Учет затрат на производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:09, курсовая работа

Описание

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг). Главными факторами, от которых зависит снижение себестоимости продукции (работ и услуг), являются следующие:
1. Рост производительности труда. Чем производительность выше, тем больше выпускается продукции в единицу времени и тем ниже ее себестоимость.
2. Снижение материало- и энергоемкости продукции. Чем меньше материальных и энергетических затрат на единицу продукции, тем ниже ее себестоимость.
3. Увеличение отдачи основных средств (увеличение фондоотдачи). Чем меньше доля амортизационных отчислений, приходящаяся на единицу продукции, тем ниже ее себестоимость.
4. Повышение уровня маркетинговой политики. Чем ниже затраты на реализацию продукции, тем ниже ее себестоимость.

Работа состоит из  1 файл

Учет затрат на производство.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

Производственная себестоимость, сформированная по принципу учета прямых расходов, существенно упрощает анализ прибыльности отдельных видов и сортов продукции (работ и услуг), так как использует четкое сопоставление выручки от реализации (без налогов, возмещаемых покупателями) с прямыми расходами. Разница между этими показателями носит название маржинального дохода, который включает в себя прибыль и косвенные расходы, общие для всей продукции (работ и услуг) предприятия.

Однако данный метод имеет важный недостаток, связанный с тем, что косвенные расходы текущего периода списываются на объем только реализованной продукции (работ и услуг) и не попадают в состав незавершенной продукции (работ и услуг) и готовых изделий, оставшихся на складе. Поэтому многие специалисты считают, что при использовании данного метода в бухгалтерском учете нарушается принцип сопоставления текущих доходов и расходов.

Примечание. Важным аргументом в пользу списания на реализацию продукции (работ и услуг) косвенных расходов (в том числе части коммерческих затрат) является тот факт, что в составе этих расходов большую долю составляют расходы по оплате труда управленческого персонала предприятия. Омертвляя их в составе незавершенного производства и нереализованной продукции, предприятие уменьшает источник выплаты заработной платы административному аппарату, которому в рыночной экономике отдается приоритет.

 

8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции

 

Попроцессный метод заключается в том, что учет расходов ведется по технологическим процессам. Он используется на предприятиях с массовым производством однотипной продукции, в котором достаточно четко выделяются несколько стадий переработки. Себестоимость единицы продукции в этом методе определяется путем деления суммы затрат по отдельным процессам на число выпущенных изделий.

Пусть попроцессное производство включает в себя три стадии переработки (1, 2, 3). По продолжительности первая и третья стадии равнозначны, а вторая вдвое длиннее.

Предположим, что трудовые затраты и отчисления в социальные фонды, а также прочие расходы распределяются в каждом процессе пропорционально его длительности, а материальные затраты включаются в себестоимость на все 100% в момент окончания каждого этапа переработки. В таком случае нарастание себестоимости (С) партии продукции от процесса к процессу до полной готовности изделий может выглядеть следующим образом (см. рис.8.1).

Из рис.8.1 видно, что себестоимость партии готовой продукции составляет 12,5 тыс. руб. (цифры условные). Чтобы найти себестоимость одного изделия нужно 12,5 тыс. руб. разделить на количество экземпляров в партии.

 

"Рис.8.1. Изменение себестоимости партии однотипных изделий по процессам (в тыс. руб.)"

 

Рис.8.1. Изменение себестоимости партии однотипных изделий по процессам (в тыс. руб.)

 

Например, в изготовлении тортов на кондитерской фабрике можно выделить такие процессы:

приготовление теста;

выпечка торта;

приготовление крема;

оформление (украшение) торта.

Рассмотрим следующий пример. Пусть швейное предприятие ведет пошив мужских костюмов. В этом производстве выделим 3 процесса: раскрой, шитье и отделку. Каждый процесс осуществляется в своем цехе, в каждом из них ведется полный учет всех затрат и количества выпущенной из данного цеха продукции. Легко определить долю каждого процесса в себестоимости готового изделия. Пусть в цехе кройки за месяц общие затраты на 100 костюмов составили 98 тыс. руб. (Следовательно доля затрат процесса раскроя в себестоимости одного костюма 980 руб.)

В пошивочном цехе сшили за это время 95 костюмов при общих затратах на шитье 209 тыс. руб. Следовательно доля затрат процесса шитья в себестоимости одного костюма составит 2200 руб. В цехе отделки за данный месяц закончили работы над 80 костюмами. Общие затраты на отделку составили 24 тыс. руб. Следовательно доля затрат на отделку одного костюма 300 руб.

Производственная себестоимость костюма составила: 3480 руб.

Примечание. В своем рассмотрении мы для простоты опустили проблему учета незавершенного производства.

Разновидностью попроцессного метода калькуляции является простой попроцессный метод, используемый на предприятиях добывающих отраслей, на которых производится однотипная продукция, и не требуется ее сложная переработка. Например, добыча угля. В этом случае себестоимость одной тонны определяется путем деления всех учтенных за отчетный период затрат на объем добытого за данный период угля.

 

8.4. Позаказный метод калькуляции продукции

 

Позаказный метод заключается в том, что учет расходов ведется по отдельным типам изделий (по заказам). Он используется в производствах, в которых изготавливают разнообразную продукцию разными партиями. Этот метод может применяться также при изготовлении единичных заказов. Себестоимость единицы продукции определяется делением всех затрат, учтенных при изготовлении заказа, на количество изделий в данном заказе. (При единичном заказе это будет вся сумма затрат на его изготовление.) Например, калькуляция строительства храма Христа Спасителя велась позаказным методом. Работа принималась заказчиком отдельными этапами. Общая стоимость была определена по совокупности затрат при окончательной сдаче работ.

Рассмотрим пример. В меховом ателье сшили партию из 10 шуб. При этом были учтены следующие затраты.

1. Стоимость меха 130 тыс. руб.

2. Стоимость работы по раскрою и пошиву шуб, а также зарплата администрации составила 10 тыс. руб.

3. Отчисления в фонды и налоги от заработной платы составили 4,1 тыс. руб.

4. Доля амортизационных отчислений на основные средства, приходящаяся на пошив шуб, составила 2 тыс. руб.

Итого всех затрат: 146,1 тыс. руб.

Себестоимость одной шубы 14 610 руб.

Частным случаем позаказного метода является поконтрактный метод. Это способ ведения работ по отдельному контракту, заключенному на долговременный проект создания конкретного объекта. В этом случае все совокупные затраты определяют себестоимость объекта, который может сдаваться заказчику по частям, по мере выполнения отдельных этапов работ. Наличие в контракте определенной договорной стоимости не меняет сути дела. Сумма контракта обычно корректируется с учетом реальных затрат, путем дополнительных соглашений.

 

8.5. Нормативный метод калькуляции продукции

 

Нормативный метод заключается в том, что учет затрат ведется путем определения отклонений реальных расходов от нормативных. Нормативные затраты на изготовление отдельных элементов, узлов, компонентов и изделия в целом устанавливаются расчетно-теоретическим или экспериментальным способами. Метод используется для изготовления сложных и дорогостоящих изделий в массовом производстве. Себестоимость единицы продукции вычисляется следующим образом. Расчетным путем определяются нормативные затраты на одно изделие и на партию в целом. В бухгалтерском учете по каждой изготавливаемой партии отслеживают отклонения реальных затрат в большую (плюс) и меньшую (минус) сторону от затрат, установленных нормативами. Прибавляя положительные отклонения и вычитая отрицательные, получают реальные затраты на партию. Поделив на число изделий в партии, вычисляют себестоимость единицы продукции.

Возможен и видоизмененный вариант, при котором увеличения и уменьшения затрат по сравнению с нормативными сразу относят к размеру партии изготовленных изделий, а затем прибавляют и вычитают из нормативной стоимости одного экземпляра продукции.

Рассмотрим пример. Предположим, что нормативная себестоимость торта "Марика" составила 95 руб. При изготовлении партии из 50 тортов выявлены следующие отклонения:

перерасход по маслу и сахару составил 600 руб.;

перерасход по зарплате, отчислениям в фонды социального страхования и обеспечения, а также по налогам, исчисленным от заработной платы, составил 750 руб.;

экономия на коммерческих расходах составила 1000 руб.

Реальная себестоимость торта из изготовленной партии составит 95 руб. + 600 руб.: 50 + 750 руб.: 50 - 1000 руб.: 50 = 102 руб.

Нормативный метод является очень прогрессивным, так как дает возможность достаточно точно планировать затраты. Но он требует наличия большого числа выверенных нормативов и хорошей вычислительной базы.

При большой номенклатуре изделий себестоимость единицы продукции при этом методе определяется путем деления суммы нормативных затрат плюс-минус суммы отклонений на количество выпускаемой продукции с учетом весовых коэффициентов, характеризующих специфику изделий и степень их готовности в незавершенном производстве. (Об оценках незавершенного производства см. ниже п.8.9.)

 

8.6. Порядок включения затрат в себестоимость
продукции (работ, услуг)

 

Включение затрат в себестоимость готовой продукции, выпускаемой предприятием, выполняемых им работ или оказываемых услуг регламентируется в бухгалтерском учете двумя основополагающим нормативными документами:

Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов" ПБУ 10/99 (в редакции от 30.03.2001 г.);

25 глава Налогового кодекса РФ (в редакции закона Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002 г.).

К сожалению, эти два документа являются творением двух различных ведомств (Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам), имеющих противоречивые финансовые интересы. Экономически они мало согласованы между собой, имеют не совпадающие законодательные базы, формирующиеся на основе конъюнктурных обстоятельств, а не на реальных производственных и (или) хозяйственных процессах. Поэтому одновременное применение данных документов затруднено. В настоящее время остро стоит вопрос о выделении в самостоятельное направление нового вида учета - налогового, что предполагает персональную ответственность (в том числе уголовную) лица, подписывающего отчетные формы. Пока расплачиваться за недостатки нового вида учета приходится бухгалтерским службам, которые сегодня затрачивают дополнительное время и средства на распознавание экономического смысла выпускаемых нормативных актов и их адаптацию к практической деятельности коммерческих предприятий.

В бухгалтерском учете вся совокупность расходов предприятия делится на 4 категории: расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы, чрезвычайные расходы. В налоговом учете выделяются только два типа: расходы, связанные с реализацией, и внереализационные расходы. В бухгалтерском учете себестоимость продукции определяется расходами по обычным видам деятельности, которые по экономическому принципу подразделяются на материальные расходы, затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления на основные средства и прочие расходы. В налоговом учете иной принцип деления расходов: отчисления в социальные фонды, например, числятся в составе прочих расходов, а амортизационные отчисления на нематериальные активы отражаются в одной группе с амортизацией основных средств.

Налоговое ведомство не интересуют такие понятия, как воспроизводство рабочей силы и социальные гарантии, относящиеся к существенным элементам производственной экономики.

В представленном пособии бухгалтерский учет излагается с позиций реальной экономики, базирующейся на конкретных законах природы и общества, свидетельствующих о том, что:

в основе функционирования всех систем (в том числе коммерческих предприятий) лежат три главных элемента: масса, энергия и информация, которые приводятся в действие и (или) используются людьми;

мир познаваем, и важнейшим условием человеческой деятельности является целеполагание (т.е. планирование), а критерием этой деятельности служит достижение практического результата (в том числе получение определенной величины прибыли).

Обобщая два упомянутых нормативных документа, можно говорить о том, что базовой составляющей себестоимости продукции (работ и услуг) являются прямые затраты, а косвенные расходы, т.е. расходы по реализации результатов деятельности по управлению организацией и контролю всех процессов, могут включаться в себестоимость полностью или частично по выбору руководства предприятия. Этот выбор должен быть отражен в учетной политике.

Расходами в бухгалтерском учете считаются уменьшения экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации (за исключением уменьшения вкладов учредителей по их собственному решению).

Каждый конкретный расход в бухгалтерском учете признается таковым, если одновременно выполняются три главных условия:

он производится в соответствии с конкретным договором, требованием закона, или нормативным актом;

сумма расхода может быть определена;

имеется твердая уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономической выгоды, т.е. обязательно наступит передача (или произойдет выбытие) актива.

Иначе - это кредиторская задолженность предприятия, которая не должна учитываться в составе затрат.

Все расходы следует относить к тому отчетному периоду, в котором они мели место, независимо от того, когда осуществлялась их реальная оплата. Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется либо методом начисления (когда установлен факт уменьшения экономической выгоды, но оплата еще не произведена) либо кассовым методом (когда выплачены или переведены денежные средства).

Кассовый метод имеют право применять только коммерческие организации, у которых за 4 предыдущих квартала хозяйственной деятельности выручка от продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг (без НДС и налога с продаж) в среднем не превышала сумму в 1 млн. руб. Для остальных обязателен метод начисления.

Информация о работе Учет затрат на производство