Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:18, курсовая работа
Понятие «учетная политика» пришло к нам с Запада. Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной политики лишь в 1991 году, что весьма показательно: сложно себе представить, чтобы во времена административно-плановой экономики кто-то, кроме членов ЦК КПСС, мог определить политику, пусть только для целей бухгалтерского учета и на отдельно взятом предприятии [13, c.9].
Сначала об учетной политике заговорили бухгалтеры, работающие в банковской сфере, а затем в фермерских хозяйствах.
Термин «учетная политика» прочно вошел в бухгалтерский лексикон и практику в 1992 году с принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.1992 №10.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности субъектов в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается, в основном, в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета субъекты самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается хозяйствующими субъектами, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..4
1. НАЗНАЧЕНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……..6
2. СУБЪЕКТЫ, ИСПОЛНИТЕЛИ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ…………..…..10
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………..14
4. ВОПРОСЫ, НАХОДЯЩИЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ……………………….……………………………...…...……………22
4.1. Общие требования и структура………………………………..……….22
4.2. Методика налогового учета….…………………………………………23
4.3. План счетов………………….…………………………………………..25
4.4. Технология обработки учетной информации…………………………26
4.5. Первичные документы и документооборот……………………..…….27
4.6. Инвентаризация…………………………………………………………29
4.7. Основные средства……………………………..……………………….30
4.8. Доходы и расходы: порядок признания……………………………….36
5. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ООО «КОМФОРТ»………………..…...……..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………….……41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……43
Приложение А…………………………………………………………….….45
Приложение Б…………………………………………………………….….46
Приложение В…………………………………………………………….….47
Приложение Г…………………………………………………………….….48
-
на основе налоговой
Второй
способ – определение величины текущего
налога на прибыль на основе налоговой
декларации – это не что иное,
как возвращение к традиционному способу
исчисления налога на прибыль, без использования
ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль
организаций», разве что с указанием налоговых
активов и обязательств в качестве справочных
величин.
4.3.
План счетов
Создание рабочего плана счетов, включая аналитические счета (аналитику), названо в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» одной из обязательных составных частей учетной политики. Это означает, что субъект учета должен на базе типового Плана счетов сформировать и в составе учетной политики утвердить так называемый рабочий план, т.е. тот, который он намерен использовать в практической деятельности.
Напомним, что в Инструкции по применению Плана счетов утверждается следующее:
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организаций исходя из требований управления организаций, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией [6, с.12].
Обычно
организации пользуются типовым Планом
счетов. Собственно, из Инструкции по его
применению не следует, что при введении
в План счетов синтетических или аналитических
позиций субъект обязан утвердить их внутренним
распоряжением, но в данном случае приоритет
Федерального закона «О бухгалтерском
учете» относительно Инструкции по применению
Плана счетов не вызывает сомнения. Поэтому,
даже применяя типовой План счетов, желательно
отразить этот факт в учетной политике.
4.4.Технология
обработки учетной информации
Технология обработки учетной информации, упомянутая в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», представляет собой одну из важнейших составных частей учетной политики, хотя и наименее регламентированную. Только технология обработки учетной информации (не считая, конечно, трудовых ресурсов) определяет потенциал субъекта учета по полной и своевременной регистрации информации и получению выходной информации, фактически обусловливает порядок оформления первичных документов в частности и порядок документооборота в целом.
Вообще
под технологией обработки
1. Форма учета представляет собой порядок регистрации и обработки учетной информации от внесения исходных данных в систему до формирования отчетных ведомостей. Обычно указывают на мемориально-ордерную, журнально-ордерную и автоматизированную формы учета, хотя две первые в результате повсеместного применения компьютеров уходят в прошлое. Если употребить терминологию теории информационных систем, можно сказать, что форма учета устанавливает способ обработки операционных данных: данные можно обрабатывать вручную, перенося из одной ведомости в другую, а можно занести в компьютерную базу данных, после чего обработка будет происходить автоматически по заранее введенным в систему алгоритмам.
2. Способ автоматизации в первую очередь зависит от наименований используемых компьютерных программ.
Каждая
бухгалтерская компьютерная программа
обладает неповторимыми особенностями,
на которые бухгалтеру, хочет он
этого или нет, приходится постоянно
оглядываться [13, с.68].
4.5.Первичные
документы и документооборот
Учетная политика должна включать в себя описание форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Первичные
документы (на бумажном носителе) –
непременный атрибут
1.Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
2.Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащей в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц [3].
Большинство субъектов учета пользуется типовыми формами первичных (бухгалтерских) документов, в учетной политике желательно отразить следующее:
1. Указать, что организация пользуется типовыми формами первичных документов. Если типовые формы изменены или разработаны самостоятельно, необходимо перечислить эти документы с указанием их форм (расположения реквизитов).
2. Раскрыть схему документооборота.
3. Привести формы внутренней бухгалтерской отчетности (если таковые имеются). Что является документами внутренней бухгалтерской отчетности, в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» не поясняется. Вероятно, под ними имеется в виду документация, составляемая в управленческих целях.
4. Указать степень секретности различных документов и меры по ее обеспечению.
В силу п.4 ст.10 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации [3].
Согласно ст.313 НК РФ:
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством [2].
5.
Прояснить порядок хранения
4.6.Инвентаризация
Инвентаризация – один из пунктов, обязательных для отражения в учетной политике.
Инвентаризация обычно проводится в тех случаях, когда эта процедура прямо предписана законодательством. Согласно п.2 ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации [3].
Перед этим в Законе сообщается, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Это дает основание для описания порядка инвентаризации в учетной политике, поскольку инвентаризация может проводиться по решению руководителя организации, а от этого иногда зависит многое, хотя бы то, будут или не будут отражены в учете выявленные по результатам инвентаризации хищения и злоупотребления.
Можно перечислить следующие характеризирующие инвентаризацию параметры, которые могут найти отражение в учетной политике:
4.7.Основные
средства
Учет основных средств – один из наиболее сложных разделов бухгалтерского учета, подлежащий отражению в учетной политике, в основном благодаря значительным расхождениям между правилами бухгалтерского и налогового учета.
Начнем с того, что, согласно правилам бухгалтерского и налогового учета, определения основных средств не идентичны (Таблица 2).
Таблица 2
Определения понятия «основные средства»
Бухгалтерский учет | Налоговый учет |
При
принятии к бухгалтерскому учету
активов в качестве основных средств
необходимо единовременное выполнение
следующих условий:
а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; б)
использование в течение в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; г)
способность приносить |
Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 тыс.руб. |
Пункт 4 ПБУ 6/2001 «Учет основных средств» | Пункт 1 ст.257 НК РФ |