Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать вопросы учета основных средств на предприятии.
В соответствии с заданной целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи исследования:
-определить сущность основных средств, классифицировать их;
-сформулировать задачи учета основных средств;
-рассмотреть методологию оценки основных средств в соответствие с МСФО 16 «Недвижимость, здания и оборудование»;
-исследовать действующую практику учета основных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО №16
2. СОСТАВ И ГРУППИРОВКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3. ПРИЗНАНИЕ, ОЦЕНКА И УЧЕТ
3.1 Первоначальное
3.2 Последующее
3.3 Прекращение признания
4. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДЫ И УЧЕТ
5. ПЕРЕОЦЕНКА И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
6. ОТРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 772.08 Кб (Скачать документ)

Частота проведения переоценок зависит от изменений  в справедливой стоимости объектов недвижимости, зданий и оборудования. Когда справедливая стоимость переоцененных  активов существенно отличается от их балансовой стоимости, требуется  дополнительная переоценка. Справедливая стоимость некоторых категорий  объектов недвижимости, зданий и оборудования может произвольно колебаться значительным образом, поэтому они требуют  ежегодной переоценки. Такие частые переоценки не требуются для объектов недвижимости, зданий и оборудования с незначительными изменениями  справедливой стоимости, такие объекты  могут переоцениваться каждые три-пять лет.

Когда производится переоценка объекта недвижимости, зданий и оборудования, накопленная амортизация  на дату переоценки:

а) переоценивается  заново пропорционально изменению  балансовой стоимости актива так, что  после переоценки балансовая стоимость  равняется его переоцененной  стоимости. Этот метод часто используется, когда актив переоценивается  до восстановительной стоимости  с учетом износа путем индексирования; или

б) списывается  против балансовой стоимости актива до вычета амортизации, а чистая величина переоценивается. Этот метод часто  используется для зданий.

Переоценка  должна применяться к целому классу активов, например:

-земля;

-здания и  сооружения;

-оборудование;

-морские суда;

-автомобили;

-мебель и  движимость, соединенная с недвижимостью;

-офисное оборудование.

Когда балансовая стоимость актива увеличивается  в результате переоценки, это увеличение отражается в собственном капитале как «Прирост стоимости имущества  от переоценки». Однако сумма увеличения стоимости должна признаваться в  качестве дохода в той степени, в  которой она компенсирует сумму  уменьшения стоимости того же актива, признанную ранее в качестве расхода.

Когда балансовая стоимость актива уменьшается в  результате переоценки, это уменьшение должно признаваться в качестве расхода. Однако сумма уменьшения стоимости  должна вычитаться непосредственно  из статьи «Прирост стоимости имущества  от переоценки», но в пределах, в  которых это уменьшение не превышает  величину данной статьи в отношении  того же самого актива.

Накопленная амортизация на дату проведения переоценки корректируется пропорционально изменению  балансовой стоимости объектов недвижимости, зданий и оборудования так, чтобы балансовая стоимость актива после переоценки равнялась его переоцененной стоимости.

МСФО 16 также  допускает списание накопленной  амортизации на дату переоценки на балансовую стоимость актива до вычета амортизации, полученная стоимость  актива переоценивается по справедливой стоимости.

Например, на балансе организации числится здание балансовой стоимостью 1 500 000 тенге, накопленная  амортизация составляет 450 000 тенге. По результатам оценки, имеющей лицензию на оценку недвижимости организации, стоимость  здания составила 2200 000 тенге. Переоценка основных средств составит 250 000 тенге ((2200 000 – (1500 000 + 450 000)).

По мере эксплуатации актива сумма переоценки может переноситься на нераспределенный доход в размерах, определяемых в соответствии с применяемым  методом начисления амортизации. Вся  сумма переоценки переносится на нераспределенный доход только в  момент выбытия актива.

По любому из двух вариантов последующей оценки объектов недвижимости, зданий и оборудования балансовая стоимость уменьшается  на величину накопленной амортизации  и любых убытков от обесценения.

Таким образом бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить: правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, перемещения и выбытия; их закрепление за материально ответственными лицами и контроль за сохранностью и рациональным использованием; своевременное, правильное отражение в учете сумм начисленной амортизации; достоверный учет затрат по ремонту; своевременное и полное проведение инвентаризации и переоценки основных средств и отражение их результатов в учете; точное отражение в учете результатов реализации и прочего выбытия основных средств. В бухгалтерском учете сумма переоценки увеличивает непосредственно первоначальную стоимость основных средств.

Инвентаризация  основных средств - это проверка соответствия их фактического наличия данным бухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В задачи инвентаризации основных средств входит получение точных данных о фактическом наличии и техническом состоянии основных средств, а также сверка фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Данные о фактическом наличии и техническом состоянии основных средств записывают в "Инвентаризационные описи основных средств", которые после проведения инвентаризации передаются в бухгалтерию предприятия.

Инвентаризация  основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

  • при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
  • перед составлением годовой отчетности;
  • при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Инвентаризации делятся  по объему проверки – на сплошные и выборочные, а по времени – на плановые и внезапные.

Сплошная  инвентаризация охватывает проверку всего  без исключения наличного имущества  финансовых обязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.

Выборочная - это  инвентаризация, при которой проверяются  только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица или же охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только основные средства. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки должны систематически проводиться на предприятии в межинвентаризационный период. Они осуществляются по распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией.

Основной  задачей выборочных инвентаризаций и проверок является контроль за сохранностью имущества, выполнением правил его хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета. Такие проверки дисциплинируют работников предприятия, помогают вскрывать факты нарушений и содействуют сохранности имущества предприятия.

В зависимости  от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки  их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводиться по требованиям  ревизора, независимых аудиторов, финансовых и следственных органов.

Плановые инвентаризации основных средств не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет.

Контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных основных средств.

По частоте  или периодичности проведения различают  ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.

Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие хозяйственных средств, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм, созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Таким образом, своевременное и  качественное проведение инвентаризации основных средств обеспечивает достоверность  учетных данных фактического наличия  основных средств, их технического состояния и сохранности, а также правильность отнесения стоимости их ремонта, амортизации на расходы.

 

6. Отражение информации об основных  средствах в финансовой отчетности

 

МСФО 16 «Основные  средства» требует раскрытия  следующей информации для каждого  класса объектов недвижимости, зданий и оборудования:

1) базы измерения,  используемые для определения  валовой балансовой стоимости  активов

2) используемые  методы амортизации, сроки полезной  службы и нормы амортизации  по каждому классу активов;

3) валовая  балансовая стоимость и начисленная  амортизация (в совокупности с  накопленными убытками от обесценения)  на начало и на конец периода;

4) сверка балансовой  стоимости на начало и конец  периода, отражающая:

- приобретение;

- выбытие  согласно МСФО 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи  и прекращенная деятельность»;

- приобретение  путем объединения бизнеса;

- увеличение  или снижение, возникающее в результате  переоценок;

- убытки от  обесценения, признанные в отчете  о прибылях и убытках в течение  периода согласно МСФО 36;

- убытки от  обесценения, возвращенные в отчете  о прибылях и убытках в течение  периода согласно МСФО 36;

- амортизацию,

- чистые курсовые  разницы, возникающие в результате  перевода из функциональной валюты  в валюту презентации;

- прочие изменения.

Финансовая  отчетность также должна включать:

-наличие и  сумму ограничений на использование  объектов недвижимости, зданий и оборудования, а также объекты недвижимости, зданий и оборудования, находящиеся в залоге в качестве обеспечения исполнения обязательств.

-величину  затрат, включенных в стоимость  объектов недвижимости, зданий и  оборудования, находящихся в процессе  строительства

-сумму обязательств  по приобретению объектов недвижимости, зданий и оборудования.

-если не  раскрыто отдельно в отчете  о результатах финансово-хозяйственной  деятельности, сумму компенсаций  третьих сторон за обесцененные  и утерянные объекты недвижимости, зданий и оборудования, включенные  в отчет о результатах финансово-хозяйственной  деятельности.

Если объекты  недвижимости, зданий и оборудования отражены по переоцененной стоимости, необходимы следующие раскрытия  для каждого класса активов:

- дата проведения  переоценки;

- привлекался  ли независимый оценщик;

- метод и  основные предположения, примененные  в оценке справедливой стоимости  активов;

- степень,  в которой справедливая стоимость  активов была определена на  основании действующих цен на  активных рынках или была основана  на недавних сделках между  хорошо осведомленными, желающими  совершить такую сделку не  зависимыми друг от друга сторонами;

-для каждого  переоцененного класса объектов  недвижимости, зданий и оборудования, балансовую стоимость, как если  бы переоценка не проводилась;

-дополнительный  неоплаченный капитал от переоценки  объектов недвижимости, зданий и  оборудования с указанием изменения  за период и любые ограничения  по распределению баланса акционерам.

Кроме того, следующая  информация уместна в финансовой отчетности:

1) балансовую  стоимость временно простаивающих  объектов недвижимости, зданий и оборудования;

2) валовую  балансовую стоимость всех полностью  амортизированных, но еще используемых  объектов недвижимости, зданий и  оборудования;

3) балансовую  стоимость недвижимости, зданий  и оборудования, активная эксплуатация  которых прекращена и которые  предназначены для выбытия;

4) при применении  основного порядка учета - справедливую  стоимость недвижимости, зданий  и оборудования, если она существенно  отличается от балансовой стоимости.

При этом для  установления реальной балансовой стоимости  основных средств необходимо производить  инвентаризацию с целью фактического наличия основных средств и контроля за их сохранностью. Инвентаризация проводится в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами Республики Казахстан. Таким образом, будет обеспечиваться достоверность данных финансовой отчетности. [7,с.23]

Финансовый  результат предприятия зависит  напрямую от операций с основными  средствами: суммы полученных доходов  от реализации основных средств признаются и отражаются на кредите счета 5611 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)» по Типовому плану счетов, суммы понесенных затрат – отражаются на дебете данного счета.

В результате операций по выбытию и реализации основных средств предприятием были понесены следующие расходы:

1) Расходы  по выбытию активов – 82011 тенге;

2) Административные  расходы - 8835 тенге.

Были получены доходы:

Доходы от выбытия активов – 19750 тенге;

Прочие доходы от финансирования – 3120 тенге.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие  довольно неэффективно управляет реализацией  и выбытием своих основных средств, поскольку несет больше расходов, чем получает доходов, что напрямую отражается на финансовых результатах.

Результаты  выбытия, реализации основных средств, а также недостача по данным инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором данные операции были проведены.

Таким образом была изучена действующая практика учета основных средств на предприятии ТОО «Темир-Арка». ТОО «Темир-Арка» бухгалтерский учет ведется в соответствии с МСФО 16 «Недвижимость, здания и оборудование». Основные средства данного предприятия имеют правильную классификацию, своевременно, качественно и достоверно происходит учет поступления, перемещения и выбытия основных средств. Бухгалтерами правильно заполняются первичные документы по учету основных средств. В установленные сроки проводится переоценка и инвентаризация основных средств. При проведении инвентаризации создается комиссия, с материально-ответственных лиц берутся расписки, правильно составляются инвентаризационные описи и сличительные ведомости.

Информация о работе Учет основных средств