Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:03, курсовая работа
Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов XX века в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting politicians», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.
Введение 3
1. Понятие и назначение учетной политики 4
1.1. Определение и назначение учетной политики предприятия 4
1.2. Нормативная база по созданию учетной политики в РФ 6
1.3. Общие положения по формированию учетной политики .8
2. Методические аспекты учетной политики и их влияние
на структуру отчетных форм 12
2.1. Выбор учетной политики со спецификой деятельности
ЗАО 12
2.2. Методические аспекты учетной политики 17
2.3. Влияние выбранных принципов учетной политики
на финансовое положение ЗАО , оцениваемое
по данным отчетности 29
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложения
48
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра «Бухгалтерского учета»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Бухгалтерская финансовая отчетность»
На тему: Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность
(на материалах ЗАО )
Выполнила: Стакнева Е.Б.
Группа БХ-44у
Научный руководитель
Вершинина Г.Н.
Новосибирск 2006
Содержание
Введение 3
1. Понятие и назначение учетной политики 4
1.1. Определение и назначение учетной политики предприятия 4
1.2. Нормативная база по созданию учетной политики в РФ 6
1.3. Общие положения по формированию учетной политики .8
2. Методические аспекты учетной политики и их влияние
на структуру отчетных форм 12
2.1. Выбор учетной политики со спецификой деятельности
ЗАО 12
2.2. Методические аспекты учетной политики 17
2.3. Влияние выбранных принципов учетной политики
на финансовое положение ЗАО , оцениваемое
по данным отчетности 29
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложения
48
Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов XX века в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting politicians», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 года этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и в настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.
Актуальность темы заключается в том, что грамотное формирование учетной политики является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством и бухгалтерией предприятия. Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, показателей финансового состояния организации.
Цель работы заключается в изучение влияния учетной политики предприятия на финансовую отчетность.
В конце 1992 года парламентом была утверждена государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям рыночной экономики. В рамках этой программы разрабатывается система стандартов (положений) бухгалтерского учета. Первым среди них стало положение «Учетная политика». Ее I раздел «Общие положения» устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики предприятия, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Под учетной политикой предприятия, применяемой для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ПБУ 1/98, понимается принятая предприятием совокупность способов (методов) ведения бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность). В практике конкретного предприятия каждый из перечисленных приемов может быть реализован по-разному.[1]
Во втором разделе положения об учетной политике рассматривается формирование учетной политики. Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться на разных предприятиях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности их использования – все это в целом составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.[2]
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
организационно-правовая форма (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
финансовая стратегия организации, например, стремление организации к уменьшению налога с продаж и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволяют увеличить себестоимость – применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов в учете, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, – понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);
материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
степень развития информационной системы в организациях, в том числе управленческого учета;
уровень квалификации бухгалтерских кадров.
Исходя из вышеизложенного, при оформлении приказа об учетной политике по каждому из ее отдельных элементов может указываться законодательная норма, согласно которой регулируется возможность применения того или иного способа ведения учета или отражаться тот факт, что элемент учетной политики определен организацией самостоятельно.
Таким образом, учетная политика – это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствующим условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения. А назначение же учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких конкретных правил сформирована отчетность организации.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.[3]
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.
Первый уровень – законодательные документы (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России.
В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете”, законы РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, Налоговый кодекс РФ и другие.
Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов России от 29 июля 1998г. № 34н (с изменениями от 24.03.2000г. № 31н).
Документы этого уровня определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом “О бухгалтерском учете”.
Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством.
Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.
Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.
Основным нормативным документом, регламентирующим формирование, раскрытие и изменение учетной политики предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное приказом Министерства Финансов России от 09.12.98 № 60н (с изменениями от 30.12.1999г. № 107н).
Таким образом, учетная политика любой организации должна полностью соответствовать нормативно – правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерской организации необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ.
Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:
1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;
6) оформление избранной учетной политики.
В этой последовательности каждый этап является строго необходимым; каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.
На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности).
В зависимости от состава объектов учета на следующем этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики.
Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики.
Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора.
Информация о работе Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность (на материалах ЗАО)