Учет производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы - раскрыть особенности учета материалов организации и методов их оценки. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников;
рассмотреть порядок отражения операций по учету материалов в теоретическом и практическом аспектах;

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теория учета материалов
1.1 Материалы, их классификация, оценка
1.2 Документальное оформление поступления и расходования материалов
1.3 Синтетический и аналитический учет материалов
1.4 Инвентаризация материалов
ГЛАВА 2. Субъект исследования - Открытое Акционерное Общество «Осиповичский завод автомобильных агрегатов»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
2.2 Учетная политика организации
2.3 Порядок учета материалов в ОАО «ОЗАА»
2.4 Оформление отпуска материалов со складов ОАО «ОЗАА»
2.5 Списание материалов и контроль за их использованием в ОАО «ОЗАА»
2.6 Учет материалов на складах, в кладовых цехов
2.7 Учет материалов в бухгалтерии ОАО «ОЗАА»
ГЛАВА 3. Применение теории учета материалов на практике
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Бухучет.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

 

других счетов (например. Краткосрочных кредитов банков - при начислении процентов за кредит).

 

Аналитический учет поступления материалов зависит в значительной мере от выбора учетной цены. Если в качестве учетных цен применяют средние цены поставщика, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по этим ценам. Наценки снабженческих организаций, комиссионные, таможенные пошлины, транспортно-заготовительные расходы и другие составляющие расходов по заготовлению по всем поступившим материалам учитывают на аналитическом счете Транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческо-сбытовых организаций.

 

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита счета Материалов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом делают бухгалтерскую запись:

 

Д-т сч. Основного производства - материалы отпущены основному производству

 

Д-т сч. Вспомогательных производств -- материалы отпущены вспомогательным производствам

 

Д-т сч. Общепроизводственных расходов. Общехозяйственных расходов и др. - в зависимости от направления расходов материалов

 

К-т сч. Материалов или других счетов по учету материалов.

 

В расчетных документах поставщиков по поступившим материалам отдельно выделяются суммы налога на добавленную стоимость (НДС), сумма которого отражается по дебету счета Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам") с кредита счетов Расчетов с поставщиками и подрядчиками, Расчетов с подотчетными лицами и др.

 

После оплаты материалов поставщикам сумма налога на добавленную стоимость списывается с кредита счета по учету НДС в дебет счета Расчетов с бюджетом, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

 

При реализации материальных запасов, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, они списываются со счета Материалов в дебет счета Реализации прочих активов в течение месяца по плановой (нормативной) стоимости, а по окончании месяца такой же проводкой списываются отклонения фактической себестоимости материалов от их плановой (нормативной) стоимости (способом "красное сторно" или способом дополнительных проводок).

 

1.4 Инвентаризация материалов

 

В действующих организациях инвентаризация материалов осуществляется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РБ.

 

Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:

 

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

 

при установлении фактов хищений, а также порчи ценностей;

 

в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

 

в других случаях, предусмотренных законодательством РБ или нормативными актами Министерства финансов РБ.

 

Кроме того, для контроля за сохранностью материалов, условиями их хранения и состоянием складского учета в межинвентаризационные периоды целесообразно проводить систематические проверки и выборочные инвентаризации материалов.

 

Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационными комиссиями при обязательном участии материально ответственных лиц. К началу инвентаризации в карточках складского (Приложение 6)учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на день инвентаризации; первичные документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке.

 

Инвентаризационные описи (Приложение 7) подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.

 

Недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывают с кредита счета Недостач и потерь от порчи ценностей на издержки производства или обращения хозяйствующих субъектов. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

 

Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списываются на счета виновных лиц и оформляются бухгалтерской записью

 

Д-т сч. Расчетов с персоналом по прочим операциям

 

(субсчет 'Расчеты по возмещению материального ущерба)

 

К-т сч. Недостач и потерь от порчи ценностей.

 

Недостачи ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников списываются на финансовый результат.

 

Выявленные при инвентаризации излишки материалов приходуют по дебету счета Материалов по рыночной стоимости и относят на результаты хозяйственной деятельности (счет Прибылей и убытков) с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

 

ГЛАВА 2. Субъект исследования - Открытое Акционерное Общество «Осиповичский завод автомобильных агрегатов»

 

2.1 Технико-экономическая характеристика организации

 

Объектом исследования является ОАО «Осиповичский завод автомобильных агрегатов» (ОАО «ОЗАА»), которое входит в производственное объединение «БелавтоМАЗ» Министерства промышленности РБ», действует на основании Устава в соответствии с действующим законодательством РБ и является юридическим лицом. ОАО «ОЗАА» расположено на ул. Проектируемая 1, г. Осиповичи, Могилевской области. Форма собственности - государственная.

 

На предприятии осуществляются следующие виды деятельности:

 

изготовление узлов и деталей для автомобилей и автобусов семейства МАЗ;

 

деревообработка:

 

ремонтно-строительные работы;

 

товары народного потребления (лодки, катамараны, сиденье спортивное, стул для кафе, кресло офисное, биотуалет, баскетбольные снаряжения, и т.д.)

 

Структура предприятия - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управлением и управленческой системой.

 

ОАО «ОЗАА» возглавляет директор, который руководит всей деятельностью предприятия, имеет право и выполняет обязанности, обусловленные возложенными на завод задачами, несет ответственность за подбор и расстановку кадров, эффективную их работу, своевременное и качественное выполнение плана, соблюдение финансовой, государственной, договорной и трудовой дисциплины.

 

Структурными подразделениями завода являются отделы, цеха, бюро, которые осуществляют деятельность завода в соответствии с утвержденной директором завода и его заместителями положениями.

 

2.2 Учетная политика организации

 

Учетная политика предприятия есть регламентация приемов постановки бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись) и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчетность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности.

 

Теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии, отраженные в Законе РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности, служат основанием и определяют формирование учетной политики предприятия, организации.

 

Законом подтверждено, что руководствуясь законодательством РБ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, предприятия (организации) самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В нем также указано, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РБ или нормативных актов, органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны водиться с начала финансового года.

 

Согласно Закону, под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичное наблюдение, стоимостного изменения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (уставной и иной).

 

Учетную политику данного предприятия включает два основных раздела:

 

Общие положения организационно-технического характера.

 

Избранные методы ведения бухгалтерского учета.

 

2.3 Порядок учета материалов в ОАО «ОЗАА»

 

В ОАО «ОЗАА» бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

 

Указания и распоряжения главного бухгалтера (лица, его заменяющего) по вопросам соблюдения правил учета, оформления и представления необходимых для учета документов и сведений являются обязательными для всех структурных подразделений и работников общества.

 

Компетенция главного бухгалтера, его права, обязанности и ответственность установлены статьей 7 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» и Положением об отделе бухгалтерии ОАО «ОЗАА».

 

Бухгалтерский учет на ОАО «ОЗАА» осуществляется централизованной бухгалтерией и финансовым отделом общества.

 

При отражении в учете каждой хозяйственной операции формирование бухгалтерских записей (проводок) работники бухгалтерии и финансового отдела руководствуются Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Министерства финансов РБ 30.05.2003г. №89, изменениями к нему от 11.12.2008г. №187 и рабочим Планом счетов (приложение 1 к настоящему положению). Внесение изменений в рабочий План счетов в течение года не считаются изменениями принятой учетной политики.

 

Внесение исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок (утверждена постановлением Минфина РБ 29.06.2005г. №83).

 

Учет поступления и расходования материалов ведется в соответствии с Порядком, утв. приказом по заводу от 31.03.2008г. №270, рабочей Инструкцией РИ-4.6-011-004 2009г.

 

Учет сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих ведется по учетным ценам:

 

сырье и материалы, покупные п /фабрикаты и комплектующие изделия

 

по фиксированным ценам согласно Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, НЗП, готовой и отгруженной продукции в организациях промышленности, утвержденного постановлением Минфина, Минэкономики РБ 31.12.2003 № 191/263;

 

стройматериалы, топливо, запасные части, тара, прочие материалы - по средне взвешенным ценам по варианту взвешенной оценки, в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска материалов;

 

спецодежда, спецобувь - по цене поступления;

 

деловые отходы - по цене возможного использования;

 

отходы, подлежащие сдаче заготовительным организациям - по последней цене заготовительной организации.

 

Основание: Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденная постановлением Минфина РБ 17.06.2007г. №114.

 

При отпуске материалов на сторону применяться цена поступления. Если имеются остатки по разным ценам поступления, то - по наибольшей цене. В случаях возврата материалов поставщику - по цене поставщика.

 

В целях обеспечения контроля за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета проводятся периодические инвентаризации активов и обязательств в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина РБ 30.11.2007г. №180.

 

Инвентаризация проводится обязательно:

 

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в следующие сроки:

 

- основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства - 1 ноября;

 

- сырья, материалов, готовой продукции, товаров - 1 декабря;

 

- незавершенного производства (кроме этого - 1 июня) - 1 декабря;

 

- обязательств и других активов - 1 декабря;

 

- денежных средств, БСО - 1 января;

 

- драгоценных металлов во всех состояниях - 1 января.

 

при реорганизации предприятия.

 

при смене руководителя предприятия.

 

при смене материально-ответственных лиц.

 

при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов бригады.

 

при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества.

 

в случае возникновения чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 

при определении фактического расхода материалов на производственных участках - на 1-ое число каждого месяца.

 

Кроме этого проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации и внезапные проверки дефицитных позиций.

 

Первичные учетные документы, применяемые на предприятии, разработаны с учетом автоматизации учета движения материалов, автоматического формирования накопительных регистров и применения способа средней оценки стоимости материалов по варианту средневзвешенной оценки (за месяц).

 

Основными задачами учета материалов являются:

 

правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию материалов;

 

формирование фактической себестоимости материалов;

 

контроль за сохранностью материалов в местах хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

 

контроль за соблюдением установленных норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

Информация о работе Учет производственных запасов