Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы я ставлю изучение действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, рассмотрение вопросов учета основных средств, оценки основных средств, особенности организации аналитического и синтетического учета объекта основных средств, классификации и структуры основных средств, переоценки основных средств, бухгалтерской отчетности организации, связанной с учетом основных средств, в соответствии с законодательством, действующим на момент написания данной работы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………… 3-4
2. Понятие основных средств…………………………………………………….. 5-6
3. Классификация основных средств…………………………………………….. 7-9
4. Первоначальная, восстановительная и остаточная стоимости……………… 10-12
5. Документальное оформление движения основных средств………………… 13-14
6. Аналитический учет основных средств……………………………………… 15-16
7. Синтетический учет наличия и движения основных средств……………..….. 17
8. Учет поступления основных средств…………………………………………. 18-21
9. Амортизация основных средств в бухгалтерском учете…………………… 22- 25
10. Амортизация основных средств в налоговом учете………………………… 26-28
11. Учет выбытия основных средств……………………………………….......... 29-34
12. Заключение………………………………………………………………………… 35
13. Список использованной литературы…………………………………………… 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по учебной дисциплине- Бухгалтерский учет на тем.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Величина амортизационных  отчислений конкретного объекта  основных средств определяется на основе двух его характеристик – первоначальной стоимости и срока полезного использования.

Амортизация основных средств  в налоговом учете может осуществляться двумя методами:

  1. линейным. При этом методе сумма амортизационных отчислений определяется ежемесячно как произведение первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, определенной исходя из срока его полезного использования.

В отличие от требований ПБУ 6/01 в налоговом учете определяется не годовая, а месячная сумма амортизационных отчислений. В конечном итоге при выборе линейного метода начисления амортизации, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете при равных условиях (первоначальной стоимости и сроке полезного использования) сумма амортизации, относимая на расходы в бухгалтерском учете, будет равна сумме амортизации, признаваемой расходами в налоговом учете.

 

  1. нелинейным. Этот метод напрямую заимствован из международных стандартов бухгалтерского учета, где он носит название метода «двойной остаточности». Он представляет собой комбинированный ускоренно-равномерный вариант списания первоначальной стоимости объектов основных средств. При этом первая часть (80%) его стоимости списывается ускоренно. При этом методе сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало месяца на удвоенную норму амортизации. Оставшаяся сумма стоимости объекта (20%) в целях начисления амортизации фиксируется, как его базовая стоимость для дальнейших расчетов, и списывается затем равномерно, т.е. сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении данного объекта определяется делением его базовой стоимости на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования.

Для определения сроков полезного использования основных средств необходимо пользоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, согласно которой по срокам полезного использования основные средства делятся на 10 групп:

    1. от 1 года до 2 лет включительно
    2. свыше 2 лет до 3 лет включительно
    3. свыше 3 лет до 5 лет включительно
    4. свыше 5 лет до 7 лет включительно
    5. свыше 7 лет до 10 лет включительно
    6. свыше 10 лет до 15 лет включительно
    7. свыше 15 лет до 20 лет включительно
    8. свыше 20 лет до 25 лет включительно
    9. свыше 25 лет до 30 лет включительно
    10. свыше 30

Сравнение бухгалтерского и налогового подходов для вычисления сумм амортизации основных средств  показывает, что они существенно  отличаются друг от друга, что позволяет  говорить о необходимости ведения  раздельного учета. В качестве подтверждения  можно сказать, что бухгалтерские и налоговые суммы амортизационных отчислений основных средств обычно близки, однако не идентичны. Поэтому в настоящее время необходим их раздельный бухгалтерский и налоговый учет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет выбытия  основных средств.

Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который не используется для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд организации либо выбывает, либо подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Объекты основных средств выбывают по следующим причинам:

  • продажа (реализация) объекта;
  • списание в случае морального и физического износа;
  • ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  • передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
  • передача по договорам дарения, мены;
  • по другим причинам.

Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями  внутри организации выбытием не считается.

Для решения вопросов о целесообразности или эффективности  использования или восстановления объектов основных средств, а также оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации.

Принятое комиссией  решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме  № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-4б – одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации.

Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может быть открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств». Тогда выбытие отражается:

Д-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»


К-т  01 «Основные средства», субсчет учета выбывающего объекта – списана первоначальная стоимость объекта основных средств; и


Д-т 02 «Амортизация основных средств» (субсчет учета выбывающего объекта)

К-т 01«Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» -                списана сумма начисленной амортизации;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»


К-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - списана остаточная стоимость объекта основных средств.

Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего  объекта основных средств. По окончании  операции выбытия остаточная стоимость  объекта списывается со счете 01 «Основные  средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Кроме того, организация  может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это  и начисленная заработная плата  работникам, участвующим  в предпродажной  подготовке или демонтаже объекта; ЕСН; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; налоги сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр. Согласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском учете эти операции отражаются:

Д-т 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

В результате списания или  ликвидации объектов основных средств  могут оставаться материальные ценности (запасные части, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и показываются:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет «Прочие доходы».

Пример: Списывается (ликвидируется) частично изношенное оборудование стоимостью 300 000 руб. и начисленной амортизацией 280 000 руб. Стоимость металлолома, оприходованного при списании, составила 50 000 руб.

1) списывается первоначальная  стоимость выбываемого объекта  – 300 000 руб.

Д-т 01/ «В.О.С.»

К-т 01 / «первоначальная  стоимость»

2)списывается сумма  амортизации, начисленной до момента  списания – 280 000 руб.

Д-т 02

К-т 01 / «В.О.С»

3)списывается остаточная  стоимость ликвидируемого основного  средства – 20 000 руб.

Д-т 91/2

К-т 01 / «В.О.С»

4) принимается к учету  металлолом – 50 000 руб.

Д-т 10

К-т 91/1

Поступления, связанные  с продажей и прочим списанием  основных средств, отражаются:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» и др.

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Таким образом, вся информация, необходимая для определения  финансового результата от выбытия  объектов основных средств аккумулируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Если кредит счета больше его дебета, то организация получила прибыль, а если наоборот – убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

При реализации (продаже) основных средств:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»


К-т 91 «Прочие доходы и расходы»                                 - отражен доход от продажи основных средств;


Д-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

К-т 01 «Основные средства», субсчет учета выбывающего объекта    -списана первоначальная стоимость основных средств;


Д-т 02 «Амортизация основных средств» (субсчет учета выбывающего объекта)

К-т  01 «Основные средства», субсчет  «Выбытие основных средств»                  - списана сумма начисленной амортизации;


Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»               -списана остаточная стоимость основных средств;


Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 68 «Расчеты по налогам  и сборам»                                                            - начислен НДС;

Определение финансового результата:

Если сальдо по кредиту - прибыль:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 99 «Прибыли и убытки»

Если сальдо по дебету – убытки:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы»;

Поступление выручки:

Д-т 51 «Расчетные счета» (50 «Касса»)

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Выбытие основных средств в счет вкладов в уставный капитал другого предприятия:

Д-т  58 «Финансовые вложения»


 К-т 91 «Прочие доходы и расходы»» - на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта.

Д-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»


К-т 01 «Основные средства», субсчет учета выбывающего объекта    -списана первоначальная стоимость основных средств;


Д-т 02 «Амортизация основных средств» (субсчет учета выбывающего объекта)

К-т  01 «Основные средства», субсчет  «Выбытие основных средств»                   - списана сумма начисленной амортизации;


Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»            -списана остаточная стоимость основных средств;

Определение финансового результата:

Если сальдо по кредиту - прибыль:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 99 «Прибыли и убытки»

Если сальдо по дебету – убытки:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы»;

При безвозмездной передаче основных средств записи составляются по традиционной схеме. Доходы в данном случае отсутствуют, но в соответствии с действующим законодательством передача основного средства на безвозмездной основе признается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в ст.146 НК РФ) и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Согласно ПБУ 10/99 при  безвозмездной передаче объекта  основных средств все расходы, связанные  с его выбытием, признаются операционными расходами организации. Таким образом, в бухгалтерском учете при безвозмездной передаче основных средств расходами считаются их остаточная стоимость и все затраты, связанные с передачей. В этом случае остаточная стоимость передаваемого объекта определяется на счете 01 «Основные средства» традиционным способом и списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы». На сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет «Выбытие основных средств».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Учет основных средств