Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать вопросы учета основных средств на предприятии.
В соответствии с заданной целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи исследования:
-определить сущность основных средств, классифицировать их;
-сформулировать задачи учета основных средств;
-рассмотреть методологию оценки основных средств в соответствие с МСФО 16 «Недвижимость, здания и оборудование»;
-исследовать действующую практику учета основных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО №16
2. СОСТАВ И ГРУППИРОВКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3. ПРИЗНАНИЕ, ОЦЕНКА И УЧЕТ
3.1 Первоначальное
3.2 Последующее
3.3 Прекращение признания
4. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДЫ И УЧЕТ
5. ПЕРЕОЦЕНКА И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
6. ОТРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 772.08 Кб (Скачать документ)

 

3. Признание, оценка и учет

3.1 Первоначальное

 

Движение  основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств, которые оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

Основные средства могут поступать на предприятие  ТОО «Темир-Арка» следующим образом:

- в результате  строительства производственных  и жилых зданий, сооружений, передаточных  устройств; 

- приобретение  машин, оборудования, транспортных  средств; 

- изготовления  своими силами инвентаря, оборудования, мебели;

- перевода молодняка  животных в основное стадо; 

- зачисление в  основные средства декоративных, защитных и других насаждений; безвозмездного поступления от  других лиц; 

- финансируемой  аренды объектов (после перехода  права собственности);

- вкладов в уставной  капитал.

Поступление основных средств  оформляется актом типовой междуведомственной формы № ОС-1 «Актом приемки-передачи (перемещения) основных средств» (Приложение 1).

При оформлении внутреннего  перемещения основных средств Акт  выписывается в двух экземплярах  работником подразделения (отдела) –  сдатчика. Первый экземпляр с распиской  получателя и сдатчика передается в  бухгалтерию, второй - подразделению (отделу) – сдатчику.

Бухгалтерия закрепляет поступивший  объект за материально-ответственным  лицом, открывает инвентарную карточку, присваивает объекту инвентарный номер, вносит объект в Инвентарный список и делает запись по оприходованию основных средств. В Приложении 2 представлен инвентарный список основных средств.

Рассмотрим операцию поступления основных средств на предприятие путем внесения его  учредителем в качестве вклада в  уставный капитал.

Вклад Абылкаирова М.Т. в уставный капитал ТОО «Темир-Арка» внесен в виде объектов основных средств (производственного здания и склада), который был оценен в денежной форме в размере 71,5 тыс.тенге.

Основные средства были приняты к бухгалтерскому учету  по первоначальной (фактической) стоимости. Фактической стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал предприятия, признается его  денежная оценка. Внесение учредителем  вклада в уставный капитал в виде основных средств происходит на основании приходного первичного документа - акта приемки-передачи основных средств. На основании этого акта и учредительного договора бухгалтерией производятся записи (таблица 1).

 

Таблица 1. Корреспонденция  счетов по учету уставного капитала

№ п/п

Содержание операции

Сумма, тыс. тг.

Корреспонденция счетов

Д-т

К-т

1

Задолженность учредителей по вкладам  в уставный капитал

71,5

5020

5010

2

Поступление основных средств и нематериальных активов от учредителей в качестве уставного капитала

71,5

2412

5020


 

При оформлении приемки производственного  сооружения и здания склада в ТОО  «Темир-Арка» был составлен акт  в одном экземпляре. Акт составляется приемочной комиссией, назначенной распоряжением руководителя ТОО «Темир-Арка», в которую обычно входят инженер, мастер по производству и представители бухгалтерской службы. Акт, после его оформления, с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем субъекта или лицами на то уполномоченными.

3.2 Последующее

 

Учет наличия и движения основных средств ведется на счете 2410 «Основные  средства». На данный счет открываются  субсчета по видам основных средств. Например, на счете 2411 ведется учет земли. По дебету субсчетов отражаются остатки основных средств на начало и конец месяца, операции по их поступлению, по кредиту счета - выбытие основных средств. (Приложение 3)

Аналитический учет основных средств  на предприятии «Темир-Арка» ведется  в бухгалтерии в Инвентарных карточках, которые открывают на каждый инвентарный объект, за исключением однотипных предметов хозяйственного инвентаря, инструментов и других предметов, имеющих одно и то же производственное или хозяйственное назначение, одинаковые технические характеристики, стоимость и находящиеся в одном производственном подразделении. Эти предметы допускается учитывать в одной инвентарной карточке. (Приложение 4)

Объектом  учета основных средств является инвентарный объект, т.е. законченное  устройство со всеми относящимися к  нему приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивный обособленный предмет (комплекс предметов), предназначенный  для выполнения определенных самостоятельных  функций.

В ТОО «Темир-Арка» инвентарному объекту присваивается инвентарный номер. Нумерация объектов построена по порядково-серийной системе:

  • для зданий выделяют номера с 0001 по 0299,
  • для сооружений - с 0300 по 0399,
  • для передаточных устройств - с 0400 по 0499 и так далее.

Заполненные инвентарные карточки регистрируются в "Описях инвентарных карточек по учету основных средств" (Ф.№ ОС-10), которые ведутся в одном экземпляре по каждой классификационной группе.

Свод оборотов и остатков по каждой классификационной  группе основных средств за месяц  при ручной обработке информации производят в карточках учета  движения основных средств (Ф. № ОС-12), в которых на основании документов записывают обороты и: остатки, показанные в инвентарных карточках, которые  сверяют с Главной книгой по счетам группы счетов 2410 «Основные средства». На данный счет открываются субсчета по видам основных средств. По дебету субсчетов отражаются остатки основных средств на начало и конец месяца, операции по их поступлению, по кредиту счета - выбытие основных средств (Приложение 5). В карточках указывают: остаток основных средств на начало года (квартала, месяца); поступление; выбытие (в т.ч. ликвидировано); остаток на конец месяца (квартала, года). На основании этих данных составляют отчетность о наличии и движении основных средств.

При поступлении  основных средств в ТОО «Темир-Арка» составляется следующая корреспонденция счетов (таблица 2).

 

Таблица 2. Корреспонденция  счетов по учету приобретения основных средств ТОО «Темир-Арка» за январь 2008 г.

Содержание хозяйственных операций

Сумма, тг

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

1

Перемещение основных средств внутри предприятия (из цеха в цех)

200000

2413

2413

2

Приобретены о.с. у других юр. лиц на договорную стоимость на сумму НДС (13%)

150000

19500

2415

1420

3310

3310

3

А) Оприходован холодильник, приобретенный  подотчетным лицом за наличный расчет

Б) НДС (13%)

 

24000

3120

 

2415

1421

 

1251

1251


 

Свод оборотов и остатков по каждой классификационной  группе основных средств за месяц  при ручной обработке информации документов записывают обороты и остатки, показанные в инвентарных карточках, которые сверяют с Главной книгой по счетам группы счетов 2410 «Основные средства». В карточках указывают остаток основных средств на начало года (квартал, месяц), поступление, выбытие (в том числе ликвидировано), остаток по конец месяца (квартала, года). На основе этих данных составляют отчетность о наличии и движении основных средств. Карточка приведена в Приложении 4.

Каждое предприятие  обязано вести учет земель. В оперативном  учете должна отражаться общая площадь  земель, находящихся на праве собственности  и на праве постоянного землепользования. Здесь же указывают документы, на основании которых предприятие  получило землю; показывают состав земель по видам угодий, сведения о качестве сельскохозяйственных угодий, приусадебных участков личного пользования.

Основанием для  принятия к учету земли является "Акт на право собственности  на земельный участок, право постоянного  землепользования". Аналитический  учет земли ведется в Инвентарных  карточках учета основных средств, которые открываются на каждый земельный  участок.

В первоначальную стоимость земельного участка включаются:

а) цена приобретения, указанная в счете;

б) комиссионные вознаграждения агентам по недвижимости;

в) оплата услуг  юриста по оформлению договора купли-продажи;

г) налога: и  сборы;

д.) расходы  по подготовке земли к целевому использованию (снос зданий, очистка, выравнивание) и  т.д.

ТОО «Темир-Арка» приобрело земельный участок за 1200,0 тыс. тенге. Стоимость услуг агента по недвижимости - 23,0 тыс.тенге и юриста по составлению договора - 15,6 тыс.тенге. Расходы по сносу здания - 35,0 тыс.тенге, доход: от реализации товарно-материальных ценностей, полученных при разборке здания - 12,3 тыс.тенге, расходы по очистке и выравниванию участка - 7,0 тыс.тенге.

Первоначальная  стоимость земельного участка будет  равна:

 

1200,0 + 23,0 + 15,6 + (35,0 - 12,3)+ 7,0 = 1268,3 тыс. тенге + (35,0 - 12,3) +7,0 = 1268,3 тыс. тенге

 

Данная операция была отражена в бухгалтерском учете  предприятия следующей корреспонденцией счетов. (таблица 3)

 

Таблица 3. Корреспонденция  счетов по учету приобретения земельного участка

п/п

Наименование операции

Сумма тыс. тг

Кор-ция счетов

Дебет

Кредит

1

Приобретено основное средство

1200

2411

3311

 

Оплачен счет

 

3311

1041

2

Затраты по приобретению

38,6

2411

3311

 

Оплачен счет

 

3311

1011

3

Расходы по сносу здания

35,0

7410

2411

4

Доход от реализации ТМЗ

12,3

1316

6210

5

Расходы по очистке участка

7,0

7410

2411


 

3.3 Прекращение  признания

 

Порядок отражения  выбытия основных средств зависит  от того, по какой причине основные средства выбыли. Чаще всего эти причины следующие: при ликвидации по физическому и моральному износу, в связи со строительством, расширением и техническим перевооружением предприятии, цехов или других объектов, при вкладе в уставный капитал, при сдаче объектов в долгосрочную (финансируемую) аренду, в результате аварий, нарушения нормальных условии эксплуатации, при безвозмездной передаче другим юридическим и физическим липам, дарении, передаче (продаже) межхозяйственным и другим предприятиям и общественным организациям, реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности объектов, при обмене, недостаче и т.п.

В порядке  ликвидации с баланса ТОО «Темир-Арка» списывают здания, сооружения, оборудование и другое изношенное имущество, полностью утратившее производственное назначение вследствие физического или морального износа, после отработки им установленных сроков службы, в результате аварии, если восстанавливать эти объекты экономически нецелесообразно или невозможно, и если они не могут быть реализованы или переданы другим предприятиям.

Для определения  непригодности основных средств, а  также для оформления всей необходимой  документации, по приказу руководителя ТОО «Темир-Арка» создаются постоянно действующие комиссии в составе главного инженера, главного бухгалтера, материально ответственных лиц и представителя МАИ (при списании автотранспортных средств). В комиссию при списании с баланса отдельных видов основных средств включают соответствующих специалистов: инженеров-механиков, инженеров-энергетиков, инженеров-технологов и других специалистов.

Здания и  сооружения списывают при износе основных конструктивных элементов, невозможности  или нецелесообразности восстановительного ремонта; тракторы, автомобили, самоходные машины - лишь при предельном износе базовых деталей, большинства узлов  и агрегатов. При этом предприятие  списывает с баланса здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся  к основным средствам, до истечения  срока их службы только в тех случаях, когда они пришли в негодность вследствие аварий или стихийных  бедствий.

Полное или  частичное списание основных средств (кроме автотранспортных средств) оформляют  Актом о ликвидации основных средств. Акт составляется в двух экземплярах  комиссия, назначенная руководителем  ТОО «Темир-Арка», или лицом на то уполномоченным. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей от ликвидации и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражают в акте по разделу "Расчет результатов списания объекта". Акт приведен в Приложении 2.

В данном акте дается характеристика списываемых объектов основных средств, указывается причина  выбытия, приводится описание технического состояния основных частей, узлов, деталей, конструктивных элементов и обосновывается нецелесообразность ремонта. Кроме  того, определяется результат от ликвидации объекта. При списании объектов вследствие аварий, а также преждевременного износа или разукомплектования, к  акту должны быть приложены документы, объясняющие причины их списания с указанием мер, принятых к виновным.

На основании  акта на ликвидацию основных средств  делают отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, описях инвентарных карточек и инвентарном  списке основных средств по месту  их нахождения, эксплуатации.

Излишнее, не используемое оборудование, транспортные средства, приборы, инструменты, инвентарь, рабочий и продуктивный скот могут  быть проданы другим юридическим  и физическим лицам. Цена, по которой предприятие продает основные средства, может быть на уровне остаточной стоимости, выше ее или ниже. Передачу основных средств одним предприятием другому оформляют актом, который составляют в двух экземплярах. С объектом основных средств передается и вся техническая документация, имеющаяся к нему.

При невозможности  найти покупателя предприятие может  передать свои основные средства безвозмездно другому предприятию или лицу. При этом, как и в предыдущем случае с получателем оговариваются условия передачи, после чего она совершается и оформляется документально. При безвозмездной передаче на передаваемый объект составляется "Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения основных средств" (ф.ОС-1), к которому прилагаются паспорт и другие сопроводительные документы на него. В акте помимо постоянных реквизитов, характеризующих передаваемый объект, указываются первоначальная стоимость и, если объект находился в эксплуатации, то сумма износа, начисленная по нему.[9,c.104]

Информация о работе Учет основных средств