Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями - за купленные ими товары; с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов может привести к снижению конкурентоспособности отдельного экономического субъекта, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1. Расчетные операции как экономическая категория - 5
1.2. Основные формы расчетов - 6
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
2.1. Задачи и организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками - 8
2.2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками - 10
2.3. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками с использованием векселей - 15
2.4. Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками по внешнеэкономическим операциям - 18
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ - 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ - 24
ПРИЛОЖЕНИЯ - 26

Работа состоит из  1 файл

покупатели.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

-  62-4 «Авансы полученные» - для учета полученных авансов под поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» активный, но может иметь кредитовое сальдо, если по условию договора поставки предусмотрено получение аванса от покупателя. По дебету этого счета отражается дебиторская задолженность покупателей на сумму отгруженных им товаров, работ и услуг, а по кредиту – оплата долга покупателем. Если по условию договора поставки предусмотрена предоплата, то по кредиту счета   отражается сумма полученной предоплаты в счет будущих поставок (кредиторская задолженность перед покупателем), а по дебету – стоимость отгруженных товаров, продукции, услуг, работ покупателю в счет полученного ранее аванса.

Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками приведена в  таблице №1.

 

Таблица №1

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета

расчетов с  покупателями и заказчиками

Содержание  операций

Корреспонденция

Счетов

Дебет

Кредит

Оплачена заказчиком стоимость этапов по окончании работ (строительные, научные, проектные, геологические)

62

46

Стоимость отгруженных  товаро – материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг на момент перехода права собственности

62

90

Стоимость возвращенной покупателем забракованной продукции – сторно

62

90

Суммы задолженности  покупателей в связи с реализацией  им основных средств, излишних материальных ценностей, ценных бумаг и прочего имущества

62

91

Возвращена покупателям (заказчикам) излишне полученная с них сумма

62

50, 51, 52

Поступили платежи  от покупателей (заказчиков) за реализованную  им продукцию (работы, услуги)

50, 51, 52

62

Поступил денежный перевод в погашение задолженности покупателей

57

62

Суммы задолженности  покупателей зачтены в погашение  долгов перед поставщиками посредством  передачи векселя

60

62

Зачтены суммы  полученных от покупателей (заказчиков) авансов

62

62

Зачтены суммы  по взаимным расчетам с прочими кредиторами

76

62

Списана дебиторская  задолженность (учетной политикой  формирование резерва сомнительных долгов не предусмотрено)

91

62

Списана дебиторская  задолженность за счет образованного  ранее резерва сомнительных долгов

63

62

Получено извещение банка об оплате векселя покупателя (закрытие операций по учету векселей в банке или у третьих лиц)

66, 67

62

Получены авансы под поставку материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг

50, 51, 52, 55

62

Начислен НДС  по полученным авансам

62

68

Ранее полученные авансы зачтены в счет выручки  от реализации имущества

62

62

Возвращен ранее  полученный аванс

62

50, 51, 52, 55

Отражен НДС  от суммы полученного аванса при  его зачете

68

62


Задолженность покупателей (заказчиков), по которой истекли сроки исковой давности, списывается по каждому долгу на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относится на счет резерва сомнительных долгов или на финансовые результаты. Списание долга не является полным аннулированием задолженности. Сумма задолженности должна учитываться по дебету забалансового счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния должника. При поступлении ранее списанной задолженности дебетуются счета учета денежных средств (50, 51, 52) и кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы», одновременно на указанную сумму кредитуется забалансовый счет 007.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется: при расчетах в порядке инкассо – по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету; при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику; по полученным авансам – по каждому кредитору. Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной: векселями, срок погашения по которым не наступил; векселями дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

Отгрузкой и отпуском продукции занимается отдел сбыта организации. Работники этой службы заключают договоры с покупателями, оформляют документы на отгружаемую продукцию, осуществляют оперативный учет движения продукции на складе, контролируют выполнение договорных обязательств, своевременность поступления средств от покупателей.

Отгрузка  продукции осуществляется в соответствии с договором купли-продажи (поставки), заключаемым между продавцом и покупателем. По договору купли-продажи продавец обязуется передать продукцию в собственность покупателю, а покупатель — принять и оплатить ее. В договоре указываются наименование, количество, ассортимент, качество, комплектность поставляемой продукции, цена, порядок расчетов, почтовые и платежные реквизиты поставщика и покупателя, отгрузочные документы, последствия нарушения условий договора и т. д. в бухгалтерии организации покупателю для оплаты товара выптсывается счет (Приложение № 1). Банк в подтверждение поступления денег от покупателя выдает в бухгалтерию организации платежное поручение (Приложение № 2). После подтверждения оплаты  можно производить отпуск товара покупателю.

Отпуск  со склада продукции оформляется первичными документами. Отдел сбыта (маркетинга) на основании договора поставки и графика отгрузки выписывает товарную накладную (Приложение № 3), где указываются покупатель, наименование изделий, количество продукции, подлежащей отпуску и фактически отпущенной, договорная цена, сумма, стоимость упаковки, оплачиваемой сверх цены на продукцию. В бухгалтерии к накладной выписывается счет-фактура). В счете-фактуре указывают: наименование организации, реквизиты предприятия, наименование организации покупателя. Данный документ подписывают: руководитель предприятия, главный бухгалтер и бухгалтер по реализации, выдавший счет-фактуру. Данный документ составляется в двух экземплярах: 1 – остается в бухгалтерии, 2 – отдают покупателю. Для получения повара со склада представитель покупателя (заказчика) должен иметь доверенность (Приложение № 4). Все первичные документы, поступившие в бухгалтерию в дальнейшем после проверки группируются и регистрируются в соответствующих учетных регистрах.

Синтетические счета обобщают данные аналитических счетов; их ведут только в денежном измерении. Отражение хозяйственных операций на этих счетах называется синтетическим учетом. На анализируемом предприятии для синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками формируется карточка по зачетам (Приложение № 5), обороты по счету в разрезе организаций (Приложение №6).

 

2.3. Бухгалтерский  учет расчетов с использованием  векселей.

Вексель стал достаточно универсальным средством расчета  и кредитования, при растущих объемах торговых сделок и операций. Сегодня вексельное обращение имеет широкую географию. Появление векселя на рынке краткосрочных ценных бумаг вызвано в первую очередь необходимостью ускорения расчетов в народном хозяйстве. Важное преимущество векселя состоит в использовании временно свободных денежных средств клиентов в любом размере и на любой срок. Отсутствие свободных денежных средств делают вексель одним из немногих средств для расчетов между субъектами хозяйственной деятельности.

Векселем признается ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю).

Простой вексель - это вексель, содержащий простое и ничем не обусловленное обещание векселедержателя (должника) уплатить определенную сумму векселеполучателю (кредитор) или его приказу (т.е. по приказу кредитора платеж может быть произведен держателем векселя или любому другому третьему лицу).

Переводной  вексель – это вексель, содержащий простое и ничем не обусловленное предложение (точнее приказ) векселедателя третьему лицу уплатить определенную сумму векселеполучателю или его приказу.

Из вышеизложенного  следует, что вексель – это  всегда денежное обязательство. Однако расчеты не всегда происходят в денежном выражении, а могут быть заменены другими единицами расчета. Отсюда появилось понятие товарного векселя. В основе денежного обязательства, выраженного данным векселем, лежит товарная сделка, коммерческий кредит, оказываемый продавцом покупателю при реализации товара. Отсюда следует, что вексель может выступать не только как средство расчета, но и как средство предоставления кредита (товарного). Вексельная сделка, в основе которой лежит финансовая операция (например, кредитование), оформляется финансовым векселем. В настоящее время оборот векселей на рынке постоянно увеличивается, а область использования расширяется и как следствие встает проблема бухгалтерского учета расчетов с использованием векселей. Для получения более полной информации бухгалтерский учет векселей ведется в аналитическом разрезе по видам векселей, предприятиям-плательщикам, полученным суммам, срокам наступления платежа. В бухгалтерии предприятия открываются следующие учетные регистры:

- книга (ведомость) учета векселей,

- книга (ведомость) учета регистрации приема-передачи векселей,

- карточка учета векселей.

Книга (ведомость) регистрации, карточка учета векселей является элементом оперативного учета и контроля наличия векселей. Она ведется по принципу “приход-расход”.

В книгу (ведомость) учета регистрации приема-передачи векселей заносятся данные о взаиморасчетах по каждой вексельной сделке.

Порядок бухгалтерского учета обращения векселей в РБ определен Указом президента РБ от 19 ноября 1998г № 553 «О регулировании вексельного обращения в РБ», Постановлением СМ РБ от 19 мая 1999г № 719 «Порядок выпуска, учета и авалирования векселей субъектов хозяйствования». Действие данных документов распространяется на юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (кроме банков) и индивидуальных предпринимателей, действующих на территории РБ. Отражение операций, связанных с обращением векселей, в бухгалтерском учете ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Корреспонденция счетов по учету расчетов с использованием векселей приведена в таблице  №2.

Таблица №2

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета

расчетов с  использованием векселей

Содержание  операций

Корреспонденция

Счетов

дебет

кредит

В оплату стоимости  этапов по окончании работ, отгруженных товаро– материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг получен вексель

62/3

46, 90

Отражена сумма  процентов, указанных в векселе  или положительная разница между  суммой, указанной в векселе и  задолженностью покупателя за поставленную продукцию (работы, услуги)

62/3

91

Поступили денежные средства по векселю

50, 51, 52

62/3

Суммы задолженности  покупателей зачтены в погашение  долгов перед поставщиками посредством  передачи векселя

60

62/3

Получено извещение  банка об оплате векселя покупателя (закрытие операций по учету векселей в банке или у третьих лиц)

66, 67

62/3

Перевод задолженности  по векселю в случае несвоевременной  его оплаты

76/3

62/3


Проанализировав осуществление расчетов с использованием векселей можно выделить очевидные преимущества для покупателя (заказчика): у него появляется шанс использовать льготный товарный кредит на свои неотложные нужды, на оживление своей производственной деятельности. Отсрочка же уплаты за поставленную продукцию поставщиком не ухудшает в конечном итоге финансовые результаты, поскольку оплата за кредит является составной частью издержек производства. К недостаткам векселя относится перечень принятых им обязательств согласно установленной законом форме (место, дата и т.д.).

 

2.4. Особенности  учета расчетов с покупателями  и заказчиками по внешнеэкономическим  операциям.

Рассмотрим эти особенности.

Во-первых, бухгалтерский  учет ВЭД осуществляется на основе общепринятого Плана счетов бухгалтерского учета. Для отражения внешнеэкономической  специфики счета основного плана  рекомендуется подразделить на субсчета 1-го порядка (код из трех знаков) и субсчета второго порядка (код из 4-х знаков). Это помогает предприятию организовать четкий контроль за движением и сохранностью экспортных и импортных товаров и контроль за расчетами с иностранными партнерами.

Во-вторых, учет внешнеэкономических операций ведется одновременно в иностранной валюте и в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РБ на дату совершения операции. При этом возникает необходимость вести параллельные счета в соответствующей иностранной валюте для контроля за движением иностранной валюты на счетах.

Правила ведения бухгалтерского учета при осуществлении организациями (кроме банков и бюджетных организаций) операций в иностранной валюте утверждены постановлением Правления НБ РБ № 132 от 1 марта 1993г.

При реализации имущества за иностранную валюту на счете 62 отражаются возникшие при переоценке задолженности курсовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету. В ПБУ дано понятие курсовой разницы. Курсовой разницей признается разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РБ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период. Курсовые разницы рассчитывают и отражают в том отчетном периоде, к которому относится дата расчета или за который составлена бухгалтерская отчетность. Они подлежат зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы и расходы (счет 91 "Прочие доходы и расходы").

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками