Учет затрат в управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание

Сущность управленческого учета заключается в подготовке управленческих решений в организациях. В целом управленческий учет, как и бухгалтерский,- язык бизнеса. В рыночной экономике управленческий учет- это единство как собственно учета, так и анализа хозяйственной деятельности. причем управленческий учет- это прежде всего анализ.

Содержание

Введение
Часть 1. Учет затрат в управленческом учете 
Управленческий  учет
Содержание и назначение управленческого учета
Методология управленческого учета
 Классификация и поведение затрат
     1.2.1. Классификация и характеристика  затрат
     1.2.2.Способы  подсчета затрат
Часть 2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Теоретическая часть.doc

— 346.50 Кб (Скачать документ)

          К принципам управленческого учета относятся: непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета планово-учетных единиц измерения; оценивание результатов деятельности подразделений предприятия; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; также важным является принцип бюджетного(сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью.

     Функции управления обычно состоят из планирования, контроля, оценки, непосредственно  организационной работы, стимулирования деятельности и внутренних информационных связей.

     Планирование- процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели; формулировку задач; изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. Планы могут быть краткосрочными и  долгосрочными.

     Контроль- проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера- определение состояния объекта и сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов; выявление отклонений от запланированного и регулирование.

     Оценка- заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. На этой стадии определяется, была ли достигнута поставленная цель и выясняются причины отклонений.

     Организационная работа- состоит в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей ; установлении  коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

     Стимулирование-это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.

     Внутренняя  информационная связь- это обмен информацией и отчетностью. Он позволяет скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели; конкретизирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяет условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования к нему смежных производственных подразделений.

     Выявив  суть и основные признаки функций  управления, определим те конкретные функции, которые присущи именно управленческому учету.

     Управленческий  учет выполняет следующие функции:

  1. Управленческая, в результате действия которой аппарат управления имеет необходимые сведения;
  2. Учетная, которая реализуется собственно в ведении учетной работы, проведения учетных операций составлении и проведении документов, сборе и обработке учетной информации.

Управленческий  учет можно разделить на две стадии:

  1. Первоначальная-документирование и первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности, касающихся затрат предприятия;
  2. Сводная- анализ накопленной информации, обработка и предоставление ее в виде отчета аппарату управления [1,с.12-16].
 
    1. 2. Методология управленческого учета. 

          Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.

         Объекты управления можно объединить в две группы:

  1. Производственные ресурсы;
  2. Хозяйственные процессы и их результаты.

         Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на основе и с использованием производственных ресурсов. Производственные ресурсы включают в себя основные фонды, запасы, нематериальные активы и трудовые ресурсы.

         Ко второй группе объектов управленческого учета относят следующие виды деятельности:

  1. Снабженческо- заготовительную;
  2. Производственную;
  3. Финансово- сбытовую [3,с.24].

          Совокупность различных приемов  и способов, посредством которых  отражаются объекты управленческого  учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета. Метод состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов; нормирования, планирования и лимитирования; контроля; анализа.

          Для документального подтверждения совершаемых хозяйственных операций в управленческом учете используется способ документирования. Все бухгалтерские документы, применяемые в финансовом учете, используются и в управленческом учете.     Документы управленческого учета должны соответствовать следующим основным требованиям:

  1. Унифицированность формы документа.
  2. Обязательность основных и вспомогательных реквизитов.
  3. Наличие подтверждающих, согласующих подписей.
  4. Наличие оригиналов печати, оттиска, штампа, др.

          Документами, подтверждающими затраты и расходы предприятия, являются: материальные накладные, требование, требование- накладная, лимитно-заборная карта, товарно- транспортная накладная, акт на списание материалов, накладная на отпуск материалов на сторону, договора, счета, расчетные и платежные ведомости и многие другие. Кроме первичных, затраты подтверждают и оправдывают сводные документы: ведомости №12, №15, журналы-ордера №10, №10/1 и др.

          Метод инвентаризаций- способ определения фактического состояния объектов учета, а также метод выявления отклонений от учетных данных, способ подсчета неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Различают инвентаризацию материальных ценностей и инвентаризацию денежных средств и средств в расчетах, в активах и обязательствах.

     Счета- основной элемент, предназначенный для обособления, отложения, накапливания информации, учета по объектам и видам затрат и расходов [1,с.22].

      Для организации управленческого  учета производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов производства и объектов калькуляции.

На  крупных и средних организациях для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательные производства», собирательно – распределительные счета: 25 « Общепроизводственные расходы», 26 « Общехозяйственные расходы», 28 « Брак в производстве», 31 «Расходы будущих периодов», 36 « Выполненные этапы по незавершенным работам», 37 « выпуск продукции ( работ и услуг )». По дебету указанных счетов указывают расходы, а по кредиту – их списание. По окончанию месяца учтенные на собирательно – распределительных счетах  (25,26,28, 31) затраты списывают на  счета основного и вспомогательного производства.

С кредита  счетов 20 « Основное производство» и 23 « Вспомогательные производства» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ и услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство

На малых  организациях для учета затрат на производство используют, как правило, счета 20  «Основное производство», 26  «Общехозяйственные расходы»,  31 «Расходы будущих периодов» или только счет 20 [4,с.64].

          Двойная запись- основной элемент метода, представляющий собой способ регистрации совершенных хозяйственных операций на соответствующие счета и субсчета.

          Калькулирование- как элемент управленческого учета предполагает исполнение различных по содержанию и назначению методик, расчетов, способов калькулирования видов работ, услуг, единицы продукции и ее объемов.

     Методы оценки. Оценка производится в зависимости от характеристик учитываемых объектов:

  1. Основные фонды оцениваются по первичной, восстановительной, остаточной стоимости.
  2. Оценка нематериальных активов. Стоимость нематериальных активов определяется по стоимости экспертного заключения, оформления документов, госпощлины, а также по договоренности сторон по их реальной рыночной цене либо по экспертным оценкам мировых стандартов.
  3. Денежные активы, денежные задолженности и обязательства оцениваются по их реальной рыночной или номинальной стоимости.
  4. Активы предприятия в виде материальных ценностей, имеющих натуральную, вещественную форму оцениваются по фактической стоимости приобретения, средней расчетной цене за единицу и др.

          Группировка и обобщение-способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию по определенным признакам.

     Контрольные счета- это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.

     Планирование- непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка.

     Нормирование- процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

     Лимитирование- первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит- нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленные технологической документацией и планируемые производственной программой каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции.

     Анализ. В его процессе выявляются взаимосвязи и взаимозависимости между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины. Анализ взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими.

     Контроль- завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения [1,с.33-35]. 

 

    1. Классификация и поведение затрат
 

1.2.1. Классификация и  характеристика затрат 

           Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции- один из важнейших разделов управленческого учета, именно себестоимость производства единицы продукции является основой для принятия большого числа управленческих решений, например:

  • Продолжать или прекратить выпуск продукции;
  • Производить или покупать комплектующие изделия;
  • Какую цену установить на продукцию;
  • Заменять или не заменять оборудование;
  • Изменять или оставить прежней технологию и организацию производства.

Большое значение для правильной организации  учета производственных затрат имеет  их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, видам продукции и видам расходов [1,39].

          По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации хозрасчета и определения производственной себестоимости продукции.

          По видам продукции затраты группируют для исчисления их себестоимости.

          По видам расходов затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции.

          Затраты предприятия на производство продукции складываются из следующих элементов:

  • Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • Затраты на оплату труда;
  • Отчисления на оплату труда;
  • Отчисления на социальные нужды;
  • Амортизация основных фондов;
  • Прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др).

Информация о работе Учет затрат в управленческом учете