Учет товарных операций в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

Содержание

Введение. 3
Обзор литературы. 8
Экономическое содержание 30
2.1. Понятие оптовой торговли. 30
2.2. Цена товара и его контроль. 32
2.3. Учет поступления товаров. 37
2.4. Учет товарных потерь. 47
2.5. Учет переоценки товаров. 53
2.6. Учет товаров в местах хранения и отчетность материально ответственных лиц. 54
2.7. Учет товарных запасов в бухгалтерии. 57
2.8. Учет тары. 58
2.9. Инвентаризация товаров и тары на складах. 61
Усовершенствование учета в оптовой торговле. 66
Выводы и предложения. 71
Список использованной литературы. 73

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ОТ.doc

— 540.00 Кб (Скачать документ)

Кт 51 "Расчетный счет" - на сумму, оплаченную с расчетного счета;

Кт 52 "Валютный счет" - на сумму, оплаченную с валютного  счета;

Кт 50 "Касса" - на сумму  оплаты из кассы торгового предприятия  наличными деньгами (при этом следует  помнить об установленном лимите расчетов наличными в пределах трех миллионов рублей по состоянию на 1998 год);

Кт 55 "Специальные счета  в банках", субсчет "Аккредитивы" - на сумму, оплаченную с аккредитива;

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Векселя  выданные" - на сумму, оплаченную векселем;

Кт 90 "Краткосрочные  кредиты банков" - на сумму оплаты за счет краткосрочного банковского  кредита;

Кт 92 "Долгосрочные кредиты банков" - на сумму оплаты за счет долгосрочного банковского кредита.

Если товары оплачиваются до их получения торговым предприятием, то вместо счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется счет 61 "Расчеты по авансам выданным":

Дт 61 "Расчеты  по авансам выданным"

Кт 51 "Расчетный счет" - на сумму предварительных расчетов с расчетного счета;

Кт 52 "Валютный счет" – на сумму предварительных расчетов с валютного счета;

Кт 50 "Касса" - на сумму предварительных расчетов из кассы предприятия.

Оприходование товаров  оформляется следующими проводками:

Дт 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;

Дт 19 "НДС  по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, относящуюся к полученному  товару

Кт 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость товара с НДС, указанную  в счете-фактуре.

Зачет предоплаты отражается записью:

Дт 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками"

Кт 61 "Расчеты  по авансам выданным".

После этого возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что фиксирует проводка:

Дт 68 "Расчеты  с бюджетом"

Кт 19 "НДС  по приобретенным ценностям".

Если после предварительной  оплаты была отменена поставка товара, то на сумму возврата средств производятся следующие записи:

Дт 51 "Расчетный  счет";

Дт 52 "Валютный счет";

Дт 50 "Касса"

Кт 61 "Расчеты  по авансам выданным.

Все транспортные расходы, которые производит предприятие  в процессе приобретения товаров, могут согласно учетной политике предприятия быть отнесены на издержки обращения. Если поставщик оплатил слуги по доставке товара, то он в соответствии с условиями договора может предъявить данные суммы к оплате покупателю, который отражает данную операцию записью:

Дт 44 "Издержки обращения" - непосредственно на стоимость доставки;

Дт 19 "НДС  по приобретенным ценностям" - на сумму НДС по транспортным услугам

Кт 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками - на общую сумму задолженности  за услуги по доставке, включая НДС.

Поступление товара по бартерным  операциям отражается в обычном  порядке (см. далее).

Если товары поступили  в таре, то ее стоимость должна быть указана в сопроводительных документах. Оприходование поступившей от поставщика тары в учете отражается следующим образом:

Дт 01 "Основные средства" - на стоимость тары, относящейся  к основным средствам;

Дт 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" - на стоимость поступившей инвентарной  тары;

Дт 41-3 "Тара под товаром и порожняя"

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму задолженности поставщику за тару.

Тара, не указанная в  документах поставщика и не подлежащая оплате, приходуется по цене возможной  реализации на основании акта. В; этом случае проводка имеет следующий  вид:

Дт 41-3 "Тара под товаром и порожняя"

Кт 80 "Прибыли  и убытки".

Учет тарных операций рассмотрен в главе «Учет тары».

Порядок отражения в  учете недостач или потерь от порчи  товаров, вследствие естественной убыли  товаров при их перевозке, от боя  товаров в стеклянной посуде, изделий из хрупких материалов (стекла, фарфора, фаянса и т. п.), хищений в пути рассмотрен в главе «Учет товарных потерь».

2.3.5. Аналитический  учет поступления товаров

Аналитический учет поступления  товаров в оптовой торговле ведется  на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются на оптовый склад товары, являются товар-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.

В бухгалтерии по каждому  документу, включенному в товарный отчет, составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые  затем фиксируют в учетных  регистрах по счету 41 «Товары».

Учет поступивших товаров ведется в карточках (или книгах) складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим пока" заселяй. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитическою учета. Синтетический же учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.

При журнально-ордерной форме учета поступление товаров  и тары отражают в ведомости по дебету счета 41. Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем товарном отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с показателями в товарном отчете.

По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 "Товары" подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с данными учетного регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по графе дебетования счета 41). Итоги дебетовой ведомости переносят в журналы-ордера по кредиту соответствующих счетов. Контроль за своевременностью и полнотой оприходования товаров и их сохранностью осуществляется также сопоставлением данных по поступившим товарам от поставщиков в учетном регистре по счету 41 с данными журнала-ордера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками удобно вести в  регистре, где совмещены операции по кредиту счета 60 (журнал-ордер) и по его дебету (ведомость). Данные в этот учетный регистр вносятся по строкам, так называемым линейно-позиционным способом, то есть записи по каждому платежному документу поставщика как в журнале-ордере, так и в ведомости производят по одной и той же строке. Такой способ позволяет вести контроль за поступлением товаров, а также обеспечить синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками. Для этого в журнал-ордер и ведомость введены графы для отражения сальдо на начало месяца, оборотов, а также остатка на конец месяца по счету 60. Если сальдо кредитовое, то товар получен, но оплата не произведена (имеется задолженность поставщикам); дебетовое сальдо означает наличие оплаты за непоступивший товар (товар находится в пути).

Учет поступления товаров  на склад торговой организации может  быть организован разными способами  в зависимости от способа хранения товаров (партионный или сортовой). Под партией понимается количество товаров, поступивших одновременно по одному транспортному документу. При сортовом способе хранения каждый вновь приобретенный товар определенного сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования и сорта, то есть товары хранят по сортам.

Аналитический учет поступления  товаров в бухгалтерии может вестись сортовым, сальдовым и партионным способами, которые рассмотрены в главе "Учет товарных запасов в бухгалтерии". Бухгалтерия должна обеспечить тождество аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца (сумма прихода по аналитическим счетам в денежном выражении должна равняться дебетовому обороту синтетического счета 41 «Товары»).

 

2.4. Учет товарных  потерь.

2.4.1. Товарные  потери при транспортировке

Сумма товарных потерь вследствие естественной убыли при перевозках определяется исходя из массы товаров (нетто), принятых для перевозки, и нормы естественной убыли.

Естественная убыль  не начисляется на товары, принимаемые  и отпускаемые без перевеса по массе отправителя (по трафарету), без вскрытия тары; по товарам, реализованным транзитом; по штучным товарам и товарам, списанным в результате боя, лома, порчи.

Потери при перевозках вследствие естественной убыли списываются  по покупной стоимости записью:

Дт 44 "Издержки обращения"

Кт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Недостача, выявленная при  приемке товаров (и превышающая  установленные ранее нормы), оформляется соответствующим актом.

Если разница превышает  норму естественной убыли, то поставщику предъявляется претензия, в которой  излагается ситуация и выдвигаются требования на возмещение недостачи и, если в договоре были предусмотрены штрафные санкции, предъявляются требования по их оплате.

При этом на сумму недостачи  товаров (сверх норм естественной убыли  при наличии норм) составляется проводка:

Дт 63 "Расчеты  по претензиям"

Кт 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками".

Признание поставщиком  предъявленных ему штрафных санкций  оформляется на общую их сумму  корреспонденцией:

Дт 63 и Расчеты  по претензиям"

Кт 80 "Прибыли  и убытки".

В случае непринятия поставщиком штрафных санкций подается заявление в арбитражный суд. После решения суда о правомочности выдвинутых требований, делается аналогичная проводка (Дт 63 Кт 80) на присужденную сумму. Если же суд не признает правильности выставленных штрафных санкций, то никаких проводок по выставленным штрафным санкциям не производится. При отклонении иска судом его суммы (в том числе и недостачи сверх норм естественной убыли) списываются проводкой:

Дт 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей"

Кт 63 "Расчеты  по претензиям".

В дальнейшем при оплате поставщиком как недостающих  товаров, так и штрафных санкций  составляется на сумму поступивших  средств бухгалтерская запись:

Дт 51 "Расчетный  счет" (50 "Касса", 52 "Валютный счет" - в зависимости от формы оплаты)

Кт 63 "Расчеты  по претензиям".

Необходимо помнить, что  штрафные санкции признаются внереализационными доходами и формируют налогооблагаемую прибыль, которая также подлежит обложению НДС. С этой целью на счете 80 целесообразно организовать субсчет «Штрафы, пени, неустойки».

ПРИМЕР. Организация получила товары от поставщика на сумму 11000 тыс. руб., в том числе НДС (10%) - 1000 тыс. руб., что отражено в сопроводительном документе (счете-фактуре).

При приемке товара выявлена недостача товара по отпускным ценам на 100 тыс. руб., в том числе 10 тыс. руб. в пределах норм естественной убыли при перевозках, 90 тыс. руб. - по вине поставщика.

На недостачу товаров  по вине поставщика составлен акт. Поставщику предъявлена претензия.

Учет поступления товара по покупным ценам отражается записями:

1. Оприходованы товары  на сумму 9900 тыс. руб. (10000 - 100); НДС  на полученный товар составляет 990 тыс. руб. (1000 - 10). Отражается задолженность  поставщикам согласно счету-фактуре  без учета суммы недостачи  10890 тыс. руб. (11000 – 110):

Дт 41 "Товары" 9900

Дт 19 "ЦЦС  по приобретенным ценностям" 990

Кт 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" 10890

2. Выявленная недостача  в пределах норм естественной  убыли составляет 11 тыс. руб., что  отражается проводкой:

Дт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" 11

Кт 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" 11

3. Предъявление претензии  поставщику на недостачу свыше  естественной убыли, составляющую 99 тыс. руб., фиксирует в учете  запись:

Дт 63 "Расчеты  по претензиям" 99

Кт 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" 99

Таким образом, кредитовый оборот по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по данной хозяйственной  операции равен 11000 тыс. руб. (10890 + 11 + 99), что соответствует сумме, выставленной поставщиком к оплате в счете-фактуре.

2.4.2. Резерв  на списание естественной убыли.

Товарные потери при  хранении и реализации вследствие естественной убыли должны списываться в том месяце, когда проводилась инвентаризация. Поскольку она, как правило, ежемесячно не проводится, то отнесение всей суммы потерь, возникших за межинвентаризационный период (например, за полугодие), на издержки обращения одного месяца было бы неправильно, так как в этом случае искусственно уменьшались бы расходы тех месяцев, в которых не было инвентаризации, и увеличивались бы расходы того месяца, в котором она проводилась. Такое единовременное списание оказало бы влияние на правильность исчисления прибыли за определенный отчетный период.

В связи с тем, что  товарные потери вследствие естественной убыли образуются в течение всего межинвентаризационного периода, то и распределяться они должны между всеми месяцами данного периода. Это достигается ежемесячным списанием на издержки обращения плановой суммы таких потерь путем начисления резерва на естественную убыль.

Информация о работе Учет товарных операций в оптовой торговле