Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями - за купленные ими товары; с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов может привести к снижению конкурентоспособности отдельного экономического субъекта, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1. Расчетные операции как экономическая категория - 5
1.2. Основные формы расчетов - 6
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
2.1. Задачи и организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками - 8
2.2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками - 10
2.3. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками с использованием векселей - 15
2.4. Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками по внешнеэкономическим операциям - 18
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ - 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ - 24
ПРИЛОЖЕНИЯ - 26

Работа состоит из  1 файл

покупатели.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ - 3 
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ  
1.1. Расчетные операции как экономическая категория - 5 
1.2. Основные формы расчетов - 6  
 
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 
2.1. Задачи и организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками - 8 
2.2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками - 10  
2.3. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками с использованием векселей - 15

2.4. Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками по внешнеэкономическим операциям - 18  
 
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ - 20 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 22 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ - 24  
ПРИЛОЖЕНИЯ - 26 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  
 
         Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями - за купленные ими товары; с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.  
         В условиях рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов может привести к снижению конкурентоспособности отдельного экономического субъекта, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.  
        Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.  
         Дальнейшее развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с покупателями и заказчиками. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов.  
         Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.  
Поэтому бухгалтерский учет должен обеспечивать систематический контроль за отгрузками, кроме этого актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.  
        Целью данной курсовой работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.  
           В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:  
- определить и теоретически исследовать понятие расчетов с покупа-телями и заказчиками;  
- изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками в системе хозяйственно-экономической деятельности предприятия;  
- изучить основы нормативно-правового регулирования расчетов с покупателями и заказчиками;  
- рассмотреть порядок списания задолженности;  
- выявить пути улучшения состояния расчетов с покупателями и заказчиками.  
          В качестве объекта исследования в курсовой работе выбрано Новополоцкое городское унитарное коммунальное торговое предприятие «Базис» (ГУКТП «Базис»).  Предприятие создано Решением Новополоцкого городского исполнительного комитета от 30 июля 1992 года № 431 и является крупнейшим торговым предприятием города. Новополоцкое городское унитарное коммунальное торговое предприятие «Базис» основано на государственной форме собственности. Собственниеом предприятия является административно – территориальное образование – город Новополоцк. Основным принципом создания предприятия является предоставление юридической и хозяйственной самостоятельности. Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности: розничная и оптовая торговля, торгово – производственная деятельность (общественное питание). На осуществление этих видов деятельности у предприятия имеются все необходимые лицензии и разрешения.  
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с требо-ваниями действующего законодательства Республики Беларусь, иными нормативными актами Республики Беларусь, а также Уставом и Учредительным договором предприятия.  
Предприятие являйся юридическим лицом, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать, содержащую полное наименование с указанием на организационно-правовую форму. База предприятия имеет собственную железнодорожную ветку. 
 

     

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬИ ВИДЫ      РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.

 

1.1. Расчетные  операции как экономическая категория.

В финансовой системе  Республики Беларусь расчетно-платежные  отношения занимают одно из важнейших  мест, так как они являются связующим элементом денежно-кредитной политики государства. Устойчивая и быстродействующая система расчетов и платежей является одним из ключевых звеньев и предпосылкой эффективного функционирования, как всего народного хозяйства, так и отдельных хозяйствующих субъектов.

Расчеты – это обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а так же финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств; процесс урегулирования взаимных расчетных претензий.

Выделяют следующие принципы расчетов:

- целевой характер  платежа – перечисление денег  на счет получателя осуществляется  в соответствии с целями, вытекающими  из содержания денежного обязательства  плательщика;

- срочность  – конкретный срок выполнения  плательщиком (поставщиком) договорных обязательств;

- обеспеченность  платежа – наличие у плательщика  (гаранта) ликвидных средств в  размере, достаточном для погашения  обязательств перед получателем  денежных средств.

Расчеты организаций  всех форм собственности по своим  обязательствам с другими хозяйствующими субъектами за полученные товаро – материальные ценности, услуги и работы производят, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков, в соответствии с Положением о безналичных расчетах в РБ (утверждено постановлением Правления Национального банка РБ № 36 от 27 декабря 1996г с изм. и доп.) . В исключительных случаях с разрешения обслуживающего банка расчеты могут производиться наличными в пределах разрешенных законодательством сумм, в соответствии с правилами организации наличного денежного обращения в РБ, утвержденными постановлением Национального банка РБ № 5.2 от 30 марта 1999г.

       

         1.2.  Основные формы расчетов.

Под формой расчетов понимают порядок отпуска продукции (товаров), выполнения работ или оказания услуг и расчета за них, а так же документооборот между поставщиками продукции (подрядчиками) и покупателями (заказчиками).

Порядок расчетов с покупателями и заказчиками  определяется организациями самостоятельно. Расчеты могут осуществляться в  форме дебетовых или кредитовых переводов в зависимости от того, кто является инициатором платежа. Кредитовым считается банковский перевод, инициатором которого является плательщик – должник по обязательству, лежащему в основе платежа. Дебетовым – банковский перевод, инициатором которого является получатель денег, т.е. банк или клиент, в пользу которого осуществляется перевод. При взаимных расчетах организации с покупателем или заказчиком имеют место следующие наиболее часто встречающиеся  формы расчетов: акцептная, аккредитивная и расчетными чеками.

Акцепт - согласие плательщика на оплату. При акцептной форме расчетов вначале отражается передача продукции покупателю, а затем оплата за нее. Основанием для осуществления расчетов могут быть платежные требования, выставляемые поставщиком после передачи продукции, либо платежные поручения, заполняемые покупателем. Акцепт может быть предварительным и последующим. Предварительный акцепт – согласие плательщика, полученное банком до поступления платежного требования на его плату в день поступления. Последующий  акцепт – согласие плательщика, полученное банком после поступления платежного требования в течение срока, установленного нормативными документами (не позднее пяти рабочих дней). Безакцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке (без его согласия) на основании исполнительных документов, определяемых законодательными актами (решение судебных органов и др.).

Суть аккредитивной формы расчетов заключается в том, что оплата предшествует передаче продукции, выполнению работ, оказанию услуг. При такой форме оплата может производиться платежными поручениями в виде предоплаты или посредством заявлений на аккредитив.

Расчеты чеками применяются только для безналичных расчетов за товаро-материальные ценности между юридическими (физическим и юридическими) лицами.     Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обоснованное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Последний предоставляет в банк по месту открытия своего расчетного счета принятые в уплату чеки вместе с поручением – реестром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.

 

2.1. Задачи и  организация бухгалтерского учета  расчетов с покупателями и заказчиками.

Целью бухгалтерского учета расчетов является их своевременное и правильное отражение в учете и осуществление контроля за соблюдением сроков платежей. Исходя из этой цели основными задачами бухгалтерского учета расчетных операций являются:

- правильная  организация, своевременное и  законное проведение расчетных  операций наличным и безналичным  путем;

- правильное  документальное оформление и  контроль законности совершенных  расчетных операций, полное и  оперативное отражение их в  учетных регистрах;

- своевременное  взыскание дебиторской и погашение  кредиторской задолженности организации;

- соблюдение  установленного порядка использования  денежных средств в расчетах ; 

- своевременное  проведение и выявление результатов  инвентаризации расчетных операций.

Эффективность деятельности организации во многом зависит от рациональной организации  бухгалтерской службы как информационной системы управления. В Республике Беларусь общие вопросы организации  и ведения бухгалтерского учета  определены Законом «О бухгалтерском учете и отчетности», утвержденным постановлением Верховного Совета РБ № 3321 – XII от 18 октября 1994г. Закон обобщил опыт бухгалтерского учета в современной экономике, раскрытый применительно к белорусским традициям и действующему в республике гражданскому праву. Закон определяет юридические и правовые стороны организации бухгалтерского учета расчетных операций и составление отчетности. Остальные стороны его ведения затрагиваются в других документах (учетная политика организации, инструкции, приказы, распоряжения и др.).

Организация бухгалтерского учета – комплекс мер по упорядочению учетной работы, проводимых администрацией, при которых обеспечивается своевременное, полное и достоверное формирование информации о деятельности организации, а так же контроль за рациональным использованием всех видов ресурсов при минимальных затратах труда и средств на ведение учета.

Процесс организации  бухгалтерского учета расчетов с  покупателями и заказчиками включает следующие основные элементы:

- Выбор лиц,  ответственных за ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации, возглавляемая главным бухгалтером. Он должен обеспечить постановку и ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, формирование и исполнение учетной политики, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

- Определение  прав, обязанностей и порядка  работы бухгалтерии. Данные моменты закрепляются в «Положении о бухгалтерии». Здесь раскрываются функции бухгалтерии по участкам учетной работы, в соответствии с которыми разрабатываются и утверждаются должностные инструкции для сотрудников аппарата бухгалтерии.

- Выбор степени  централизации учета. Определяется порядок обработки документации. Она происходит либо централизованно, в рамках бухгалтерии, либо децентрализовано, когда документы обрабатываются несколькими обособленными подразделениями, в бухгалтерии производится свод информации.

- Определение материальной ответственности работников. При необходимости с рядом работников заключаются договора о полной или частичной материальной ответственности.

- Определение  объектов, порядка и сроков проведения  инвентаризации. Необходимо для  контроля полноты и своевременности расчетов покупателей и заказчиков.

- Выбор формы  бухгалтерского учета исходя  из объема информации о расчетах, технических возможностей организации (журнально-ордерная, книжно-журнальная, упрощенная, автоматизированная).

- Разработка рабочего плана счетов и перечня объектов аналитического учета. Главный бухгалтер создает рабочий план счетов на основе типового, добавляя, исключая или объединяя рекомендуемые в нем субсчета.

- Разделение  учетных и хозяйственных функций.  Определяется в должностных инструкциях каждого счетного работника.

- Утверждение  форм первичной документации. В  случаях отсутствия типовых форм  организации вправе самостоятельно разрабатывать и применять собственные бланки первичных документов.

- Утверждение  форм бухгалтерской отчетности. Наряду с обязательными для применения типовыми формами бухгалтерской отчетности, организации могут применять формы собственной разработки, составленные в соответствии с требованиями нормативных документов.

 

2.2. Бухгалтерский  учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено  два метода признания товаров, продукции, работ, услуг реализованными: по факту  отпуска товаров, продукции, работ  и услуг или по факту их оплаты получателем. Организации в своей учетной политике самостоятельно выбирают вариант признания в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, работ, услуг.

Для учета расчетных  операций с покупателями и заказчиками  используется синтетический активно  – пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому Типовым планом счетов предусмотрены следующие субсчета:

-  62-1 «Расчеты в порядке инкассо» - для учета расчетов с покупателями платежными требованиями и поручениями за отгруженные товары, продукцию, работы, оказанные услуги, если реализация учитывается по факту их отпуска;

-  62-2 «Расчеты плановыми платежами» - для учета расчетов с покупателями при равномерных и постоянных поставках им товаров и оказании услуг. Расчеты с покупателями осуществляются путем периодического перечисления средств сроки и размерах, заранее согласованных сторонами в договоре.

-  62-3 «Векселя полученные» - для учета задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями на сумму отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, включая проценты, которые должны быть акцептованы покупателями и заказчиками;

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками