Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:20, курсовая работа
Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.
Введение. 3
Обзор литературы. 8
Экономическое содержание 30
2.1. Понятие оптовой торговли. 30
2.2. Цена товара и его контроль. 32
2.3. Учет поступления товаров. 37
2.4. Учет товарных потерь. 47
2.5. Учет переоценки товаров. 53
2.6. Учет товаров в местах хранения и отчетность материально ответственных лиц. 54
2.7. Учет товарных запасов в бухгалтерии. 57
2.8. Учет тары. 58
2.9. Инвентаризация товаров и тары на складах. 61
Усовершенствование учета в оптовой торговле. 66
Выводы и предложения. 71
Список использованной литературы. 73
Тара может быть изготовлена предприятием самостоятельно, при этом ее учет проводится через счет 23 "Вспомогательные производства".
Следует отметить, что вместо счета 41 в учете тарных операций может быть использован счет 01 "Основные средства" в случае удовлетворения условиям отнесения тары к основным средствам.
2.9. Инвентаризация товаров и тары на складах.
2.9.1. Общие правила проведения инвентаризации
Инвентаризация товаров и тары на складах торгового предприятия проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе; а также посредством инвентаризации выявляются неиспользуемые, залежалые товары, продукция устаревших фасонов и моделей и т. п.
Основными этапами инвентаризации являются:
1. Проверка фактического наличия товаров.
2. Документальное оформление результатов инвентаризации. .
3. Принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.
Согласно действующему Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:
2.9.2. Порядок проведения инвентаризации
Порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49.
Комиссия при обязательном участии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товаров и тары по каждому месту хранения ценностей в отдельности. Товары, находящиеся в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, проверяют и оформляют описями-актами отдельно, после чего вход в помещение пломбируют и комиссия переходит в следующее помещение.
Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей путем их обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания. При явной нецелесообразности перевешивания или пересчета товаров, находящихся в неповрежденных и пронумерованных кипах, ящиках, бочках, допускается внесение этих товаров в описи по спецификации или маркировке, имеющейся на таре. В описи это должно быть оговорено. Причем не менее 10% таких товаров, за исключением тех, которые при распаковке могут испортиться, должно быть подвергнуто обязательной выборочной проверке. При этом если в результате такой проверки будут установлены расхождения со спецификацией или маркировкой, то комиссия обязана полностью вскрыть все места и проверить товар.
Вносить в описи данные об остатках товаров без проверки их наличия (по данным учета или со слов ответственного лица) запрещается. При подготовке большого количества весовых товаров отвесы фиксируют в специальных ведомостях или книгах. После подсчета и сверки итогов с ответственным за ценности лицом данные о качестве товара вносят в инвентаризационную опись. Массу товаров, хранящихся навалом, допускается определять путем обмеров и технических расчетов. Ведомости отвесов и акты обмеров прилагаются к описям.
Для ускорения проведения инвентаризации товаров на складах и заполнения инвентаризационных описей с помощью компьютеров целесообразно использовать ярлыки (кипные карты) и штрих-коды. В ярлыках (кипных картах) с помощью штрих-кодов указывают наименование товара, единицу измерения, артикул, размер, рост, сорт и другие признаки, цену и количество товара. Ярлыки (кипные карты) помещают на видном месте или прикрепляют к кипе. Информация с них считывается в компьютер автоматически с помощью специальных оптических читающих устройств (сканеров).
Члены комиссии проверяют правильность наименования и количества товаров, указанных в ярлыках, после чего в них проставляют регистрационный (порядковый) номер. Ярлыки (кипные карты) подписывают работник, подобравший товар, материально ответственное лицо и председатель комиссии. Сведения о них заносят в инвентаризационную опись. Ярлыки, партионные и кипные карты хранят до выведения окончательных результатов инвентаризации, а затем уничтожают.
2.9.3. Оформление инвентаризационных материалов
Инвентаризационную опись
товаров, материалов и тары составляют
обычно в двух, а при приеме-передаче
- в трех экземплярах. Заполняют опись
либо вручную чернилами или шариково
В конце каждой описи материально ответственные лица оформляют расписку следующего содержания: "Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи № _ по № _, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи л чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении".
В случае смены материально ответственного лица в описи расписываются работник, принявший ценности, и работник, сдавший их.
Товары, поступившие во время инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов комиссии и приходуют после инвентаризации. Эти ценности оформляются отдельной описью "Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В данной описи указывают поставщика, дату и номер приходного документа, на котором делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи.
На товары, находящиеся в пути, составляют отдельный акт, в котором по каждой отправке указывают наименование и количество товара (по документам бухгалтерского учета), дату отгрузки, перечень и номера отгрузочных документов.
Отдельными описями оформляют наличие неходовых, залежалых и неполноценных, пришедших в негодность товаров. Такие товары должны храниться отдельно.
2.9.4. Определение результатов инвентаризации
Результаты инвентаризации в 5 - 10-дневный срок должны быть определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товара и тары по описи. На ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную ведомость, в ней указываются наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек. Такая же сличительная ведомость составляется и по таре.
По недостачам, излишкам, пересортицам товаров (тары) материально ответственные лица дают письменные объяснения, которые вместе со сличительной ведомостью рассматриваются постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссией и руководителем предприятия.
Комиссия устанавливает характер недостач (излишков) и способ их устранения, возможность зачета пересортиц одноименных товаров, списания суммовых разниц и естественной убыли (при наличии их норм). Недостачи товаров при наличии норм естественной убыли в их пределах списываются за счет издержек предприятия, при их отсутствии - за счет предприятия; излишки приходуют в доход. Суммовые разницы, возникшие при зачете пересортиц от завышения цен, подлежат возвращению покупателям, а если установить их невозможно, то приходуются в доход предприятия. Суммовые разницы от занижения цен на товары при инвентаризации недостачи товаров и потери от порчи ценностей подлежат взысканию с виновных лиц или, в случае отсугсгвия таковых лиц, относят на издержки обращения.
Более подробно определение результатов инвентаризации и их направление списания описано в главе "Учет товарных потерь".
2.9.5. Порядок
отражения результатов
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки. Например, оприходование излишков товаров относится в доход предприятия:
Дт 41 "Товары"
Кт 80 "Прибыли и убытки",
Недостача товаров отражается записью:
Дт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Кт 41 "Товары".
Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников. Например, недостачи в пределах норм естественной убыли (при их наличии) относятся за счет начисленного ранее резерва (если он имеет место), что фиксируется записью:
Дт 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"
Кт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Сверхнормативная убыль относится за счет виновных лиц, что отражается записью:
Дт 73-3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
Кт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
При отсутствии виновных лиц недостачи сверх норм отражаются:
Дт 80 "Прибыли и убытки" - при наличии действующих норм;
Дт 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
Кт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Более подробно отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете описано в главе "Учет товарных потерь".
Следует помнить, что согласно письму ГНС РФ от 24.09.97 списание потерь товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях было прекращено (о чем сообщено в письме МВЭС и торговли РФ № 45" 09/364). Учитывая также разъяснения Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 26.08.97 № 16-00-17-50 и Департамента налоговой политики Минфина России от 18.09.97 № 04-02-11/1, предприятиям и организациям всех форм собственности необходимо было во избежание штрафных санкций внести соответствующие исправления и перерасчеты по платежам в соответствующие бюджеты. Но приказом МВЭС и торговли РФ от 19.12.97. № 631 установлено действие норм (список которых приведен в приложении к нему) с 1997 года. Следует помнить, что списание потерь на издержки обращения возможно лишь в том случае, если будут утверждены новые нормы.
3. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА
В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ.
Рассмотрим порядок отражения транзитных операций и исчисления НДС на балансе торговой организации на условных примерах. Для целей налогообложения выручка от реализации товаров определяется по оплате.
А) Покупатель оплачивает торговой организации стоимость приобретаемого товара до момента его отгрузки поставщиком.
Дт 51 – Кт 64 – получена предоплата в счет предстоящей поставки товаров;
Дт 64 – Кт 68 – начислена сумма НДС с полученной предоплаты;
Дт 60 – Кт 51 – перечислена оплата в счет предстоящей поставки товаров;
Дт 41 – Кт 60 – оприходованы товары, отгруженные поставщиком на основании счета-фактуры, выписанного на имя торговой организации;
Дт 19 – Кт 60 – отнесена сумма НДС по оприходованным товарам;
Дт 68 – Кт 19 – сумма НДС по оприходованным товарам отнесена на расчеты с бюджетом;
Дт 46 – Кт 41 – списана стоимость реализуемых товаров;
Дт 46 – Кт 44 – списаны издержки обращения;
Дт 68 – Кт 64 – восстановлены суммы НДС, уплаченные с авансов;
Дт 64 – Кт 46 – отражена выручка от реализации товаров;
Дт 46 – Кт 68 – начислена сумма НДС со всей стоимости товара, отгруженного поставщиком покупателю.
Б) Покупатель оплачивает торговой организации стоимость товара после отгрузки его поставщиком.
Дт 41 – Кт 60 – оприходованы товары, отгруженные покупателю на основании счета-фактуры, выписанного поставщиком на имя торговой организации;
Дт 19 – Кт 60 – сумма НДС по оприходованным товарам;
Информация о работе Учет товарных операций в оптовой торговле