Учет производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы - раскрыть особенности учета материалов организации и методов их оценки. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников;
рассмотреть порядок отражения операций по учету материалов в теоретическом и практическом аспектах;

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теория учета материалов
1.1 Материалы, их классификация, оценка
1.2 Документальное оформление поступления и расходования материалов
1.3 Синтетический и аналитический учет материалов
1.4 Инвентаризация материалов
ГЛАВА 2. Субъект исследования - Открытое Акционерное Общество «Осиповичский завод автомобильных агрегатов»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
2.2 Учетная политика организации
2.3 Порядок учета материалов в ОАО «ОЗАА»
2.4 Оформление отпуска материалов со складов ОАО «ОЗАА»
2.5 Списание материалов и контроль за их использованием в ОАО «ОЗАА»
2.6 Учет материалов на складах, в кладовых цехов
2.7 Учет материалов в бухгалтерии ОАО «ОЗАА»
ГЛАВА 3. Применение теории учета материалов на практике
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Бухучет.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

 

своевременное выявление излишних материалов с целью их возможной реализации или определения иных возможностей вовлечения в хозяйственный оборот;

 

проведение анализа эффективности использования материалов.

 

Необходимыми условиями осуществления контроля за сохранностью материалов являются:

 

наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для материалов открытого хранения);

 

размещение материалов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида материалов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся материале;

 

оснащение мест хранения материалов весовыми, измерительными приборами и мерной тарой;

 

установление порядка нормирования расхода материалов;

 

установление порядка формирования учетных цен на материалы и порядка их пересмотра.

 

В ОАО «ОЗАА» определяется следующий перечень складов (кладовых), структурных подразделений, которые самостоятельно закупают материалы и производят все необходимые действия для учета материалов:

 

№380 - склад БМТС ОСиВК - материалы для производственных и хозяйственных нужд, тара, инвентарь для цехов;

 

№ 381 - склад БВК ОСиВК - покупные п/фабрикаты и комплектующие изделия;

 

№361 - склад ИШБ - инструмент и спецоснастка;

 

№383 - склад с/одежды ОСиВК - с/одежда, спецобувь;

 

№331 - кладовая АТЦ - топливо, запасные части для автотехники;

 

№ 340 -ОГМ (кладовая РМЦ)-запасные части к механической части оборудования;

 

№ 341 - ОГЭ (кладовая ЭЦ) - электроматериалы;

 

№342 - - « - « - сантехматериалы;

 

№344 - ОКСИД (кладовая РСЦ) - стройматериалы;

 

№345 - -«- - материалы на строительство цеха;

 

№300 - ХО - бланки, канц. принадлежности, хоз.материалы, инвент.для з/у;

 

№303 - ОАСУП - з/части, расходные материалы для ПЭВМ, оргтехники;

 

№309 - ОООС - химреактивы, приборы для экологических замеров;

 

№312 - ЦЗЛ - химреактивы, приборы для хим.и рентген.анализов;

 

№393 - здравпункт - медикаменты;

 

№394 - общежитие - постельные принадлежности, белье;

 

№395 - гостиница - постельные принадлежности, белье, посуда;

 

№396 - ФОК - спортинвентарь, спортобувь, спортодежда.

 

Партии материалов, которые завозятся непосредственно в цеха: алюминиевые сплавы, формовочный песок - в ЦАЛ, листовой металл - в ПСЦ, круги, трубы - в МСЦ, ПСЦ , железобетонные конструкции - на участке РСЦ документально отражаются в учете как поступившие на склад ОСиВК, РСЦ и переданные в цех, участок.

 

В этих случаях начальник цеха обязан обеспечить:

 

- проверку соответствия ассортимента, количества и качества материалов, указанных в сопроводительных документах (алюминиевые сплавы - в присутствии инженера ОСиВК);

 

- в случаях выявления несоответствия количества или качества - немедленное уведомление ОСиВК, ОКСИД.

 

ОСиВК, ОКСИД обязаны обеспечить оформление актов приемки товара в установленном порядке.

 

Оприходование материальных ценностей. Как правило, оформляется в день их поступлений или на следующий день с утра.

 

Материалы, которые находятся в процессе технической приемки, лабораторного испытания, хранятся на складах обособленно и до выяснения результатов приемки не могут расходоваться.

 

Материалы, закупленные за наличный расчет, подлежат сдаче на соответствующий склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный расчет, закупочный акт о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету.

 

2.4 Оформление отпуска материалов со складов ОАО «ОЗАА»

 

Отпуск материалов со складов предприятия осуществляется только уполномоченным на их получение работникам структурных подразделений.

 

Список лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, доводится до кладовщиков складов в карточке образцов подписей форма № М-22п. Образцы подписей удостоверяет руководитель структурного подразделения, бухгалтер, ведущий учет материалов данного структурного подразделения.

 

Отпуск материалов из складов в кладовые структурных подразделений и с кладовых на участки рассматривается как внутреннее перемещение, полученные материалы считаются в подотчете у получившего лица.

 

Первичными учетными документами по отпуску материалов являются:

 

со складов ОСиВК:

 

Лимитно-заборная карта на отпуск материалов и комплектующих, отпускаемых со складов ОСиВК для производства продукции форма 8-М (Приложение 8), Лимитно-заборную карту оформляет экономист ОСиВК на ПЭВМ в 2-х экз. 1-ый экз. складу, 2-ой - цеху.

 

Отпуск материалов производится в пределах лимита. Изменение лимита экономист ОСиВК вносит в следующих случаях:

 

- изменение программы в отчетном месяце;

 

- изменение норм расхода материалов в отчетном месяце;

 

- замена материала (в этом случае указывает № акта-требования на замену);

 

- поступление в цех партии материалов транзитом;

 

- наличие остатка материалов в цехах на начало месяца более недельной потребности.

 

Акт-требование на замену материалов форма М-10п применяется для учета отпуска материалов при замене материала, предусмотренного технологией.

 

На использование материалов, имеющих отступления от требований НД (марки, сорта, несоответствие ГОСТу, ТУ) предварительно оформляется карта-разрешения (приложение Н к РИ-46-011-004.99 г)

 

При использовании материалов других размеров, чем предусмотренных технологией предварительно производится расчет результатов замены (оборотная сторона акта-требования).

 

При замене другой маркой предварительно оформляется карта разрешения. В этом случае в акте-требовании указывается номер карты разрешения.

 

Акт-требование, карту разрешения и расчет замены составляет инженер ОСиВК.

 

При этом в лимитно-заборной карте заменяемого материала делается пометка «замена см.требование №..».

 

Требование (форма № М-10, М-11) (Приложение 3,4) - для отпуска материалов на ремонтные и хозяйственные нужды, (разовый отпуск);

 

из кладовых производственных цехов:

 

Лимитно-заборная карта на отпуск материалов из кладовой цеха на производственные участки формы 8-п (Приложение 2). Лимитно-заборная карта оформляется в 1-ом экз. до начала отчетного месяца.

 

Передача деталей на склад БВК для покрытия оформляется указанной лимитно-заборной картой.

 

Требование (форма № М-10, М-11) (Приложение 3,4)- для передачи материалов из кладовой в другую кладовую (при многократном отпуске используется лимитно-заборная карта).

 

Передача материалов подрядчикам для выполнения ими строительных или ремонтных работ на объектах предприятия по договорам подряда без выставления счета оформляется по накладной ТТН-1, ТН-2. Основание отпуска - номер договора. Учет и контроль за этими материалами установлен приказом по заводу от 26.05.2000г. №218. Отпуск материалов на доработку, возврат поставщику бракованных материалов оформляется товарно-транспортной накладной ТТН-1. Основание: договор на обработку материалов, акт о браке, оформленный в установленном порядке.

 

2.5 Списание материалов и контроль за их использованием в ОАО «ОЗАА»

 

Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения предприятия и отнесение их стоимости на затраты производства производится на основании отчетов мастеров производственных и ремонтно-строительных участков о движении материалов.

 

По материалам, расход которых определяется в конце месяца балансовым методом: остаток на начало месяца + приход-остаток на конец месяца = расход. К отчетам прилагают инвентаризационные описи материалов (Приложение 7).

 

Для проведения инвентаризации остатков материалов на участках, определяющих фактический расход материалов за месяц балансовым методом, распоряжением по цеху создается постоянно-действующая инвентаризационная комиссия.

 

Покупные комплектующие в цехах списываются по нормам на фактически собранные детали согласно баланса движения деталей (Приложение 9).

 

Для подтверждения фактического расхода покупных комплектующих цеха проводят их инвентаризацию одновременно с незавершенным производством 2 раза в год по состоянию на 1 июня и 1 декабря.

 

Материалы на хозяйственные и ремонтные нужды списывается по акту формы М-9 (Приложение 10) в порядке возрастания балансовых счетов.

 

Тара, инструмент, оснастка, инвентарь, изношенные и негодные для дальнейшего использования списываются по акту формы И-8 (Приложение 11).

 

2.6 Учет материалов на складах, в кладовых цехов

 

Учет материалов, находящихся на складах (в кладовых) подразделений предприятия, ведется на карточках складского учета (Приложение 5) по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам материалов (сортовой учет).

 

Учет ведется по одной и той же карточке складского учета независимо от изменения цены. Цена поставщика записывается по каждому приходу.

 

Карточки складского учета открываются на календарный год подразделениями предприятия.

 

Карточки складского учета регистрируются:

 

- бухгалтерией ПМБ в книге регистрации по складам, по которым документы в ПЭВМ вводит бухгалтер;

 

- кладовщиком, учетчиком (в машинном носителе) складов, документы по которым вносятся в ПЭВМ на складах (Приложение 6).

 

На складах ведется количественный сортовой учет материалов в установленных единицах измерения.

 

В качестве учетных цен на материалы применяются:

 

- на складах БМТС и БВК балансовые счета 10/01, 10/02 - фиксированные цены;

 

- на остальных складах - средневзвешенные цены по варианту взвешенной оценки, в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

 

На складе БВК, на б/сч 10/03 учитываются изделия собственного производства, отправляемые на покрытие по лимитно-заборной карте (Приложение 12) с последующим возвратом по цене, сформированной ПЭО на год. По этим же ценам детали возвращаются с покрытия и передаются в цех. Затраты на покрытие относятся на себестоимость цеха (б/сч 20/00).

 

В карточках складского учета каждая операция отражается в первичном учетном документе, записывается отдельно.

 

Запись в карточках складского учета делается в день свершения операций и ежедневно выводятся остатки материалов (при наличии операций).

 

Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета данных об отпуске материалов производится:

 

- в складах ОСиВК, ИШБ - в день свершения операций;

 

- в кладовых цехов информация импортируется и сверяется с данными лимитно-заборных карт цеха ежедневно;

 

- в остальных складах - по мере закрытия лимитно-заборных карт.

 

В конце месяца в карточках складского учета выводятся итоги оборотов по приходу и расходу и остаток.

 

Первичные учетные документы сдаются в бухгалтерию в сроки:

 

- документы по приходу материалов, расходов их на сторону, внутреннему перемещению в течении 3-х дней со дня свершения операции, но не позднее 1 числа следующего за отчетным месяцем;

 

- документы по учету ГСМ - в сроки установленные приказом по заводу от 27.06.2002г. №285;

 

- лимитно-заборные карты - по мере использования месячного лимита (в ИШБ - подекадно), но не позднее 1-го рабочего дня, следующего за отчетным месяцем.

 

Прием-сдача первичных документов со складов, где карточки складского учета ведутся на машинных носителях, оформляется составлением реестра. Приемка документов со складов, где карточки ведутся вручную, подтверждается подписью бухгалтера на карточке складского учета.

 

По истечении календарного года на карточках складского учета выводятся остатки на 1 января года следующего за отчетным, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются (в них делаются отметки: остаток перенести в карточку 200__ года. № ___, и хранятся в электронном виде в ПЭВМ.

 

Карточки складского учета, по которым имеются остатки материалов без движения, продолжают действовать в следующем календарном году. На них составляется перечень, который подшивается в бухгалтерии.

 

2.7 Учет материалов в бухгалтерии ОАО «ОЗАА»

 

Бухгалтерский учет материалов организован с применением компьютерного учета на основе разработанных программистами предприятия программ «Склады».

 

Применение на предприятии унифицированного справочника карточек складского учета всех материалов позволяет одну и туже первичную информацию использовать для обработки и дальнейшей выдачи ее в других структурных подразделениях предприятия: на основании лимитно-заборных карт на отпуск материалов, покупных полуфабрикатов, запчастей, инструментов со складов БМТС, БВК, РМЦ, ЭЦ, ИШБ автоматически формируется приход на карточки складского учета соответствующих кладовых цехов.

 

С целью рациональной организации и минимальных затрат на ведение первичного учета, а также в связи с принятым способом средней оценки с применением варианта скользящей оценки материалов, в первичных документа на внутреннее перемещение материалов не проставляется цена и сумма. Она содержится в регистрах (накопительных ведомостях этих документов).Регистры составляются в порядке возрастания документов. В регистре перечисляются номера документов, номера карточек складского учета, наименование и марка материала, количество, цена, сумма. Регистры формируются в разрезе балансовых счетов.

 

Бухгалтер, ведущий учет материалов соответствующего структурного подразделения обязан сверить данные документов с данными в регистре и подтвердить сверку своей подписью до отражения их в учетных таблицах и мемориальных ордерах.

Информация о работе Учет производственных запасов