Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:00, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение вопросов учета основных средств на примере конкретного предприятия. Исходя из целей, можно определить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотрение понятия основных средств предприятия, основных подходов к их классификации и оценке;
- анализ особенностей начисления амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
Введение 3
1. Основные нормативные документы 5
2. Понятие основных средств и их классификация. 6
3. Документальное оформление движения основных средств. 12
4. Учет амортизации основных средств. 23
5. Учет аренды основных средств. 29
6. Учет лизинговых операций. 30
7. Инвентаризация основных средств. 34
Приложение 39
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Текущая аренда может быть краткосрочной (сроком до одного года) и долгосрочной (сроком более одного года).
При
краткосрочной аренде имущество
передается арендатору на срок, существенно
меньший срока полезного
При долгосрочной аренде договором аренды может быть предусмотрен переход арендованных основных средств в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. В этом случае договор аренды заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.
Договоры аренды недвижимого имущества (зданий, сооружений и земельных участков заключаемые на срок не менее одного года, подлежат государственной регистрации.
Инструкция
о порядке государственной
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
В соответствии с ГК РФ имущество, передаваемое по договору лизинга, должно быть только производственного назначения и использоваться в предпринимательских целях.
Предметом
лизинга могут быть любые непотребляемые
вещи, в том числе предприятия
и другие имущественные комплексы, здания,
сооружения, оборудование, транспортные
средства и другое движимое и недвижимое
имущество, которое может использоваться
для предпринимательской деятельности.
Предметом лизинга не могут быть земельные
участки
и другие природные объекты, а также имущество,
которое законодательно запрещено для
свободного обращения или для которого
установлен особый порядок обращения.
В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» субъектами лизинга являются:
— лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
— лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга;
— продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает ему в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.
Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга.
В
лизинговые платежи входит возмещение
затрат лизингодателя, связанных с
приобретением и передачей
Для целей бухгалтерского учета лизинговые платежи согласно ПБУ 10/99 являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в себестоимости продукции.
По условиям договора лизинга лизинговое имущество может находиться на балансе либо лизингополучателя, либо лизингодателя.
Налоговые аспекты, для целей налогового учета первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (в частности НДС).
НДС, - предъявленный поставщиком лизингового имущества, подлежит вычету в общеустановленном порядке после его принятия к учету.
Для целей налогового учета первоначальная стоимость амортизируемых основных средств, являющихся предметом лизинга, должна погашаться путем начисления амортизации. Начисление амортизации по объектам основных средств, являющимся предметом договора лизинга, производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора лизинга.
Особенности начисления амортизации для амортизируемых основных средств, которые являются предметом лизинга, установлены ст. 259 НК РФ.
Для целей налогового учета имущество, полученное (переданное) по договору лизинга, должно включаться в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора лизинга.
В соответствии с п. 10 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.
В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, то расходами для целей налогообложения прибыли признаются:
—
у лизингополучателя —
— у лизингодателя — расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.
При этом лизингодатель не может единовременно отнести к расходам первоначальную стоимость объекта лизинга, т.е. расходы на приобретение лизингового имущества.
В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы по приобретению переданного в лизинг имущества признаются в качестве расхода в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены лизинговые платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме лизинговых платежей.
При осуществлении лизинговых операций лизингополучатель имеет право на вычет суммы НДС, уплачиваемой лизингодателю с текущими лизинговыми платежами, так как лизинговые платежи по операциям финансового лизинга включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Бухгалтерский учет лизинговых операций осуществляется на основании Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 17.02.1997 № 15 (Указания применяются в части, не противоречащей нормам Инструкции по применению Плана счетов и ПБУ 6/01).
Проведение инвентаризации основных средств осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
Инвентаризация основных средств осуществляется комиссией при обязательном участии материально ответственных лиц. Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
—
наличие и состояние
—
наличие и состояние
— наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При отсутствии документов комиссии необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природопользования, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения по этим объектам.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции или переоборудованию и вследствие этого изменилось прямое его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины,
оборудование и транспортные средства
заносятся в описи
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (находящиеся в дальних рейсах автомашины, морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Для отражения фактического наличия основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в организаций применяется «Инвентаризационная опись основных средств» по форме № ИНВ-1.
Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств.
Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица или лиц.
До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы.
Описи составляются отдельно по группам основных средств (производственного и непроизводственного назначения).
На основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.