Учет расчетов по Единому социальному налогу и Налогу на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание

В условиях рыночной экономики существенно изменяются методы воздействия государства на социально–экономическое развитие. Одним из сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпы экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы учета расчетов по Единому социальному налогу 4
1.1. Общие положения учета расчетов по единому социальному налогу 4
1.2. Учет расчетов по Единому социальному налогу на примере ООО «АЛЬФА». 10
1.3. Нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты по ЕСН 15
Глава 2. Теоретические основы учета расчетов по налогу на доходы физических лиц 17
2.1. Экономическая сущность расчетов по НДФЛ, его место и функции в налоговой системе 17
2.2 Характеристика приемов и методов экономического исследования расчетов по НДФЛ 20
2.3 Нормативно-правовое регулирование учета НДФЛ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГОТОВО.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

Глава 2. Теоретические основы учета расчетов по налогу на доходы физических лиц

2.1. Экономическая сущность расчетов по НДФЛ, его место и функции в налоговой системе

Подоходный налог или НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения. В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция — с 1914 г.). В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом была подушная подать. Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного налога. Однако события 1917 г. не позволили данному указу вступить в действие.

В советские времена этот налог действовал по следующим принципам:

- платили все и со всех доходов;

- налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;

- ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов.

Максимальный размер ставок составлял соответственно 13, 60, 90 процентов. Льготы также были установлены по социальному признаку.

Новый этап в истории рассматриваемого налога начался в связи с переходом России на рыночные отношения. Верховный Совет РСФСР принял 7 декабря 1991 г. за N 1998-1 Закон "О подоходном налоге с физических лиц". Были установлены единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень не облагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью.

К февралю 2000 г. в этот Закон 21 раз были внесены изменения и дополнения, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз и всегда была прогрессивной.

В каждой шкале максимальная ставка определялась в размерах 60, 45, 40, 35, 30 процентов.

С 2001 г. в России вводится совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц, которая в значительной степени отличается от действующей до этого. Отличие состоит не только в новом названии налога, но в самой концепции налогообложения.

Можно говорить о двух направлениях совершенствования Российского законодательства:

  • значительное снижение налогового бремени для каждого физического лица — налогоплательщика и повышение на этой основе уровня его жизни.
  • приближение принципов законодательства по налогообложению к принципам международного права.

Первое направление. Основное, радикальное нововведение — единая ставка налога по так называемым трудовым доходам в размере 13% независимо от величины дохода и в размерах 9%, 30% и 35% по так называемым нетрудовым доходам, т.е. по существу отказ от понятия "совокупный годовой облагаемый доход".

Итак, любые доходы, кроме перечисленных ниже, законодателем отнесены к трудовым. Доходы, полученные в виде: дивидендов (ставка налога 9%), выигрышей по лотереям, тотализаторам и другим рисковым играм, призов, выигрышей на конкурсах; страховых выплат по добровольному страхованию в части, превышающей внесенные взносы; проценты по вкладам в банках и суммы экономии на процентах по заемным средствам (ставка налога 35%) в части превышения % ставки рефинансирования Банка России — отнесены к нетрудовым доходам.

Второе направление. Как известно в международной практике существует несколько подходов к исчислению подоходного налога. Приведем наиболее распространенные.

1. Самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода (США, Австралия, Канада).

Эта модель имеет следующие элементы:

а) прогрессивная шкала ставок налога, многочисленные налоговые вычеты, зачеты, скидки;

б) относительно простой порядок удержания налога у источника выплаты;

в) всеобщая подача деклараций;

г) всеобщая система сбора справок о доходах от третьих лиц, их механизированная обработка и принятие мер к нарушителям.

2. Самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода и начисление налоговыми органами налога (Швеция, Новая Зеландия, Великобритания).

Элементами этой модели являются:

а) прогрессивная шкала ставок налога, ограниченное число вычетов, зачетов, скидок;

б) сложный порядок удержания налога у источника выплаты;

в) выборочное предъявление требований по представлению деклараций в зависимости от размера доходов;

г) всеобъемлющая система сбора справок о доходах, их автоматизированная обработка и принятие мер к нарушителям.

3. Начисление налога налоговыми органами и удержание налога у источника выплаты (Литва).

Элементы этой модели:

а) единая ставка налога;

б) упрощенный порядок удержания налога у источника выплаты;

в) очень небольшой круг лиц, подающих декларации;

г) ограниченный круг лиц, на которых представляются справки о доходах.

В Российской Федерации в соответствии с новой концепцией налогообложения планируется использовать именно третью модель. Этот подход — самый простой и дешевый, однако требует жесткого контроля со стороны налоговых органов за правильностью исчисления налогов у источника выплаты.

Как и во всех цивилизованных странах, в России с 2001 г. облагаемые доходы физических лиц уменьшаются на суммы расходов, понесенных в связи с лечением, приобретением медикаментов, а также на получение налогоплательщиком и его детьми образования.

Синхронная реформа подоходного и социального налогообложения не только не уменьшит размеры поступлений в бюджет, но и приведет к их росту. Что и показала практика применения нового налогового законодательства.

2.2 Характеристика приемов и методов экономического исследования расчетов по НДФЛ

Основными методами экономического исследования любых экономических данных по мнению таких авторов как Баканов, Шеремет, Савицкая являются:

  • сравнение;
  • группировка;
  • балансовый метод;
  • графический способ;
  • Индексный метод;
  • Метод корреляционного и регрессионного анализа.

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты, и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:

  • составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);

      дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

2.3 Нормативно-правовое регулирование учета НДФЛ

В настоящее время ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ.

Третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организаций в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

В последние годы в системе нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.

Налоговый кодекс РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный кодекс основывается на признании всеобщности и равенстве налогообложения, а при установлении налогов учитываются экономические основания налогов, целостность единого экономического пространства, недопущение ограничения свободного перемещения в пределах территории Российской Федерации товаров, работ, услуг или финансовых ресурсов, иные ограничения, не предусмотренные законодательством, фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В Налоговом кодексе РФ установлена система налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в стране, в том числе:

- виды налогов и сборов, взимаемые в Российской Федерации;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

Информация о работе Учет расчетов по Единому социальному налогу и Налогу на доходы физических лиц