Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа
Цель данной работы: изучение порядка отражения операций связанных с арендой на счетах бухгалтерского учёта и обобщение опыта организации учета текущей аренды, выявление положительных и отрицательных сторон существующей методологии бухгалтерского учета текущей аренды.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие положения арендных отношений
1.1. Объекты аренды………………………………………….…………………..5
1.2. Договор аренды…………………………………………………..……….….6
1.3. Арендная плата ……………………………………………………...……….7
1.4. Возврат имущества арендодателю……………….……………….…....……8
2. Бухгалтерский учёт хозяйственных операций
2.1 Передача имущества в аренду (учёт у арендодателя)…………….…...……9
2.2 Учёт имущества взятого в аренду (учёт у арендатора)……………....……10
2.3. Учёт арендной платы ……………………………………………..….…….11
Пример 1……………………………………………………………………...…..13
Пример 2……………………………………………………………………….…15
3.Учёт затрат по улучшению арендованных объектов основных средств и особенности начисления амортизации по ним ..................................................17
3.1. Учет неотделимых улучшений у арендодателя…………………………...18
Пример 3………………………………………………………………………….19
3.2. Начисление амортизации по основным средствам, переданным в аренду…………………………………………………………………………….22
3.3. Арендатор платит напрямую и через посредников………………………24
Пример 4…………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………...30
При компенсации арендатору стоимости неотделимых улучшений в учете арендодателя отражаются следующие проводки:
|
По общему правилу имущество, переданное в аренду, продолжает числиться на балансе арендодателя, поэтому амортизационные отчисления начисляет арендодатель. Арендатор начисляет амортизацию только на улучшения, которые он сам произвел.
Согласно п. 17 ПБУ 6/0 1 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Установлены четыре способа начисления амортизации (п.18 ПБУ 6/01):
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Независимо от того, какой метод начисления амортизационных отчислений выберет организация, она должна определять годовую и месячную нормы амортизационных отчислений. Правила начисления амортизационных отчислений приведены в п. 21-25 ПБУ 6/01
Порядок отражения сумм начисленной амортизации также зависит от того, является ли предоставление активов в аренду предметом деятельности организации.
Если арендодатель учет поступившей арендной платы ведет на счете 90 «Продажи», т.е. учитывает арендную плату в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг), то суммы амортизации отражаются по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств».
Если арендодатель суммы поступившей арендной платы учитывает на счете 91 «Прочие доходы и расходы», т.е. арендная плата отражается в составе операционных доходов, суммы начисленной амортизации отражаются по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы».
В
соответствии с Планом счетов и Инструкцией
по его применению организация - арендодатель
отражает начисленную сумму амортизации
по основным средствам, сданным в аренду,
по кредиту счета 02 и дебету счета 91 (если
арендная плата формирует операционные
доходы).
|
Для арендатора этот вариант самый простой и удобный. В бухгалтерском учете данные затраты квалифицируют как расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). А в налоговом учете затраты «на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, ...отопление зданий...» относятся прямо и сразу к материальным расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Правда есть одно «но». В разъяснениях УФНС РФ по г. Москве от 9 марта 2005 г. № 20-12/14571 сказано, что для учета расходов, например на приобретение энергии, для целей налогообложения необходимы следующие документы:
во-первых, договор с энергоснабжающей организацией, заключенный в соответствии с Гражданским кодексом;
во-вторых, документ, отражающий фактическую поставку энергии (например, счет, выставленный энергоснабжающей организацией).
Арендатор может самостоятельно оплачивать коммунальные расходы только в случае, если «коммунальщики» соглашаются подписать договор на поставку услуг (тепла, электроэнергии, воды и т. п.). Договор энергоснабжения заключается при наличии у потребителя энергопринимающего устройства, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539 ГК РФ). Как правило, арендатор не является владельцем тепло- и энергосетей, и у него нет соответствующего оборудования для получения энергии, топлива, воды. Вероятность подписания договора с арендатором невелика.
Организация может оформить отношения при помощи договора агентирования (по типу договора комиссии). По агентскому договору одна сторона (агент - арендодатель) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала - энергоснабжающей организации) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ).
На практике такие договоры агентирования большая редкость. Скорее можно встретить комбинированный вариант отношений. Например, один арендатор большого помещения, солидная уважаемая компания, имеет реальную возможность заключить прямые договоры с поставщиками воды, тепла, электроэнергии. В этом случае для других, мелких арендаторов она может стать агентом по закупке коммунальных благ. Заключая договор агентирования, необходимо помнить, что энергоносители продаются по государственным тарифам, завышать которые не имеет права ни один посредник.
Пример 4.
ООО «Снеговик» сдает в аренду ООО «Подсолнух» складское помещение. Арендная плата составляет 5900 руб. в месяц, включая НДС – 900 руб. ООО «Снеговик» является агентом ГУП «Свет» и выполняет его поручение – предоставлять электроэнергию ООО «Подсолнух» с участием в расчетах. Агентское вознаграждение составляет 10 процентов от стоимости электроэнергии, потребленной ООО «Подсолнух». За отчетный месяц стоимость электроэнергии потребленной арендатором составила 1180 руб., включая НДС 180 руб. Агентское вознаграждение ООО «Снеговик» составляет 118 руб., включая НДС 18 руб.
Учет у арендодателя (агента):
76 - 1 – Расчеты с арендатором» Кредит 76 субсчет «Расчеты с принципалом
76 - 2 – Расчеты с принципалом, энергоснабжающей организации
|
Учет у арендатора:
|
Арендные операции оказывают прямое влияние на имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации и косвенное – на сумму уплачиваемых ею в бюджет и внебюджетные фонды налоговых платежей. В связи с этим возникает необходимость в получении достоверных сведений о величине и структуре арендных операций.
В ходе работы было проведено исследование существующей практики бухгалтерского учета в области отражения операций по аренде. Отдельно показано отражение на бухгалтерских счетах операций текущей аренды как у арендатора, так и у арендодателя, а также подробно рассмотрена методология бухгалтерского учета различных операций при текущей аренде.
Выводы, сделанные по данной работе следующие.
В договоре аренды необходимо четко определять объект аренды: его наименование, характеристику, место нахождения для недвижимого имущества и иные данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору по договору. При отсутствии этих данных объект передачи считается не согласованным, а договор не заключенным.
В качестве арендодателей и арендаторов могут выступать юридические и физические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
По общему правилу при передаче имущества в аренду оно продолжает учитываться на балансе арендодателя за исключением случаев аренды предприятия и финансовой аренды.
Порядок отражения поступающей арендной платы зависит от того, основной или не основной деятельностью является в организации предоставление в аренду материальных ценностей. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление в аренду своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью, арендная плата будет учитываться в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Если предоставление активов в аренду не является предметом деятельности организации, то поступления признаются операционными доходами, арендная плата отражается в составе операционных доходов.
Имущество,
переданное в аренду, продолжает числиться
на балансе арендодателя, поэтому
амортизационные отчисления начисляет
арендодатель. Если арендодатель учет
поступившей арендной платы ведет на счете
90 «Продажи», то суммы амортизации отражаются
по дебету счетов учета затрат на производство
в корреспонденции с кредитом счета 02
«Амортизация основных средств». Если
арендодатель суммы поступившей арендной
платы учитывает на счете 91 «Прочие доходы
и расходы», суммы начисленной амортизации
отражаются по дебету счета 91, субсчет
2 «Прочие расходы». Арендатор начисляет
амортизацию только на улучшения, который
он мог произвести.
Информация о работе Учёт хозяйственных операций при текущей аренде