Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – на основе изучения бухгалтерского учета основных средств по материалам ОАО «Санаторий Пятигорье», разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств.
Эта цель определяет необходимость решения следующих задач:
- изучение теоретических аспектов основных средств;
- изучение действующей практики учета использования основных средств,
- классификация основных средств;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3
1.Теоретические основы учёта основных средств…………………………….5
1.1.Понятие и классификация основных средств…………………………..…5
1.2.Оценка основных средств ………………………………………………...8
1.3.Учёт поступления и выбытия основных средств………………………..11
1.4.Порядок начисления и учёта амортизации. Способы начисления……..19
2.Порядок учёта основных средств на предприятии………………………...26
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия………....26
2.2.Учётная политика ОАО «Санаторий Пятигорье» в отношении основных средств.
2.3.Особенности учёта основных средств в ОАО «Санаторий Пятигорье»…
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

новая 2 (18.12.10).docx

— 84.68 Кб (Скачать документ)

Основные средства поступают  в организацию и принимаются  к бухгалтерскому учету в случаях  их приобретения, сооружения (изготовления), внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и прочих поступлений.

Самым распространенным способом поступления основных средств является их приобретение за плату по договору купли-продажи.

Все расходы по покупке  основных средств, не требующих монтажа (суммы, уплаченные поставщику; информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы и таможенные пошлины; государственные пошлины по приобретению прав на основные средства; вознаграждения посреднической организации и др.), собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на субсчете «Приобретение объектов основных средств». Таким образом, при документальном подтверждении совершенных операций в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств»;

Д-т 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям» — на сумму выделенного налога на добавленную стоимость;

К-т 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

При учете приобретения основных средств, требующих монтажа, в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

Д-т 07 «Оборудование  к установке»;

Д-т 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям» — на сумму выделенного налога на добавленную стоимость;

К-т 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками».

При передаче оборудования в монтаж в бухгалтерском учете  делаются следующие записи:

Д-т 08 «Вложения  во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств»

К-т 07 «Оборудование  к установке», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость выполненных монтажных работ.

Если принимается к  учету объект основных средств после  сооружения (строительства, изготовления), то бухгалтерское отражение этой операции может быть различным, в зависимости от того, подрядным (сторонней организацией) или хозяйственным (самостоятельным подразделением организации) способом сооружался объект.

При подрядном способе  сооружения принятие на учет объекта  отражается той же проводкой, что и приобретение по договору купли-продажи. Если же сооружение производилось собственными силами, то вся сумма произведенных затрат предварительно аккумулируется на счете вспомогательного подразделения и включается в фактическую первоначальную стоимость объекта основных средств записью:

Д-т 08  «Вложения во внеоборотные активы»,  субсчет «Строительство объектов основных средств» К-т 23 «Вспомогательные производства».

Когда объект основных средств  поступает в организацию как вклад в уставный капитал от учредителя (участника), то на счетах бухгалтерского учета эта операция отражается:

        Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств»

К-т 75 «Расчеты с  учредителями», субсчет «Расчета по вкладам в уставный (складочный) капитал».

Предоставление  организациям основных средств в  безвозмездное пользование на счетах отражают следующей записью:

Д-т 08 «Вложения  во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств»

К-т 98 «Доходы  будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления».

После ввода в  эксплуатацию безвозмездно полученных объектов суммы, отраженные на субсчете «Безвозмездные поступления», списываются в течение всего срока полезного использования этих объектов в размере начисленной по ним амортизации.

Учет оприходования  объектов основных средств ведется  в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов.

При введении объектов основных средств в эксплуатацию комиссия, назначаемая руководителем организации, оформляет акт приема-передачи. Для этих целей могут использоваться следующие виды унифицированных документов: «Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» (форма № ОС-1); «Акт о приемке-передаче здания (сооружения)» (форма № ОС- 1а); «Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)» (форма № ОС-16)8. В любом случае в акте приема-передачи указываются характеристика объекта (или группы объектов), его (их) местонахождение, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, соответствие техническим условиям, номер амортизационной группы в соответствии с положениями НК РФ и др. К акту приема-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и пр.).

Если на склад  поступило оборудование, требующее  монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме (поступлении) оборудования» (форма № ОС-14). Акт также составляется комиссией по приему основных средств и утверждается руководителем организации. При передаче оборудования для выполнения монтажных работ заполняется «Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж» (форма № ОС-15). Если монтаж осуществляется подрядным способом, то в состав комиссии должен входить представитель этой монтажной организации. Прием смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств оформляется актом по форме № ОС-1 или № ОС-16.

Каждому объекту  основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта. Обычно объекты нумеруются по серийно-порядковой системе, номера указываются во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Как правило, поступающим объектам назначаются новые порядковые номера; присвоение номеров выбывших объектов может привести к путанице и ошибкам в учете.

Акт приемки-передачи вместе с приложенными техническими документами  передается в бухгалтерию организации, где на его основании открывают инвентарную карточку. В настоящее время для этих целей рекомендуется открывать одну из унифицированных форм, форма № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (для одного объекта); форма № ОС-ба «Инвентарная карточка группового учета основных средств» (для нескольких объектов); форма № ОС-66 «Инвентарная книга учета основных средств» (для использования на малых предприятиях). В инвентарных карточках отражается весь путь движения объекта (или группы): поступление, все перемещения внутри организации, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, выбытие или списание, а также отражаются сведения о начисленной амортизации с начала эксплуатации и о переоценке основных средств. Кроме того, в инвентарной карточке указываются номера амортизационных групп основных средств согласно правилам КК РФ, сведения об объектах отдельно на дату передачи и на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для обеспечения сохранности инвентарные карточки регистрируют в специальных описях и хранят в картотеке бухгалтерии. Как правило, картотека формируется по местам эксплуатации и видам основных средств. Такой вариант первичного учета движения объектов основных средств характерен для ручного способа ведения бухгалтерского учета. При автоматизированном способе инвентарные карточки формируются по реквизитам унифицированных форм, но хранятся не в картотеке, а в компьютерах.

На основании инвентарных  карточек на поступившие и выбывшие объекты в конце каждого месяца формируют ведомость движения основных средств.

Учет наличия и движения основных средств, введенных в эксплуатацию, ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». К этому синтетическому счету можно открыть несколько субсчетов по видам основных средств.

Операция ввода в эксплуатацию объектов основных средств после их приобретения по договору купли-продажи отражается:

Д-т 01 «Основные средства»

К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств».

Аналогичной бухгалтерской  записью отражается и изменение  первоначальной стоимости объектов основных средств при их реконструкции, достройке или дооборудовании.

После оплаты счета поставщика за приобретенный объект основных средств и ввода объекта в эксплуатацию налог на добавленную стоимость по приобретенному объекту принимается к зачету. При этом делается бухгалтерская запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» и кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском  учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случае9:

- продажи объекта другому юридическому или физическому лицу;

- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;

- внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;

- передачи по договорам мены, дарения прекращения использования в случае морального и физического износа;

- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

- ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

- выявления недостачи или порчи при их инвентаризации.

Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств».

В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего  объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Если выбывшее основное средство ранее дооценивалось, необходимо списать  сумму его дооценки проводкой: Дебет 83, Кредит 84 (п. 15 ПБУ 6/01). Если же объект ранее был уценен, никаких записей  делать не нужно.

 

Рассмотрим примерные  бухгалтерские проводки по выбытию  основных средств в результате продажи, вклада в уставной капитал и ликвидации с указаниемпназванийппервичныхпдокументов.

 

Первичный документ

 

Содержание операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01-2

01-1

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана сумма  начисленной амортизации

02

01-2

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Остаточная стоимость  объекта основных средств списана на операционные расходы организации3

91-2

01-2

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Отражен операционный доход от продажи объекта основных средств

62

91-1

Бухгалтерская справка-расчет

Отражена прибыль  от реализации объекта основных средств

91-9

99



 

 

Первичный документ

 

Содержание операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Акт о приеме-передаче объекта основных средств, бухгалтерская справка-расчет

Списана сумма  начисленной амортизации

02

01-2

Учредительные документы, бухгалтерская справка-расчет

Отражен вклад  в уставный капитал в размере  остаточной стоимости выбывающего  объекта основных средств

58-1

76

Бухгалтерская справка-расчет

Списана остаточная стоимость выбывающего объекта

76

01-2



 

Первичный документ

 

Содержание операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Акт о списании объекта основных средств

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01-2

01-1

Акт о списании объекта основных средств

Списана сумма  начисленной амортизации

02

01-2

Акт о списании объекта основных средств

Остаточная стоимость  объекта основных средств списана на операционные расходы организации3

91-2

01-2

Акт о списании объекта  основных средств, акт приема-сдачи выполненных работ

Отражены расходы, связанные с выбытием объекта основных средств (разборка, демонтаж и т. п.)3

91-2

60 (23, 25, 26, 29, 44)

Акт о списании объекта  основных средств, приходный ордер

Оприходованы  на складе запасные части, пригодные к использованию

10-5

91-1

Акт о списании объекта  основных средств, приходный ордер

Оприходован на склад металлолом

10-6

91-1

Бухгалтерская справка-расчет

Заключительными оборотами  месяца определен финансовый результат от выбытия объекта основных средств:

   
 

прибыль

91-9

99

 

убыток

99

91-9

Информация о работе Учет основных средств