Учет поступления и выбытия основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы - рассмотрение вопросов учета поступления и выбытия основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, а также рассмотрены особенности учета амортизации объектов основных средств.

Содержание

Глава 1. Введение 3
Глава 2. Понятие и классификация основных средств 5
Глава 3. Оценка и задачи учета основных средств 8
Глава 4. Документальное оформление учета основных средств 11
Глава 5. Учет основных средств 13
5.1. Учет поступления основных средств 13
5.2. Учет амортизации основных средств 18
5.3. Учет выбытия основных средств 22
5.4. Инвентаризация основных средств 27
Глава 6. Расчетная часть 30
Глава 7. Заключение 43
Глава 8. Список используемой литературы 44

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 114.14 Кб (Скачать документ)

Д08 К99 и  Д01 К08

     Объекты основных средств могут быть получены организацией в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств. Первоначальная стоимость таких объектов основных средств определяется по стоимости  ценностей, переданных или подлежащих передаче, исходя из цены, по которой  в сравнимых обстоятельствах  организация определяет стоимость  аналогичных ценностей.

     Отражение в бухгалтерском учете операции по получению объектов основных средств  в обмен на другое имущество осуществляется

     Д 91 К 10,04

На дату перехода права собственности на обмениваемое имущество

    Д 08 К 91 

5.2. Учет амортизации основных средств

     В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические свойства и качества - изнашиваются. Любые  объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли подвержены физическому и моральному износу, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических  факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут  выполнять свои функции из-за технических  причин или экономической невыгодности. Физический износ можно частично восстановить, произведя ремонт, реконструируя  и модернизируя основные средства. Однако со временем затраты на ремонт не окупаются, становятся бесполезными.

     В соответствии с Международными стандартами  финансовой отчетности (МСФО) амортизация  основных средств определяется как  систематическое распределение  амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезной службы.

     Амортизация отражает процесс постепенного списания стоимости объекта в течение  времени его полезного функционирования.

     Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся  у организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а так же находящиеся  в запасе (на складе).

     По  некоторым объектам основных средств  амортизация не начисляется. К таким  объектам относятся:

  • жилищный фонд, если не используется для извлечения дохода; объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты лесного и дорожного хозяйства;
  • специализированные сооружения судоходной обстановки и подобные объекты, продуктивный скот;
  • многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста.

     Для амортизируемого имущества ПБУ 6/01 установлен следующий порядок начисления амортизационных отчислений: организация  самостоятельно, учитывая принципы, определенные в ПБУ 6/01, устанавливает срок полезной эксплуатации основных средств и, исходя из вычисленного параметра, определяет порядок и нормы помесячного  отнесения на себестоимость амортизационных  отчислений. Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основных призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

     Срок  полезного использования объекта  основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

     Определение срока полезного использования  производится исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой 
    производительностью или мощностью применения;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы планово-предупредительных и иных видов ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

     Амортизационные отчисления по объекту основных средств  начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к  бухгалтерскому учету. Начисление амортизационных  отчислений производится до полного  погашения стоимости объекта  либо до списания объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного  вещного права. Амортизационные  отчисления по объекту основных средств прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

     Начисление  амортизационных отчислений не приостанавливается в течение срока полезного  объектов основных средств, кроме объектов в период восстановления, продолжительность  которого превышает 12 месяцев или  переведенных на консервацию по решению  руководителя организации на срок более  трех месяцев.

     ПБУ 6/01 определены способы начисления амортизации  объектов основных средств:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

     При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

     При способе уменьшаемого остатка годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Коэффициент ускорения применяется по перечню, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.

     При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

     При способе списания стоимости пропорционально объему продукции начисление амортизационных отчислений производится исходя из соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных средств пропорционально фактическому выпуску за отчетный период.

     В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. субъекты малого предпринимательства вправе начислять амортизацию основных производственных средств в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные  для соответствующих видов основных средств, а также списывать дополнительно  как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования  более 3 лет.

     Независимо  от избранного организацией способа  начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение  отчетного года начисление производится ежемесячно в размере 1/12 исчисленной  годовой суммы.

     Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете учета амортизации - счете 02 "Амортизация основных средств". Он предназначен для обобщения информации об амортизации основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и долгосрочно арендуемых им.

5.3. Учет выбытия основных средств

Согласно  п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который не используется для  производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд организации подлежит списанию с бухгалтерского учета.

     Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих  субъектов по следующим причинам:

  • продажа (реализация) объекта;
  • списание в случае морального и физического износа;
  • ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных   чрезвычайных ситуациях;
  • передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
  • передача по договорам мены, дарения;
  • по другим причинам.

     Перемещение объектов основных средств между  структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается.

     Для решения вопросов о целесообразности или эффективности использования  или восстановления объектов основных средств, а также оформления необходимой  документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. При необходимости к участию в работе комиссии могут привлекаться сотрудники государственных инспекций. В функции комиссии входит: осмотр и определение целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности их восстановления; установление причин списания объектов; выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное списание объектов; определение возможности использования и цены возможной реализации отдельных узлов, деталей, материалов; составление акта на списание объектов основных средств.

     Принятое  комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется  актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется  списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-46 —  одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются  в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. На основании акта по форме № ОС-4а списывается автотранспорт. При этом в бухгалтерию организации сдается документ, подтверждающий снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД-т МВД-т РФ.

     Оформленные акты на списание основных средств  передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета  объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные  карточки по выбывшим основным средствам  продолжают храниться в течение  срока, установленного руководителем  организации, но не менее пяти лет.

     Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может быть открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств». Тогда выбытие отражается:

    Д-т 01 «Основные средства», суб. «Выбытие основных средств»

     К-т 02 «Амортизация основных средств» — на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств;

      Д-т 01 «Основные средства»

     К-т 01 «Основные средства», суб. «Выбытие основных средств» — на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта.

     Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

     Кроме того, организация может нести  дополнительные затраты, связанные  с выбытием объектов. Это и начисленная  заработная плата работникам, участвующим  в предпродажной подготовке или  демонтаже объекта; ЕСН; стоимость  израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; налоги и  сборы, уплачиваемые из выручки при  продаже основных средств; стоимость  услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр. Согласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском учете эти операции отражаются:

Информация о работе Учет поступления и выбытия основных средств