трудовых  отношений,  но  с  соблюдением   требований

 законодательных актов.

 

   Государственное регулирование  оплаты труда включает:

 

. законодательное установление  и  изменение  минимального   размера  оплаты

   труда  в РМ;

 

.  налоговое  регулирование   средств,   направляемых   на   оплату    труда

   предприятиями, а также  доходов физических лиц,

 

. установление государственных  гарантий по оплате труда.

 

  Регулирование  оплаты   труда   на   основе   договоров    и   соглашений

обеспечивается: коллективными  и  индивидуальными договорами (контрактами).

 

  Рис. 1 «Типы политики в области доходов и заработной платы»

 

 

 

  Элементы политики государства  в области доходов и заработной  платы  имеют

место  в  Молдове  (см.  рисунок  1).  Но  при   чрезмерной   дифференциации

заработков, наличие денежных доходов  централизованная  политика  в  области

оплаты труда вряд ли принесет хорошие  результаты.  Ориентация  на  налоговое

регулирование доходов может  стимулировать  черный  рынок.   Потому  главная

надежда  видимо, в политике переговоров, в частности, по поводу  утверждения

уровней  заработной  платы,  обеспечивающих  гибкую  и  справедливую  оплату

труда.

 

  Минимальный размер оплаты  представляет собой  низшую  границу  стоимости

неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой   в  виде  денежных  выплат  в

расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за  выполнение

простых  работ  в  нормальных  условиях  труда.  Минимальный  размер  оплаты

определяется  с  учетом  стоимости  жизни   и   экономических   возможностей

государства. В РМ  минимальный  размер оплаты труда на  2004  год  составляет

440 лей.

 

  Оплата труда работника зависит  от трёх основных факторов:

 

- спрос на рабочую силу и  её предложение на рынке труда;

 

-  количество,  качество,  сложность   и  условия  труда,   профессиональные

   качества работников.

 

- результаты труда и хозяйственная  деятельность предприятия.

 

  Заработная плата включает  три основных элемента:

 

  1.Основная  оплата  -  в   виде  тарифных  ставок  для   рабочих  (основная

заработная  плата  рабочего  данного  разряда  в  час,  день  или месяц)  и

должностных  окладов  (ежемесячный  размер  основной  заработной   платы   в

зависимости от занимаемой должности, квалификации  и  особенностей  отросли)

для  служащих,  специалистов   и   руководящих    работников.   Эта   оплата

производится в соответствии с нормами труда. Нормы труда  устанавливаются  в

соответствии  с  квалификацией,  уровнем   профессиональной   подготовки   и

компетентности   работника,   качеством,   ответственностью   и   сложностью

выполняемых работ.

 

  2. Дополнительная оплата- вознаграждения за  работу  сверх  установленных

норм, за эффективность труда, за особые условия труда. Она включает:

 

  -доплаты и надбавки к  основной заработной плате

 

  -другие  гарантированные   выплаты:   оплата   ежегодных   отпусков   ,при

производственном обучении и т.д.

 

  -текущие премии в соответствии  с достигнутыми  результатами,  конкретными

условиями труда, а в случаях,  предусмотренных  законодательством  с  учетом

стажа работы.

 

  3. Стимулирующие и компенсированные  выплаты:

 

  -вознаграждения по итогам работы за год;

 

  -премии;

 

  -компенсационные надбавки  за работу  в  неблагоприятных   условиях  труда.

Эти  надбавки  выплачиваются  в  едином   размере   для   работников   любой

квалификации, работающих в одинаковых условиях  (по  результатам  аттестации

рабочих мест) за фактически отработанное  рабочее  время  в  неблагоприятных

условиях труда или за постоянную занятость (не более 50%  рабочего  времени)

в этих условиях. Надбавки устанавливаются  в  размере  до  50  %  минимальной

заработной платы за  работы в особо тяжелых и особо  вредных условий труда.

 

  Перечень компенсационных надбавок  и  доплат  и  их  минимальные   размеры,

установленные  в  Молдове  в  2002  году  определены  в  Приложении  №  1  к

Постановлению Правительства Республики Молдова №743 от 11 июня 2002 года.

 

  Различают денежную (номинальную)  и реальную заработную плату.  Номинальная

заработная плата  -  сумма  денег,  полученная  работающим  за  определенный

период. Реальная заработная плата  характеризуется тем количеством товаров  и

услуг,  которое  может  быть  приобретено  работающим  при  данном   размере

денежной заработной платы и  данном уровне цен на товары и услуги.

 

  Оплата преследует три основные  цели:

 

   1. Возместить цену рабочей  силы и обеспечить условия её  воспроизводства,

      развития трудового  потенциала работников и членов  его семьи.

 

   2. Стимулирование повышения  производительности труда и качества  работы.

 

   3. Обеспечить конкурентно  способный уровень издержек на  оплату  труда  с

     учетом его производительности.

 

  Для фирмы наибольшее значение  имеет не абсолютный размер  оплаты труда,  а

относительные издержки в расчете  на единицу производительности  (выработки).

 

 

  Заработная  плата  формируется   на   рынке   труда,   где   сталкиваются

собственники  рабочей  силы,  то  есть  способности  к  труду   и   средства

производства, которые необходимы для реализации способности к  труду.

 

    Независимо  от того, кто выступает  в  роле  работодателя-  юридическое

лицо или государство, возникающие между ними отношения являются  отношениями

трудового  найма,  связанные  с  обменом  рабочей   силы   на   определенные

материальные блага.

 

    Трудовые отношения регулируются  Конституцией  РМ,  трудовым  кодексом,

другими законами и нормативными актами, содержащими нормы трудового права:

 

Постановление парламента

 

Указами Президента РМ

 

Постановлениями и распоряжениями Правительства

 

Актами о труде, изданными Министерством  труда  социальной  защиты,  другими

центральными  отраслевыми  органами   публичного   управления   в   пределах

делегированных им Правительством полномочий.

 

  Эти документы определяют  общие правила  организации   и  ведения  учета  и

распространяются на все предприятия  и организации,  являющиеся  юридическими

лицами,  независимо   от   подчиненности,   форм   собственности   и   видов

деятельности.

   На   предприятиях   в   целях   регулирования   взаимоотношений    между

 работодателем и работником, а также   трудовой  деятельностью   коллектива,

 оплаты   труда   и   материального   поощрения,   работающих   на   основе

 законодательных  актов, разрабатывают  и принимают внутренние документы.  К

 важнейшим  из  них  относятся:  коллективный  договор,  трудовой   договор

(контракт), положение о системе  оплаты труда, положении   о премировании,

 положение  о  вознаграждении  по  итогам  работы  за  год,   положение   о

 вознаграждении  за  выслугу   лет,   штатное   расписание   и   должностные

 инструкции.  Размеры  ставок  (окладов),  систем  премирования  и  условия

 выплаты  вознаграждений  за  выслугу лет определяются   в   коллективном

 договоре.   Конкретные   размеры   поощрительных    выплат    определяются

 работодателем по результатам  труда  работника.  При  этом  условия  оплаты

 труда, предусматриваемые трудовым  или  коллективным  договором,  не  могут

 быть ухудшены по сравнению  с положениями ТК  РМ и требованиями  нормативных

 актов в области оплаты  труда.

               Все  остальные   условия   оплаты   труда   принимаются   по

 согласованию  сторон  трудовых  отношений,  но  с  соблюдением  требований

 законодательных актов.

    Оплата труда  работников  производится   в  первоочередном  порядке  по

Информация о работе Учет оплаты труда