Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы я ставлю изучение действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, рассмотрение вопросов учета основных средств, оценки основных средств, особенности организации аналитического и синтетического учета объекта основных средств, классификации и структуры основных средств, переоценки основных средств, бухгалтерской отчетности организации, связанной с учетом основных средств, в соответствии с законодательством, действующим на момент написания данной работы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………… 3-4
2. Понятие основных средств…………………………………………………….. 5-6
3. Классификация основных средств…………………………………………….. 7-9
4. Первоначальная, восстановительная и остаточная стоимости……………… 10-12
5. Документальное оформление движения основных средств………………… 13-14
6. Аналитический учет основных средств……………………………………… 15-16
7. Синтетический учет наличия и движения основных средств……………..….. 17
8. Учет поступления основных средств…………………………………………. 18-21
9. Амортизация основных средств в бухгалтерском учете…………………… 22- 25
10. Амортизация основных средств в налоговом учете………………………… 26-28
11. Учет выбытия основных средств……………………………………….......... 29-34
12. Заключение………………………………………………………………………… 35
13. Список использованной литературы…………………………………………… 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по учебной дисциплине- Бухгалтерский учет на тем.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

 

Первоначальная, восстановительная и остаточная стоимости.

Для организации бухгалтерского учёта важное значение имеет оценка основных средств. Стоимость основных средств влияет на величину амортизационных  отчислений и, соответственно, расходы  организации, на оценку обеспеченности обязательств и др.

В бухгалтерском учёте основные средства могут оцениваться по различным стоимостям. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учёте  основные средства отражаются, как  правило, по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесённых учредителями в счёт вкладов в уставный (складочный) капитал, является их денежная оценка по договорённости сторон.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, считается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учёту. Текущая рыночная стоимость определяется на основании цен на аналогичную продукцию изготовителя, уровня цен по данным органов Государственной статистики (торговых инспекций) или по экспертным заключениям.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретённых за плату, признаётся сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление (без налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов).

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, считается стоимость ценностей переданных (или подлежащих передаче) организацией. Такая стоимость устанавливается исходя из цены аналогичных ценностей в сравниваемых обстоятельствах.

В первоначальную стоимость  всех объектов основных средств входят и фактические затраты организации  на их доставку и приведение в рабочее  состояние. Кроме того, увеличивают  первоначальную стоимость основных средств суммы, уплаченные за  информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, проценты по заёмным средствам, если они привлечены для приобретения объекта (до ввода его в эксплуатацию), и др. Если основные средства импортируются, то в их первоначальную стоимость включаются таможенные сборы и пошлины.

Первоначальная стоимость  основных средств может изменяться при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценке объектов.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчётного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной стоимости.

Восстановительная стоимость – это стоимость их воспроизводства на определённую дату. Обычно восстановительная стоимость определяется путём пересчёта первоначальной стоимости (либо восстановительной стоимости, если объект уже переоценивался), путём индексации или методом прямой (либо экспертной) оценки по документально подтверждённым рыночным ценам. Одновременно пересчитываются и суммы амортизации, начисленной за всё время использования объекта. Если организация решает переоценить группу основных средств, то это необходимо будет делать регулярно.

Результаты проведённой  переоценки объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учёте обособленно. Они не включаются в отчётность предыдущего года, а используются при формировании остаточной стоимости объектов на начало текущего года.

Сумма дооценки объекта  основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (дебетуют счёт 01 «Основные средства», кредитуют счёт 83 «Добавочный капитал»). Порядок учёта переоценки основных средств определён ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счёт учёта нераспределённой прибыли (непокрытого убытка).

Сумма дооценки объекта  основных средств, равная сумме его  уценки, проведённой в предыдущие отчётные периоды и отнесённой на счёт нераспределённой прибыли (непокрытого убытка), относится на счёт прибылей и убытков отчётного периода в качестве дохода.

При выбытии объекта  основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределённую прибыль организации (Д-т сч. 83 «Добавочный  капитал» - К-т сч. 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»

Результаты переоценки основных средств, проведённой организацией в добровольном порядке, учитываются  для целей налогообложения. Сумма  добавочного капитала, списанного при  выбытии основных средств, для целей налогообложения учитываться не будет.

Для определения остаточной стоимости необходимо из первоначальной (или восстановительной) стоимости вычесть сумму начисленной амортизации основных средств. Именно по этой стоимости они отражаются в бухгалтерском балансе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документальное  оформление движения основных средств.

 

Движение основных средств  связано с осуществлением хозяйственных  операций по поступлению, внутреннему  перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют  типовыми формами первичной учётной документации. Операциями по поступлению основных средств является ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование не учтённых ранее основных средств, выявленных  при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая  руководителем организации. Для  оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности (форма № ОС-1). Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица (форма № ОС-1б).

Поступившее на склад  оборудование для установки оформляют  актом о приемке оборудования (форма № ОС-14). Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах (форма № ОС-15).

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или  испытания оборудования, составляется акт, который подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя. Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта также оформляют актом (форма № ОС-1 или ОС-1б).

Внутреннее перемещение  основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств (форма №ОС-4 - акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных)); а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а – акт о списании автотранспортных средств). Группу объектов основных средств списывают актом (форма №ОС-4б – акт о списании групп основных средств), кроме автотранспортных средств.

Акт составляет комиссия, назначаемая руководителем организации, в двух экземплярах (первый передается в бухгалтерию, второй остается у сотрудника, ответственного за сохранность объекта).

В актах на списание основных средств указывают техническое  состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму  амортизации, затраты на списание, стоимость  материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический учет основных средств.

 

Основным регистром  аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На их лицевой стороне указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия. На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Кроме того, в инвентарной  карточке указываются номера амортизационных  групп основных средств согласно правилам НК РФ.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный  номер в одном экземпляре. Они  могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Инвентарные карточки заполняют  на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.). В настоящее время рекомендуется открывать одну из унифицированных форм : форма № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (для одного объекта); форма № ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета основных средств» (для нескольких объектов);  форма № ОС-6б «Инвентарная книга учета основных средств» (для использования на малых предприятиях).

Для обеспечения сохранности  инвентарные карточки регистрируют в специальных описях и хранят в картотеке бухгалтерии. Как правило, картотека формируется по местам эксплуатации и видам основных средств. Такой вариант первичного учета движения объектов основных средств характерен для ручного способа ведения бухгалтерского учета. При автоматизированном способе инвентарные карточки формируются по реквизитам унифицированных форм, но хранятся не в картотеке, а в компьютерах.

На основании инвентарных  карточек на поступившие и выбывшие объекты в конце каждого месяца формируют ведомость движения основных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтетический учет наличия и движения основных средств.

 

Синтетический учет наличия  и движения основных средств, принадлежащих  предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: «Основные средства» (активный); «Амортизация основных средств» (пассивный); «Прочие доходы и расходы» (активно – пассивный); «Вложения во внеоборотные активы».

Счет 01 «Основные средства»  предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих  организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств и остаточная стоимость  выбываемого объекта, расходы по демонтажу, упаковке (при безвозмездной передаче), а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, утиля, полученных при ликвидации объектов и др.).

Таким образом, на счете 91 формируется финансовый результат от выбытия основных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет поступления  основных средств.

 

Основные средства поступают  в организацию и принимаются  к бухгалтерскому учету в случаях  их приобретения, сооружения (изготовления), внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и прочих поступлений.

Учет поступления основных средств можно оформить двумя  способами:

  1. Принятие объекта на 01 счет (объекты строительства учитываются по 08 счету);
  2. Принятие объекта с использованием промежуточного 08 счета.

Самым распространенным способом поступления основных средств  является их приобретение по договору купли-продажи.

Все расходы по покупке основных средств, не требующих монтажа (суммы, уплаченные поставщику; информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы и таможенные пошлины; государственные пошлины по приобретению прав на основные средства; вознаграждения посреднической организации и др.), собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на субсчете «Приобретение объектов основных средств». После формирования первоначальной стоимости, она переносится на основной счет учета 01.Таким образом, при документальном подтверждении совершенных операций делаются следующие записи:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»  субсчет «Приобретение объектов основных средств»

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям» - на сумму  выделенного НДС

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

При учете приобретения основных средств, требующих монтажа, в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

Д-т 07 «Оборудование к установке»

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям» - на сумму  выделенного НДС

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

При передаче оборудования в монтаж в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»  субсчет «Приобретение объектов основных средств»

К-т 07 «Оборудование к установке», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость выполненных монтажных  работ.

Информация о работе Учет основных средств