Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:13, лекция
Лекция по бухгалтерскому учету расчетов
1. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3. Учет расчетов с подотчетными лицами
4. Учет расчетов с бюджетом но налогам и сборам
5. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
6. Учет расчетов по кредитам и займам
14
ТЕМА: УЧЕТ РАСЧЕТОВ
1. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3. Учет расчетов с подотчетными лицами
4. Учет расчетов с бюджетом но налогам и сборам
5. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
6. Учет расчетов по кредитам и займам
1. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты за отгруженную покупателям продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги производятся за наличный расчет, а также в безналичной форме.
Для учета расчетов используется активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Сальдо по дебету счета отражает размер задолженности покупателей за отгруженную им продукцию, товары, выполненные работы и услуги. Сальдо по кредиту счета отражает величину задолженности покупателям за полученные от них авансы.
К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты субсчета:
1. «Расчеты в порядке инкассо»;
2. «Расчеты плановыми платежами»;
3. «Векселя полученные»;
4. «Расчеты по авансам полученным» и др.
При получении от покупателей и заказчиков предоплаты (аванса) необходимо начислить НДС:
- на сумму поступившей предоплаты от покупателей и заказчиков:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчета 4 «Расчеты по авансам полученным»;
- на сумму НДС, начисленного с полученного авансового платежа:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчета 4 «Расчеты по авансам полученным»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- на сумму отгруженной покупателям продукции (товаров, работ, услуг):
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчета 2 «Расчеты плановыми платежами»
Кредит 90 «Продажи» субсчета 1 «Выручка»;
- на сумму начисленного НДС со стоимости отгруженной продукции (товаров, работ, услуг):
Дебет 90 «Продажи» субсчета 3 «НДС»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- на сумму списания себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг):
Дебет 90 «Продажи» субсчета 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 20 «Основное производство»;
- на сумму зачета ранее поступившего аванса:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчета 4 « Расчеты по авансам полученным»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчета 2 «Расчеты плановыми платежами».
Сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (3 года) списывается по каждому обязательству на основании данных о проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации одним из двух способов:
1) за счет уменьшения финансовых результатов;
2) за счет средств резерва по сомнительным долгам.
Порядок создания резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в приказе об учетной политике организации. Использовать суммы резерва по сомнительным долгам можно только для погашения безнадежной задолженности с истекшим сроком исковой давности, а также погашения долгов, нереальных для взыскания (например, при ликвидации организации).
На сумму, начисленную в резерв по сомнительным долгам, делается запись:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчета 2 «Прочие расходы»
Кредит 63 «Резерв по сомнительным долгам»;
На сумму списания дебиторской задолженности за счет средств резерва:
Дебет 63 «Резерв по сомнительным долгам»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
На сумму списания дебиторской задолженности за счет уменьшения финансовых результатов:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчета 2 «Прочие расходы»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Списанная дебиторская задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет записью: Дебет 007.
При погашении обязательств в течение пяти лет делается запись: Кредит 007.
Методику создания резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете можно позаимствовать из налогового учета.
Согласно ст.266 ПК РФ:
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается по данным инвентаризации 100% задолженности,
- от 45 до 90 дней - 50%,
- до 45 дней - сомнительная задолженность не увеличивает сумму резерва.
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Договор поставки - это такой договор купли-продажи, по которому согласно ст. 506 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Этот договор является возмездным, т.к. одна сторона обязана предоставить товар, а другая уплатить за него.
Предметом договора подряда является возмездное выполнение подрядчиком для заказчика определенных работ и сдача их результата заказчику.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.
Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин, а также арифметические ошибки, делается запись:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:
1. Поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам срок оплаты, которых не наступил;
2. Поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
3. Поставщикам по неотфактурованным поставкам;
4. Авансам выданным;
5. Поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
6. Поставщикам по просроченным оплатой векселям;
7. Поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
На сумму перечисленного аванса поставщику с расчетного счета делается запись:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет 2 «Авансы выданные»
Кредит 51 «Расчетные счета»;
На сумму оприходованных материалов:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками пиками» субсчета 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
На сумму НДС по поступившим материалам:
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчета 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если товарно-материальные ценности используются в производственной деятельности организации, оприходованы, и имеется счет-фактура от поставщика, то на сумму возмещения НДС делается запись:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Если товарно-производственные ценности не используются в деятельности организации, например, используются в непроизводственной сфере, в медпункте, на базе отдыха, то необходимо сделать запись:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчета 2 «Прочие расходы»
Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
При этом сумма налога не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации. По мере поступления материальных ценностей на склад выписывается приходный ордер;
- на сумму зачета по предварительно перечисленным авансам поставщикам:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчета 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчета 2 «Авансы выданные».
Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования.
Для зачета достаточно заявления одной стороны. Не допускается зачет требований: если по заявлению другой стороны к требованию применяется срок исковой давности и этот срок истек; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о взыскании алиментов; о пожизненном содержании; в иных случаях, предусмотренных договором или законом.
Обязательства погашаются при полной эквивалентности встречных однородных требований. Если одна организация имеет большее требование, чем другая, то большее требование погашается частично в размере, эквивалентном требованию меньшему.
Для проведения взаимозачета необходимо соблюдение следующих четырех обязательных условий.
Условие первое. Требования, являющиеся предметом зачета, должны быть встречными. То есть его участники одновременно должны быть по отношению друг к другу и должниками, и кредиторами.
Условие второе. Требования, являющиеся предметом зачета, должны быть однородными, то есть качественно сопоставимы. Для целей взаимозачета это означает однородность предмета требований, но не однородность оснований возникновения этих требований. Таким образом, любые требования, выраженные в денежной фирме, признаются однородными.
Условие третье. Требования, являющиеся предметом зачета, не должны быть досрочными. Зачет возможен только в отношении тех требований, срок исполнения которых наступил или их использование может быть востребовано в любой момент.
Условие четвертое. Для прекращения обязательства путем зачета встречного однородного требования достаточно заявления одной из сторон; закон не требует согласия другой стороны с проведенным зачетом, главное, чтобы заявление о зачёте было получено другой стороной. То есть одного лишь направления заявления о зачете без подтверждения факта получения его другой стороной недостаточно для прекращения обязательства зачетом.
Проведение зачета взаимных требований в учете отражается записями (на меньшую сумму долга):
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
3. Учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетными лицами называются штатные сотрудники организации, которые получили в кассе денежные суммы авансов на хозяйственные, командировочные и представительские расходы. Список лиц, имеющих право на получение указанного аванса, утверждается руководителем организации.
Отчетным документом подотчетного лица являются авансовый отчет формы № АО-1 «Авансовый отчет», к которому в обязательном порядке прикладываются оправдательные документы:
1. Кассовые и товарные чеки.
2. Накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры.
3. Отчет о выполненном служебном задании № Т 10-а.
4. Командировочное удостоверение формы № Т-10.
5. Билеты на проезд, счета гостиниц.
6. Прочие документы, подтверждающие целевое использование денежных средств.
К основным нормам, регулирующим правильность ведения учета расчетов с подотчетными лицами, относятся:
1. Выдача наличных денег под отчет осуществляется только после полного отчета подотчетного лица по ранее выданному ему аванса.
2. Запрет на передачу выданных под отчет наличных денег одним лицом другому.
3. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
4. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Служебной командировкой считается поездка работника на определенный срок в другую местность для выполнения задания вне места постоянной работы.
Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер (например, машинистов электропоездов, работников вагонов-ресторанов и др.), командировкой не считаются.