Учет основных средств и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание

Одним из основных признаков предприятия является наличие у него обособленного имущества. Согласно законодательству и уставу предприятия оно может принадлежать ей на праве собственности либо владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником или уполномченным им органом и действующими законодательными органами.
Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, ее экономическую состоятельность и надежность. Без имущества не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые предприятия.
На предприятиях состав и структура имущества могут существенно различаться, однако главной составляющей для большинства предприятий являются основные средства.

Содержание

Введение
1.Экономическая сущность основных средств и задачи их учета.
1.1.Роль и значение основных средств, их классификация.
1.2.Методы оценки и переоценки основных средств.
1.3.Задачи и значение учета основных средств.
1.4.Краткая экономическая характеристика исследуемой организации.
2.Методика учета основных средств и направления его совершенствования.
2.1.Документальное оформление и учет поступления основных средств.
2.2.Документальное оформление и учет выбытия основных средств.
2.3.Документальное оформление и учет прочих изменений в составе и оценке основных средств.
3.Совершенствование учета и повышение эффективности использования основных средств.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

урсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

применяются.

Таким образом, из приведенных выше постановлений  и нормативных актов

вытекает, что  переоценку основных фондов, проведенную на 1 января 1997 г. в бухгалтерском учете по усмотрению предприятий можно было отразить в декабре 1996 г. - в балансе на 1.01.97 г., либо в июне 1997 г. - в балансе на 1.07.97г., либо в декабре 1997 г. - в балансе на 1.01.98 г

Формирование  состава затрат на производство, начисление амортизации, уплата налогов производятся в зависимости от того, в каком месяце отражена

переоценка. Если переоценка отражена в декабре 1996 года - начисление амортизации производится с января 1997 года, исходя из переоцененной стоимости, если в июне 1997 года - с июля 1997 года, если в декабре 1997 года - с января 1998 года.

До того времени, пока переоценка в учете бухгалтерскими проводками не отражалась - начисление амортизации и уплата налогов производились исходя из старой, непереоцененной стоимости. По выбывающим объектам переоценку можно было отразить месяцем выбытия.

Однако, учитывая несвоевременность принятия нормативных  актов по переоценке, не всегда можно было это осуществить. Поэтому предприятия самостоятельно принимают решение, отражать ли переоценку месяцем выбытия.

1.2. Теоретические  и методологические аспекты учёта объекта исследования (нормативно-правовая литература)

1.Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от

18.10.94 г. №3321- XII (Ведомости Верховного Совета  РБ, 1994 г., № 34, ст. 56). Изменения и дополнения: Закон от 26 июня 1997 г. № 44-3 (Ведомости Национального собрания РБ, 1997 г. № 27, ст. 468); Закон от 31 декабря 1997 г. № 115-3 (Ведомости Национального собрания РБ, 1998 г., №2 ст. 7).

2.  Разъяснение  Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Беларусь от 8.02.93г. N 13-08/406.

3. Письмо Министерства  финансов Республики Беларусь  от 15.04.94 г. № 64 "О порядке отражения в бухгалтерском учете внешнеэкономических операций"

4. Постановление  от 7 декабря 1994 года №235 "О переоценке основных фондов предприятий и организаций и текущей индексации амортизационных отчислений"

5. Письмо Минстата  Республики Беларусь от 22.12.95 г.  № 01-06-04/1925 "О

проведении  переоценки основных фондов по состоянию  на 1 января 1996 г."

6. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 29 января 1996 г. № 73 "О переоценке основных фондов в 1996 году"

7. Постановление  Кабинета Министров Республики  Беларусь от 16 июля 1996 г. №466 "О  переоценке в 1996 году основных фондов, жилищного фонда,незавершенного строительства и неустановленного оборудования"

8. Постановление  Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996г. № 92 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица".

9. Постановлением  Совета Министров Белорусской  ССР от 5 марта 1992г. «О

внесении изменений  в Постановление Совета Министров  Белорусской ССР» от 20 мая 1991г. №192.

10. Положение   «о порядке начисления амортизации (износа) на полное

восстановление  по основным фондам в народном хозяйстве» от 19.02.93г.,

утвержден Минэкономики, Минстатом и Минстроем и зарегистрированными  Минюстом 21.08.96 г. (регистрационный номер 1556/12)

11. Письмо   Минэкономики,   Минфина, Госкомстата и Госстроя от 13.05.94 г. №03/3-13-71 "Изменение в Положение о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве"

12. Постановление  Кабинета Министров Республики  Беларусь от 30 марта 1995 г. № 166 "О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 1994 г. № 235"

13. Постановление  Кабинета Министров Республики  Беларусь от 29  января 1996 г. № 73 "О переоценке основных фондов в 1996 году"

14. План счетов  бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Утвержден решением коллегии Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 1992 г. (протокол №2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Задачи и значение учета основных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методика  учета основных средств и направления  его 

совершенствования.

2.1.Документальное  оформление и учет поступления  основных средств.

 

  Поступающие основные средства оформляются документально и оприходуются.

  Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект,

включающий  в себя законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

  Каждому инвентарному объекту присваивается определенный инвентарный номер, который сохраняется за ним на весь период его нахождения на данном

предприятии. Номера обозначаются на объектах краской или  прикреплением

жетонов. Зачисление объектов в состав основных средств оформляется актом

приемки-передачи основных средств (типовая форма № ОС-1 – Приложение 11)

  К акту прилагаются соответствующие первичные документы: товарно- транспортные накладные, счета, закупочные акты, справки и т.п.

  Аналитический учет основных средств ведется в разрезе объектов в открываемой на каждый объект инвентарной карточке учета основных средств (типовая форма № ОС-6).

  При незначительном количестве объектов основных средств вместо инвентарных карточек иногда  на предприятии НПООО «МИНОНТ» ведётся инвентарная книга или ведомость учета основных средств. Учет ведется по местам нахождения объектов: цехам, участкам и другим подразделениям. Поэтому на НПООО «МИНОНТ» ведётся ведомость учёта основных средств.

   Синтетический учет основных средств ведется на активном счете 01 "Основные средства" с выделением отдельных субсчетов для объектов в эксплуатации, в запасе, на консервации или переданных в аренду. Отражение в синтетическом учете поступления основных средств зависит от направления их поступления.

  Основные средства на предприятие поступают:

  1. В результате строительства (сооружения) хозяйственным или подрядным

способом и  принимаются в эксплуатацию в  сумме фактически произведенных затрат по акту приёмки-передачи основных средств (на НПООО  «МИНОНТ» в приложении №11);

  2. В результате приобретения за плату у юридических и физических лиц и

оприходуются  по акту приёмки-передачи или по акту купли-продажи (приложение №14);

  3. В результате внесения основных средств учредителями предприятия в

виде вкладов  в уставный фонд по договорной цене – оформляются актом приёмки - передачи;

  4. В результате безвозмездного получения от других предприятий и лиц, а

также в качестве  субсидий правительственного органа. Оформляются актом

приёмки-передачи.

  Для составления актов приёмки-передачи (приложение № 14) директор назначает комиссию и Акт действителен после утверждения его директором. На основании Акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта (приложение № 4). Карточка на вновь поступившие объекты в картотеку не раскладываются до конца месяца с тем, чтобы в следующем месяце их учесть при начислении амортизации.

  Ежегодно проводится инвентаризация основных средств, ближе к составлению годового отчёта или совмещается с переоценкой основных средств (приложение №10).

  Поступления основных средств отражаются через активный счёт 08 «капитальные вложения», кроме безвозмездной передачи и внесения в уставный капитал.

     Капитальные вложения – это затраты на строительство основных средств, их приобретения, техническое перевооружение, в том числе проектно-изыскательские работы, отвод земельных участков, переселение жильцов из домов и т.д.

 Объекты основных средств, построенные или изготовленные на НПООО «МИНОНТ», а также приобретенные за плату у других предприятий и лиц, отражаются следующими корреспонденциями (приложение № 2):

Дебет                       Кредит                Сумма

Согласно счета  поставщика                               

08        60                386827400.00

Первоначальная  стоимость                

01                               08                386827400.00

     Минуя счет капитальных вложений, поступают основные фонды в следующих случаях:

1.      Основные фонды, поступающие от  учредителей в счет взноса в уставной капитал. В 1998 году по выше названным источникам основные средства не поступали.

                                                                                      Дебет       Кредит

На сумму  уставного капитала в соответствии

с учредительными документами                                  75              85

Оценочная стоимость  вносимых основных

фондов                                           01                  75

 

Износ                                                                              01                  02

 

2. По результатам последней инвентаризации на НПООО «МИНОНТ» излишков не выявлено. В 1996 году в результате инвентаризации на НПООО «МИНОНТ»  выявлены излишки на общую сумму 1 500 000 рублей. Оприходование излишков, выявленных при инвентаризации:

 

Оценочная стоимость объекта         

   01                 80         1500000

 

3. Основные фонды, полученные безвозмездно в виде дара юридических и

физических  лиц:

                                                                                Дебет           Кредит

Оценочная (остаточная) стоимость                          01                  80

Износ                     01                   02

                 

  В 1998 году безвозмездной передачи НПООО «МИНОНТ» основных средств не было.

   Во всех остальных случаях основные средства поступают на предприятие через капитальные вложения, включая и приобретение либо строительство объектов за счет целевых финансирования и поступлений.

   В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и

отчетности" с 1995 года по объектам, которые были в употреблении, в первоначальную стоимость включается сумма их износа. Первоначальная стоимость объектов, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал

предприятия, и  объектов, полученных безвозмездно, определяется по договоренности сторон с добавлением суммы их износа.

    В 1998 году поступление основных средств на НПООО “МИНОНТ” происходило только за счёт приобретения и строительства и оформлялось  через  счёт 08 “капитальные вложения” (приложение № 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Документальное  оформление и учет выбытия  основных средств.

 

   Основные средства в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются, тем самым приходят в такое состояние, когда дальнейшее их использование становится невозможным или экономически нецелесообразным. Полностью износившиеся основные средства подлежат ликвидации и списанию.

   Выбытие основных средств может быть в результате их физического и морального износа, стихийных бедствий, безвозмездной передачи или реализации другим предприятиям.

   Для определения непригодности объектов, остаточной (продажной) стоимости и оформления документов на их выбытие на каждом предприятии создается постоянно действующая комиссия. На неё возложены обязанности: производить осмотр выбывающих объектов; устанавливать причины их списания или прочего выбытия; определять стоимость объектов при реализации их другому юридическому или физическому лицу, а также при передаче в аренду; определять возможность использования материалов, полученных от ликвидации основных средств; составлять соответствующие документы на выбытие основных средств.

   В случае гибели основных средств в результате стихийных бедствий к актам  на списание объектов комиссия прилагает документы, подтверждающие причины гибели объектов.

   Машины, оборудование, приборы, транспортные средства и другие объекты основных средств выбывают с предприятий в результате сдачи их в долгосрочную аренду с оформлением соответствующих документов.

   Основные средства, переданные другим предприятиям во временное пользование (аренду, взаймы), с баланса не списываются.

   Основные средства могут выбывать с предприятий в результате передачи другим предприятиям в счет вклада в их уставный фонд.

   После принятия решения на списание того или иного объекта составляют

соответствующий акт на списание имущества. Во всех актах указывается состав комиссии и название выбывающего объекта, его первоначальная стоимость, сумма износа, инвентарный номер, причины ликвидации (выбытия) и т.д. Только после утверждения акта производится фактическая ликвидация объекта.

   После этого в соответствующих разделах актов указываются результаты от

ликвидации (разработки, демонтажа) объекта. Акты на списание транспортных средств (автомобилей, мотоциклов), после их утверждения, передаются в органы ГАИ для снятия их с учета. Утвержденные акты передаются в бухгалтерию, где на их основании производят соответствующие записи о выбытии основных средств в инвентарные карточки, описи и другие регистры аналитического  и синтетического учета.

   Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием отдельных объектов

основных средств, осуществляется на вновь введенном  счете 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" с открытием субсчетов по направлениям выбытия:

  - субсчет «Передача основных средств в уставные капиталы других

Предприятий»

  - субсчет «Недостача основных средств»

  - субсчет «Безвозмездная передача основных средств»

  - субсчет «Реализация основных средств»

  - субсчет «Ликвидация и прочее списание основных средств»

   В соответствии с планом счетов любое выбытие основных средств, включая и передачу основных средств в уставные  капиталы других предприятий и в оплату акций и других ценных бумаг, учитывается через счет 47.

Информация о работе Учет основных средств и пути его совершенствования