Учет расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание

В работе приводится обзор литературы, рассматриваются документация по учету расчетов с покупателями и пути его улучшения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 4

1.1 Теоретические основы учета дебиторской и кредиторской 4

задолженности 4

1.2 Нормативная правовая база, разрешающая расчеты с дебиторами и кредиторами 8

2 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИШМИНСКОГО ФИЛИАЛА «ДИМ» ГУСП МТС «БАШКИРСКАЯ» 11

2.1 Организационно-экономическая характеристика Чишминского филиала «Дим» ГУСП МТС «Башкирская» 11

2.2 Экономическая характеристика Чишминского филиала «Дим» ГУСП МТС «Башкирская» 14

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕТА 30

3.1 Состояние учетно-аналитической работы в организации 30

3.2 Первичный учет расчетов дебиторской и кредиторской задолженности 32

3.3 Синтетический и аналитический учет расчетов дебиторской и кредиторской задолженности 38

4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА 46

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая учет расчетов с покупателями.docx

— 171.81 Кб (Скачать документ)

Однако  данный показатель вряд ли можно использовать для характеристики продолжительности периода оплаты кредиторской задолженности, поскольку завершением оборота последней является ее оплата, а не получение выручки от продажи продукции.

Поэтому, если взглянуть на результат сравнения  оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности для случая, в котором оборачиваемость кредиторской задолженности рассчитана на основе себестоимости реализованной продукции, что точнее отражает ситуацию, то он противоположен первому варианту. В этом случае период погашения дебиторской задолженности значительно (на 803,8 дня) превысил период оборота кредиторской задолженности, что следует рассматривать как отрицательное явление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ЧИШМИНСКОМ ФИЛИАЛЕ «ДИМ» ГУСП МТС «БАШКИРСКАЯ»

3.1 Состояние учетно-аналитической  работы в организации

 

 Учетная политика формируется  главным бухгалтером исходя из  структуры, отрасли и других  особенностей деятельности организации  на основе Положения по бухгалтерскому  учету (ПБУ) «Учетная политика  организации» ПБУ 1/98 и утверждается  руководителем организации.

Содержание учетной политики  должно включать методологический, технический  и организационный аспекты.

Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной  базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние  на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской  отчетности, должны получить отражение  в учетной политике организации.

Технический аспект учетной  политики предусматривает рабочие  инструменты реализации методологического  аспекта. Он включает разработку и утверждение:

  • рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных документов;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • формы бухгалтерского учета;
  • порядок проведения инвентаризации и т.д.

Бухгалтерский учет предприятия  осуществляется бухгалтерией в Чишминском филиале «Дим» ГУСП МТС «Башкирская» как самостоятельным структурным  подразделением под общим руководством главного бухгалтера.

Положение о бухгалтерской  службе предприятия утверждается отдельным  приказом.

Бухгалтерский учет предприятия  ведется в рублях и копейках и  на русском языке. При ведение  бухгалтерского учета применяется  рабочий план счетов, разработанного на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством  Финансов Российской Федерации.

При ведение бухгалтерского учета отчетным периодом считается  календарный месяц, с 1-го по последние  число включительно.

Все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете  на основание первичных документов, подписанных и утвержденных в  установленном порядке, а так  же на основание налоговых деклараций, расчетов и бухгалтерских справок, составленных с использованием первичных  документов и регистров бухгалтерского учета.

Первичные документы подписываются  должностными лицами в обязательном порядке. Хозяйственные операции, подтвержденные первичными документами, отражаются бухгалтерскими проводками.

Отчетность предприятия  составляется в соответствии с действующими нормами законодательства. Наряду с  бухгалтерской и финансовой отчетностью  предприятием утверждаются формы внутренней отчетности.

Бухгалтерия в Чишминском филиале «Дим» ГУСП МТС «Башкирская» является самостоятельным структурным подразделением организации и подчиняется непосредственно директору организации.

Бухгалтерию возглавляет  главный бухгалтер, назначаемый  на должность приказом директора  Чишминского филиала «Дим» ГУСП МТС «Башкирская» .

На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь  и т.п.) руководство главной бухгалтерией осуществляет его заместитель.

Руководитель создает  необходимые условия для правильного  ведения бухгалтерского учета, обеспечивает обязательное выполнение всеми подразделениями  и службами, а также работниками, имеющих отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка  оформления и представления для  учета документов и сведений.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных  операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением  обязательств.

Структуру и штатную численность  бухгалтерии утверждает руководитель хозяйства по представлению главного бухгалтера и по согласованию с отделом  кадров.

Бухгалтерия Чишминского  филиала «Дим» ГУСП МТС «Башкирская» состоит из:

  • главного бухгалтера;
  • бухгалтера материального стола;
  • бухгалтера расчетного стола;
  • бухгалтера по автотранспорту;

Бухгалтерия взаимодействует  со всеми отделами.

3.2 Первичный учет расчетов дебиторской и кредиторской задолженности

Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской  задолженности должен быть отражен  в учете, как правило, после выполнения организацией-кредитором товарной части  сделки - после отгрузки продукции. Согласно ГК РФ, обязательства исполняются  в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при  отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Порядок исполнения сторонами  денежных обязательств определяется договором  и только в случае недостаточности  или неясности установленных  условий исполнение обязательств должно производиться в соответствии с  иными дополнительными условиями. Например выручка от реализации продукции  принимается для учета не только при условии отгрузки продукции, но и после предъявления к оплате расчетных документов.

Существуют различные  формы расчетов между поставщиками и покупателями.

При наличном расчете за товары, денежные средства поступают  непосредственно в кассу организации. В основном расчеты между поставщиком  и покупателем за товары, услуги, работы производятся в безналичной  форме. Эта форма расчетов осуществляется через банковские, кредитные и  расчетные по товарным и нетоварным операциям.

К товарным операциям относят  куплю - продажу сырья, материалов, готовой  продукции, услуг. Их учет осуществляется при помощи счетов: 60,62 и других. К  нетоварным операциям относят расчеты  с коммунальными учреждениями, учебными заведениями, бюджетом, органами социального  страхования, внебюджетными фондами. Эти операции учитываются на счетах: 76, 68, 69 и других.

Товарные операции осуществляют с использованием форм безналичных  расчетов: платежных поручений, требований-поручений, аккредитивов, чеков, в порядке плановых платежей.

В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичный  расчет разделяют на иногородний  и одногородний (местный). Иногородними называют расчеты между предприятиями  обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах, а одногородними  в одном населенном пункте. Все  формы расчетных документов установлены  банком и должны содержать следующие  сведения: наименование расчетного документа; номер и наименование банка плательщика; наименование и идентификационный  номер плательщика, номер его  расчетного счета в банке; наименование, номер счета и номер банка  получателя средств; назначение платежа; сумма платежа цифрами и прописью, в том числе указывается сумма  НДС; подписи должностных лиц  и оттиск печати предприятия. Расчетные  документы принимаются к исполнению независимо от суммы платежа. Платежные  документы выписываются в основном при помощи технических средств, а чеки заполняются шариковой  ручкой. При этом никакие помарки  в расчетных документах не допускаются.

Каждый вид расчетных  документов имеет свои особенности.

Платежное поручение - это  поручение предприятия банку  о перечислении указанной в нем  суммы со своего расчетного счета  на расчетный счет другого предприятия. Причем поручения действительны в течение 10 дней со дня их выписки. При оплате плательщику необходимо передать выписанное платежное поручение в банк, который его обслуживает.

Платежным поручением оплачиваются товарно-материальные ценности, работы, услуги после их приемки покупателем (предварительный акцепт) или в  порядке их предварительной оплаты (с последующим акцептом).

Платежное поручение - требование - это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку  произвести оплату указанной в них  суммы на основании расчетных  документов и отгрузочных документов поставщика. Поставщик пересылает требование - поручение покупателю (почтой или  через свой банк) для акцепта (согласия на оплату). После акцепта покупатель подписывает платежное поручение, заверяет его печатью и передает в банк, который его обслуживает, для списания средств и перечисления их поставщику.

Платежные поручения и  требования - поручения банк принимает  к оплате только при наличии средств  на расчетном счете плательщика.

Платежные требования и  поручения применяются при акцептной  форме расчетов между поставщиком  и покупателем, при которой поставщик  отгружает продукцию покупателю и сдает в банк, обслуживающий  его, установленные расчетные документы  для получения денег с покупателя. Банк поставщика пересылает платежные  документы в банк покупателя, который  вручает их покупателю. Покупатель дает согласие на оплату или отказывается от акцепта (платежа). Банк покупателя переводит деньги со счета покупателя в банк поставщика, который и зачисляет  их на счет поставщика. В настоящее  время поставщик посылает платежные  документы покупателю почтой, получив  их, покупатель дает поручение своему банку на оплату[6].

Если плательщик в установленный  срок заявит об отказе от акцепта, то банк немедленно восстанавливает сумму  платежа на счете плательщика  и списывает ее со счета получателя. Банк принимает последующие отказы от акцепта в течение трех рабочих  дней после поступления требования в банк плательщика.

Плательщик имеет право  отказаться от акцепта счета в  полной сумме в случае отгрузки поставщиком  продукции некачественной, нестандартной, некомплектной, в случае предъявления поставщиком бестоварного требования, отсутствия согласованных цен на товары.

Частичный отказ от акцепта  может быть при нарушении поставщиком  цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании, при поступлении  части некачественной, нестандартной  продукции. За необоснованный отказ  от акцепта по решению арбитражного суда покупатель несет материальную ответственность.

В случае акцепта платежного поручения - требования отделение банка  покупателя извещает отделение банка  поставщика об оплате покупателем расчетного документа. Сумма платежа зачисляется  на расчетный счет.

Достоинством акцептной  формы расчета платежными требованиями является то, что она позволяет  плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий договора. Недостатком - сравнительно медленное поступление  средств на счет поставщика (три  дня на акцепт плюс двойной срок почтового пробега).

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда  она установлена договорам или  когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчета. Особенность  аккредитивной формы расчета  состоит в том, что оплату платежных  документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив - это поручение  отделения банка покупателя иногороднему отделению банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета  для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном  заявлении и в пределах указанной  в заявлении сумме. Аккредитив может  быть открыт за счет средств покупателя (Д 55-1 - К 51) . Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним конкретным поставщиком и ограничен сроком использования средств (обычно 2 недели). Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме  аккредитива или по частям на основании  предоставленных поставщиком счетов и транспортных документов, удостоверяющих отгрузку товаров. Эти документы  сдаются в банк на следующий день после отгрузки.

Покупатель на сумму  акцептованных счетов дебетуют счет 10 «Материалы», 19 «НДС» и кредитует  счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками». Затем отражается оплата счетов проводкой: Д 60 - К 51, 55-1, 55-2.

При не использовании или  частичном использовании средств  аккредитив закрывается перечислением  средств на расчетный счет (Д 51 - К 55-1) При оплате счетов за счет аккредитива  банк поставщика проверяет отгрузочные  документы, акцептует счета по поручению  покупателя и оплачивает их.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями