Учёт материально- производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание

Материально-производственные запасы - это часть имущества:
а) используемая при производстве продукции (сырья и основные материалы);
б) предназначенная для продажи;
в) используемая для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы топливо, запасные части и другое).
Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производственной продукции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Производственные запасы. Общие положения 5
1.1. Материально-производственные запасы и их оценка 5
1.2. Классификация материально - производственных запасов 8
1.3.Основные проводки по списанию и учету материально-производственных запасов. 10
Глава 2. Отдельные аспекты учёта товарно-материальных ценностей на предприятии 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Заволжский химический завод» 13
2.2. Документальное оформление движения материально–производственных запасов 15
2.3. Учёт материалов на складах и в бухгалтерии ООО «Заволжский химический завод» 18
2.4. Анализ материально - производственных запасов ООО «ЗХЗ» 23

Заключение 29

Список использованной литературы и интернет ресурсов

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 503.50 Кб (Скачать документ)

  Основная часть МПЗ используется в качестве предметов труда и в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. 
  В зависимости от роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их разделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

  Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

  Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.). 
  Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

  Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.

  Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).

  Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

  Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

  Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки).

  Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

  Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это часть МПЗ организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).

  Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др. 
  Указанные классификации производственных запасов использует для построения синтетического и аналитического учета, а также оставления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности. Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета: 10 «Материалы»; 11 «Животные на выращивании и откорме»; 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»; 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей»; 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»; 41 «Товары»; 43 «Готовая продукция»; Забалансовые счета: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; 003 «Материалы, принятые в переработку»; 004 «Товары, принятые на комиссию»; забалансовый счет «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию».3

 

1.3. Основные проводки по списанию и учету материально-производственных запасов.

 

  Материалы, сырье, топливо, полуфабрикаты списываются в следующих случаях:

·при передаче их в основное, вспомогательное производство;

·при использовании  их в непроизводственной сфере;

·в результате продажи излишних материальных ценностей;

·при безвозмездной передаче юридическим и физическим лицам: при передаче в счет вкладов в уставные фонды других предприятий;

·в результате возникших стихийных бедствий;

·при недостаче, порче, хищениях;

·при обнаружении брака  в производстве и т.д.

 

 Основные операции с товарно-материальными ценностями и последовательность их отражения в учете представлены в табл.1.1.

                                                                                                            Таблица 1.1.

Основные операции с  товарно-материальными ценностями и последовательность их отражения в учете.

Операции с ТМЦ

Последовательность отражения  операций

1 Приобретение

Стоимость приобретенных  за наличные средства или в кредит товарно-материальных ценностей отражается по дебету счетов отдельных видов товарно-материальных ценностей и дебету контрольного счета всех товарно-материальных ценностей (при непрерывной системе учета ТМЦ) или по дебету счета закупок (при периодическом учете ТМЦ). При этом счет наличных средств или кредиторской задолженности кредитуется на сумму стоимости приобретенных ТМЦ

2 Расходование в производствен-ных целях

По мере использования ТМЦ в процессе производства их стоимость переносится со счетов ТМЦ сырья на счет ТМЦ в незавершенном производстве. При этом счета отдельных видов ТМЦ кредитуются, а счет незавершенного производства дебетуется

3 Использование в производстве

В стоимость незавершенного производства включается, помимо стоимости сырья, и стоимость затрат на рабочую силу и накладных расходов. На стоимость этих затрат кредитуется счет наличных средств

4 Завершение изготовления  продукции из ТМЦ

По мере завершения переработки сырья в готовую продукцию стоимость незавершенного производства переносится на стоимость готовой продукции: сумма перенесенной стоимости отражается по кредиту счета незавершенного производства к дебету счета готовой продукции

5 Продажа готовой продукции

При продаже ТМЦ готовой продукции их стоимость переносится со счета запаса готовой продукции на счет затрат на реализованную продукцию (себестоимости реализованной продукции)


 

              

Основные проводки по списанию и учету материально-производственных запасов.

1.  Основные  проводки по списанию сырья  и материалов.        

Материалы, сырье, топливо, полуфабрикаты списываются  в следующих случаях :

· при передаче их в основное, вспомогательное производство;

· при использовании  их в непроизводственной сфере;

· в результате продажи излишних материальных ценностей;

· при безвозмездной  передаче юридическим и физическим лицам: при

передаче в  счет вкладов в уставные фонды  других предприятий;

· в результате возникших стихийных бедствий;

· при недостаче, порче, хищениях;

· при обнаружении  брака в производстве и т.д. (См. рисунки 1 и 2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Основные проводки по списанию и учету материально-производственных запасов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Основные проводки по учету производственных запасов

 

Глава 2.  Отдельные аспекты учёта товарно-материальных ценностей на предприятии

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ООО «Заволжский  химический завод»

  В данной курсовой работе рассмотрена хозяйственная деятельность и проанализирован процесс складского учета материалов общества с ограниченной ответственностью «Заволжский химический завод» (далее ООО «ЗХЗ»).

  ООО «ЗХЗ» было образовано в 1871 г. Местонахождение организации: Российская Федерация, Ивановская область, г. Заволжск, ул. Заводская, 1. ООО «ЗХЗ» зарегистрирована Администрацией МО «Заволжский район» под регистрационным номером 1024000805487, Налоговыми органами г. Заволжск ООО «ЗХЗ» присвоены ИНН - 3710006355, Отделом сбора информации присвоены коды ОКПО -94403402, ОГРН- 1063703008214 и другие. 
  ООО «ЗХЗ, в котором закреплены правовой статус общества, предмет и цели деятельности организации, порядок распределения полученной прибыли, права и обязанности органов управления организацией, размер уставного капитала и т.п. 
  В соответствии с Уставом ООО «ЗХЗ» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает данным имуществом по своим обязательствам. 
  Основным видом деятельности является производство различных веществ для производства пластмасс и пленочных изделий, красителей и текстильно-вспомогательных материалов для текстильной промышленности, пигментов для лакокрасочной и полиграфической промышленности, термостабилизаторов для шинной промышленности и в производстве РТИ.  
  Высшим органом управления ООО «ЗХЗ» является Общее собрание участников, к компетенции которого относится решение следующих вопросов: внесение изменений и дополнений в Устав общества; избрание Генерального директора и досрочное прекращение его полномочий; изменение размера уставного капитала; утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности; распределения полученной прибыли; прочих вопросов, предусмотренных законодательством РФ. 
  Бухгалтерия ООО «ЗХЗ» представлена главным бухгалтером, бухгалтером-кассиром и пятью специалистами, занимающимися различными участками бухгалтерского учета (бухгалтер материального стола, бухгалтер по расчету заработной платы, бухгалтер по учету основных средств). 
  В организации применяется журнально-ордерная форма учета. При использовании для ведения бухгалтерского учета вычислительной техники журналы-ордера формируются применяемым программным обеспечением. 
  В основные задачи бухгалтерии организация входит:

1) формирование учетной политики; 
2) ведение бухгалтерского и налогового учетов; 
3) своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности; 
4) контроль за движением имущества и выполнением обязательств и др.

  Обязанности между работниками бухгалтерии в ООО «ЗХЗ» четко распределены. Четкое разделение должностных полномочий позволяет более оперативно обрабатывать информацию и сокращать время на ее проверку.  
  Процесс реализации продукции характеризуется благоприятными тенденциями в отношении анализируемой организации. Однако ситуация усугубляются ростом дебиторской и кредиторской задолженностей.

Продукция: 
• Химикаты-добавки для резинотехнических изделий и полимеров; 
• Красители; 
• Пигменты; 
• Текстильно-вспомогательные вещества; 
• Прочие продукты.

Производство (цеха): 
• цех по производству голубого фталоцианинового пигмента;  
• Цех серных красителей;  
• инструментальный цех; 
• цех по производству фталоцианина меди. 
2.2. Документальное оформление движения материально - производственных запасов

  Операции  по движению материальных ценностей  все юридические лица независимо от формы собственности должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.  
  Список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов, и перечень таких материалов устанавливаются руководителем организации по представлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера.

Перечислим документы  по учету материально-производственных ценностей4:

  Доверенность (ф. №  М-2 и № М-2а) - применяется для  оформления права должностного  лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.  
  Приходный ордер (ф. № М-4) - используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерованном виде. ( См. Приложение 1) 
  Акт о приемке материалов (ф. № М-7) - применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой - в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику. ( См. Приложение 2)

  Лимитно-заборная  карта (ф. № М-8) - нужна для  учета отпуска со склада сырья,  материалов, покупных полуфабрикатов  и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах - на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, другой - складу. (См. Приложение 3). 
  Материалы отпускаются в производство складом только при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.  
  Требование-накладная (ф. № М-11) - применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов. Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй - для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11). Замена одних видов материалов другими, сходными по своим свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием-накладной указанной формы. Этот документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей.  
  Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) - используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй - получателю. При отпуске материалов самовывозом или выносом кладовщик передаст и бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.  
  Карточка учета материалов (ф. № М-17) - служит, для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении. (См. Приложение 4). 
  Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) - применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными). При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.  
  В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов. 
  В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.  
2.3. Учёт материалов на складах и в бухгалтерии ООО «Заволжский химический завод»

Информация о работе Учёт материально- производственных запасов