Учет расчетов по налогам и сборам, направления его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений, к которым стремится Республика Беларусь, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае переплаты.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 4
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь ……………………………………………
7
1.1 Система налогообложения организаций в Республике Беларусь и пути ее совершенствования ………………………………………….
7
1.2 Краткая характеристика организации……………………………… 14
1.3 Нормативно-правовая база учета налогов и других обязательных платежей …………………………………………...…………………
17
2 Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам, его совершенствование ……………………………………………………………
20
2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, включаемых в себестоимость продукции……………………………………………
20
2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемых из выручки от реализации продукции, работ, услуг………………….……………
23
2.3 Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемых из прибыли организации…………………………………………………………
27
2.4 Совершенствование учета расчетов по налогам и сборам ……… 33
Заключение …………………………………………………………………….. 36
Список использованных источников ………………………………………… 38
Приложения ……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 2011 2Полесский.doc

— 343.00 Кб (Скачать документ)

     Организациями налог определяется ежеквартально  исходя из остаточной стоимости основных средств на начало  квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки. Физическим лицам налог определяется исходя из оценки зданий, и строений порядок которой устанавливается Советом Министров РБ.

     Физические  лица вносят в бюджет суммы налога на основании налоговых сообщений  инспекций Министерства по налогам и сборам РБ не позднее 15 ноября текущего года. 

     Исчисление  налога на незавершенное строительство  начинается по истечении срока строительства, определенного в соответствии со строительными нормами и правилами. Налог вносится заказчиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Сумма налога определяется исходя из стоимости незавершенного строительства на начало отчетного квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки.

     Организации не позднее 20-го числа первого месяца отчетного квартала представляют налоговые декларации по налогу на недвижимость (Приложение Ж).

     Уплата  производится плательщиками не позднее 22-го числа каждого месяца равными  долями в размере 1/3 части квартальной  суммы налога.

     Объектом  обложения налогом на прибыль, является  облагаемая прибыль.

     Налог на прибыль, облагается по следующим ставкам:

  1. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24 %.
  2. Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 %, уплачивают налог по ставке 10 %.
  3. Налог на прибыль организаций и учреждений, получаемую от деятельности, связанной с культурно-бытовым, торговым и иными видами обслуживания населения и строительством в зонах последующего отселения и с правом на отселение, взимается по ставке, уменьшенной на 30 %.
  4. По ставке 15 % облагаются налогом вновь создаваемые на территориях последующего отселения юридические лица, реализующие инвестиционные проекты в течение 5 лет со дня регистрации.
  5. Прибыль, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом РБ, облагается налогом по ставке, уменьшенной на 50 %.

     При исчислении налога на прибыль могут  применяться льготы. Облагаемая налогом прибыль уменьшается на суммы:

  1. суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на 1-е число месяца, в котором прибыль была направлена на такие цели.
  2. прибыли, направленной на производство объектов ОС для собственного назначения.
  3. затрат за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по содержанию находящихся на балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений образования, домов престарелых и инвалидов, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений, домов культуры, спорта, также затрат на эти цели.
  4. прибыли организаций от изготовления протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации и обслуживания инвалидов.
  5. суммы, переданные учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, финансируемым за счет средств бюджета.
  6. прибыль организации исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев системы МВД РБ.
  7. прибыли организации, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет более 50 % от списочной численности; а если численность инвалидов в них составляет от 30 до 50 % включительно от списочной численности, то облагаемая налогом прибыль уменьшается на 50 % и др.

     Налоговым периодом признается календарный год.  Отчетность предоставляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, уплата – не позднее 22-го числа.

           Налоговая декларация предоставляется независимо от того, имеется ли у плательщика обязательство по уплате налога на прибыль за соответствующий период. Расчет налога на прибыль представлен в Налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий (Приложение З).

     Плательщиками сбора на развитие территорий признаются организации и индивидуальные предприниматели.

     Объектом  налогообложения сбором на развитие территорий признается осуществление  предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

     Налоговая база сбора на развитие территорий определяется:

     - для организаций — как сумма валовой прибыли и оставшаяся в их распоряжении после налогообложения;

     - для индивидуальных предпринимателей — как сумма дохода,  оставшаяся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

     Ставки  сбора на развитие территорий устанавливаются в размере, не превышающем 3 процента.

     Налоговым периодом сбора на развитие территорий признается календарный год. Отчетным периодом признается календарный квартал.

     Сумма сбора на развитие территорий исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

     При наличии у организаций — юридических  лиц Республики Беларусь филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, исполнение налоговых обязательств этих организаций по сбору на развитие территорий производится такими обособленными подразделениями.

     Обособленные  подразделения организаций уплачивают сбор на развитие территорий, исчисленный по результатам их деятельности, в порядке, установленном на территории административно-территориальной единицы по месту нахождения обособленных подразделений.

     Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

     Уплата  сбора на развитие территорий производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговая декларация (расчет) представлена в приложении З.

     В сентябре 2010 года в филиале Ивановского райпо «Марыля» в соответствии со сводной оборотной ведомостью по счету 68/3 (приложение И) были произведены следующие бухгалтерские записи по счету 68 субсчету 3 по начислению и перечислению налогов из прибыли, представленные в таблице 2.3. 

    Таблица 2.3 - Корреспонденция счетов по учету налогов из прибыли в филиале Ивановского райпо «Марыля» в сентябре 2010 года 

Содержание  операции Корреспонден-ция счетов Сумма, млн. руб. Источник  информации
Дебет Кредит
Начислен  налог  на прибыль  99 68/3 46055727 Налоговая декларация

Сводная оборотная  ведомость (Приложение И)

Начислен  налог  на недвижимость 99 68/3 1733982 Налоговая декларация

Сводная оборотная  ведомость (Приложение И)

Начислен  сбор  на развитие города 99 68/3 264091 Налоговая декларация

Сводная оборотная  ведомость (Приложение И)


П р и м е ч а н и е - Источник:  Собственная разработка

     В связи с тем, что филиал Ивановского  райпо «Марыля» имеет дебиторскую задолженность уплата налогов производится путем взаимозачета с должником без перечисления денежных средств с расчетного счета на счет налогового органа. На предприятии уплата налогов из прибыли отражается  следующими бухгалтерскими записями указанными в таблице 2.4. 

    Таблица 2.4 - Корреспонденция счетов по зачету погашения задолженности по налогам из прибыли в филиале Ивановского райпо «Марыля» в сентябре 2010 года 

Содержание  операции Корреспонден-ция счетов Сумма, млн. руб. Источник  информации
Дебет Кредит
Зачет погашения задолженности по налогам  из прибыли за счет покупателей и  заказчиков 68/3 62 75285758 Бухгалтерская справка

Сводная оборотная  ведомость (Приложение И)

Зачет погашения задолженности по налогам  из прибыли за счет средств райпо  68/3 79/1 5343556 Бухгалтерская справка

Сводная оборотная  ведомость (Приложение И)

Зачет погашения задолженности по сбору  на развитие территорий за счет целевого финансирования 68/3 86/1 264091 Бухгалтерская справка

Сводная оборотная  ведомость (Приложение И)


П р и м е ч а н и е - Источник:  Собственная разработка

     Синтетический и аналитический учет в филиале  Ивановского райпо «Марыля» по учету  налогов из прибыли ведется автоматизировано в сводных оборотных ведомостях (Приложение И) и оборотной ведомости по аналитическим счетам (Приложение Г).  

    2.4 Совершенствование учета расчетов по налогам и сборам 

     Одним из направлений совершенствования  бухгалтерского учета по налогам  и сборам должно стать осуществление  работы по дальнейшему упрощению  механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки, или оборотных налогов. Но, учитывая, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей в ближайшем будущем неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых.

     Также важным является снижение налогового бремени на фонд заработной платы. Неоспоримым является факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы, что не способствует полной его легализации. Естественно, что в такой ситуации у многих субъектов хозяйствования возникает соблазн, если не полностью, то хотя бы частично, скрыть от налогообложения фонд заработной платы. В результате в бюджет не допускают значительные суммы денежных средств, ограничивая тем самым развитие социальной сферы.

     Для кардинального изменения сложившейся  ситуации необходимо снижение налоговой нагрузки на средства, предназначенные на оплату труда. Вместе с тем это возможно только при условии расширения базы налогообложения и полной легализации сумм заработной платы, то есть при условии роста доходов населения. Достичь этого можно, в частности, путем установления минимальной почасовой ставки оплаты труда, принятия других мер, способствующих легализации реальных доходов населения, а также создания благоприятных условий для развития малого бизнеса.

     Одним из недостатков существующего бухгалтерского учета по налогам и сборам является присутствие принципа двойного налогообложения при формировании цены. Это особенно характерно для тех налогов, которые исчисляются от суммы реализации продукции. Получается так, что налоги накладываются на налог, а это ведет к увеличению издержек, себестоимости и в конечном итоге – цен на продукцию.

     Не  совсем правильной является ситуация, когда устанавливаются высокие ставки налогов для тех предприятий и отраслей в целом, которые получают дотации от государства. С одной стороны, государство дает дотации, а с другой, - забирает через налоги. Поэтому будет целесообразным снизить налоговые ставки для предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), на которую осуществляется государственное дотирование.

     Посредством налоговых льгот государство  может также стимулировать наиболее важные виды деятельности, как в  экономическом, так и в социальном аспекте, инновационный бизнес, что послужит в дальнейшем снижению цен.

     Понятно, что эффективность любой налоговой  системы во многом определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. В связи с этим необходимо освободить ее от платежей, которые при незначительной доле в доходах бюджета требуют достаточно больших затрат на администрирование.

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам, направления его совершенствования