Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа
В условиях рыночной экономики существенно изменяются методы воздействия государства на социально–экономическое развитие. Одним из сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпы экономического роста.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы учета расчетов по Единому социальному налогу 4
1.1. Общие положения учета расчетов по единому социальному налогу 4
1.2. Учет расчетов по Единому социальному налогу на примере ООО «АЛЬФА». 10
1.3. Нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты по ЕСН 15
Глава 2. Теоретические основы учета расчетов по налогу на доходы физических лиц 17
2.1. Экономическая сущность расчетов по НДФЛ, его место и функции в налоговой системе 17
2.2 Характеристика приемов и методов экономического исследования расчетов по НДФЛ 20
2.3 Нормативно-правовое регулирование учета НДФЛ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы учета расчетов по Единому социальному налогу
1.1. Общие положения учета расчетов по единому социальному налогу
1.2. Учет расчетов по Единому социальному налогу на примере ООО «АЛЬФА».
1.3. Нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты по ЕСН
Глава 2. Теоретические основы учета расчетов по налогу на доходы физических лиц
2.1. Экономическая сущность расчетов по НДФЛ, его место и функции в налоговой системе
2.2 Характеристика приемов и методов экономического исследования расчетов по НДФЛ
2.3 Нормативно-правовое регулирование учета НДФЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях рыночной экономики существенно изменяются методы воздействия государства на социально–экономическое развитие. Одним из сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпы экономического роста.
Налоговая система является важным инструментом проводимой экономической реформы. Она должна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств и, в то же время, не быть тяжелым бременем ни для предпринимателей, ни для населения.
Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции.
Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов по единому социальному налогу (ЕСН) и по одному из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира — налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).
Для достижения указанной цели при подготовке работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
а) рассмотрены теоретические основы учета расчетов по ЕСН;
б) рассмотрен учет расчетов по ЕСН на примере ООО «АЛЬФА»;
в) рассмотрены нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты по ЕСН;
г) рассмотрены теоретические основы учета расчетов по НДФЛ.
ЕСН отменен с 1 января 2010 года, вместо него нынешние плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.
Идея введения ЕСН, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (затем Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из–за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
Единый социальный налог явился серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда – Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора поступали как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет. Основное назначение этого налога — обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования в единый налог производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды.
Рассмотрим причины, вызвавшие необходимость введения ЕСН.
До введения ЕСН был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в налоговую систему России, установленную Федеральным законом от 27.12.1991 № 2118‑1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной из форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда.
Введение ЕСН, взимаемого по регрессивной шкале, призвано стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников и, в конечном счете – расширить базу обложения налогом на доходы физических лиц.
Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого органов государственных внебюджетных фондов. Это создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу нескольких контролирующих органов. Эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени предоставленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону плательщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество стоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем число зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков. С введением ЕСН контроль за его исчислением и уплатой полностью перешел к налоговым органам.
До введения ЕСН плательщик страховых взносов обязан был представлять отдельные формы отчетов в каждый фонд, производить уплату страховых взносов в сроки, установленные соответствующим фондом.
Наличие у каждого фонда отдельных специфических полномочий, в частности по срокам и порядку предоставления отсрочек по просроченным платежам, ставило организации в различные условия, вследствие чего нарушались принципы однородности и справедливости налогообложения.
Единый социальный налог явился одним из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны – НДС.
Налогоплательщики ЕСН
Плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.
Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
К организациям в целях применения положений Налогового кодекса РФ согласно п. 2 ст. 11 НК РФ относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (иностранные организации).
Физическими лицами считаются в налоговом законодательстве граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства
Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемые индивидуальным предпринимателями осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по трудовым и гражданско – правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а так же по авторским договорам.
Объектом налогообложения у индивидуальных предпринимателей — не работодателей признаются доходы от предпринимательской либо профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков – членов крестьянского (фермерского) хозяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
Льготы по налогу
От уплаты налога освобождаются: 1. большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц; 2. компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении; 3. страховые взносы организации за своих работников по договорам: добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года; 4. по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника; 5. другие доходы. Также не облагают налогом любые выплаты, которые фирма не относит к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Единым социальным налогом не облагают доходы сотрудников, которые являются инвалидами I, II и III группы. Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждающих факт инвалидности.
Ставки налога
Обычный размер ставки — для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. — составляет 34 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:
Пенсионный фонд Российской Федерации — 26 %
Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 %
Фонды обязательного медицинского страхования — 5,1 %
Итого: 34 %
Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.
Одна из особенностей налога – применение регрессивной шкалы налогообложения, что означает снижение ставки налога с увеличением налоговой базы. Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог.
Таблица 1
Регрессивная шкала ставок ЕСН для различных категорий плательщиков.
Плательщики | Фонды | До 100001 руб. | От 100001 до 300000 руб. | От 300001 до 600000 руб. | Свыше 600000 руб. |
---|---|---|---|---|---|
1. Работодатели, кроме указанных в п.2 | ПФР | 28,0% | 28 000 руб. + 15,8% | 59 600 руб. + 7,9% | 83 300 руб. + 2,0% |
ФСС | 4,0% | 4 000 руб. + 2,2% | 8 400 руб. + 1,1% | 11700 руб. | |
Фонды ОМС, В том числе: - Федеральный
- Территориальный |
0,2%
3,4% |
200 руб. + 0,1% 3400 руб. + 1,9% |
400 руб. + 0,1% |
700 руб.
9900 руб. | |
Итого: | 35,6% | 35600 руб. + 0,0% | 7200 руб. + 0,9% | 105600 руб. + 2,0% | |
2. Работодатели, занятые в производстве с/х продукции; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера; крестьянские (фермерские) хозяйства | ПФР | 20,6% | 20600 руб. +15,8% | 52200 руб. + 7,9% | 75900руб.+ |
ФСС | 2,9% | 2900 руб. + 2,2% | 7300 руб. + 1,1% | 10600 руб. | |
Фонды ОМС, В том числе: - Федеральный
- Территориальный |
0,1%
2,5% |
100 руб. + 0,1% 2500 руб. + 1,9% |
300 руб. + 0,1% 6300 руб. + 0,9% |
600 руб.
9000 руб. | |
Итого: | 26,1 | 26100 руб. + 20,0% | 66100руб. + 10,0% | 96100руб. + 2,0% | |
3. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, кроме указанных в п.4 | ПФР | 19,2% | 19200руб.+ 5,5% | 40800руб. + 5,5% | 57300руб. + 2,0% |
ФСС | — | — | — | — | |
Фонды ОМС, В том числе: - Федеральный
- Территориальный |
0,2%
3,4% |
200 руб. + 0,1% 3400 руб. + 1,9% |
400 руб.
7200 руб. + 0,9% |
400 руб.
9900 руб. | |
Итого: | 22,8% | 22800 руб. + 12,8% | 48400 руб. + 6,4% | 67600 руб. | |
4. Адвокаты, оказывающие физическим лицам бесплатную юридическую помощь | ПФР | 14,0% | 42000 руб. + 8,0% | 66000 руб. + 2,0% | |
ФСС | — | — | — | — | |
Фонды ОМС, В том числе: - Федеральный
- Территориальный |
0,2%
3,4% |
600 руб. + 0,1% 10200 руб. + 1,9% |
900руб.
15900 руб. | ||
Итого: | 17,6% | 52800руб. + 10,0% | 82800руб. + 2,0% |
Информация о работе Учет расчетов по Единому социальному налогу и Налогу на доходы физических лиц