Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Объект исследования – расчётные отношения, возникающие между разными дебиторами и кредиторами.

Предмет исследования – система учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.

Целью курсовой работы является изучение процесса расчётов с различными дебиторами и кредиторами. Для достижения поставленной цели были определены задачи, заключающиеся в рассмотрении:
нормативного регулирования расчётов с дебиторами и кредиторами;
документального оформления расчётов с разными дебиторами и кредиторами;
синтетического и аналитического учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.

Содержание

Введение …………………………...3

Глава 1. Теоретические основы учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами………………………………………………………………………...5

§ 1. Нормативно – правовое регулирование учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами …………………………...5

§ 2. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………….11

§ 3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками…………………………….14

§ 4. Документальное оформление операций по учёту расчётов с разными дебиторами и кредиторами……………………………………………………...18

§ 5. Учёт резервов по сомнительным долгам…………………………………..28

Глава 2. Синтетический и аналитический учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»……………………………………………………....33

§ 1. Расчёты по имущественному и личному страхованию……………..….34

§ 2. Расчёты по претензиям…………….……………………………………….36

§ 3. Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам…………….39

§ 4. Расчёты по депонированным суммам……………..……………………….40

Заключение ………………………….41

Список использованной литературы……………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.44 Кб (Скачать документ)

     Учёт  расчётов с дебиторами и кредиторами  регламентируют следующие положения:

  1. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н, с изменениями от 30.12.1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н, 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н, от 25.10.2010 г. № 132н, от 09.11.2010 г. №144н).

     ПБУ 9/99 «Доходы организации» устанавливает  порядок списания и оценки кредиторской задолженности в бухгалтерском учёте организации.

  1. Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н, с изменениями от 30.12.1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н, 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н, от 25.10.2010 г. № 132н, от 09.11.2010 г. №144н).

     ПБУ 10/99  «Расходы организации» регулирует порядок списания и оценки дебиторской задолженности в бухгалтерском учёте организации.

  1. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 107н, от 25.10.2010 г. № 132н, от 09.11.2010 г. №144н).

     Данное ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам» определяет порядок учёта дебиторской и кредиторской задолженности.

     К третьему уровню относятся отраслевые законы РФ. В разрезе данной темы курсовой работы к этому уровню относятся:

  1. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010).

     Инструкция  по применению Плана счетов бухгалтерского учёта устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

  1. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 г. № 49 (ред. от 08.11.2010).

     Методические  указания определяют сроки и порядок проведения инвентаризации.

  1. Инструкция ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 04.10.93 г. № 18.

     Эта инструкция устанавливает, что организации  независимо от организационно-правовых форм и  сферы  деятельности  обязаны  хранить  свободные  денежные средства в учреждениях банков. В соответствии с данной инструкцией для осуществления расчётов  наличными  деньгами  каждая организация  должна  иметь  кассу  и  вести  кассовую   книгу   по установленной форме. Приём наличных денег организациями при осуществлении расчётов с разными дебиторами и кредиторами производится с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

  1. Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчётах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.).

     Данное  положение определяет формы безналичных расчётов, порядок их применения при расчётах с разными дебиторами и кредиторами.

  1. Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчётов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.2001 г. № 1050 - У.

       Указание  ЦБ РФ определяет предельный размер расчётов с разными дебиторами и кредиторами  наличными деньгами по одному платежу.

  1. Приказ ЦБ РФ «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.98 г. № 14-11.

     Приказ  ЦБ РФ устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для организаций, а также  определяет порядок ведения кассовых операций.

     К четвёртому уровню относится учётная  политика организации.

     В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» учётная политика организации – это внутренний документ организации, раскрывающий все особенности бухгалтерского (налогового) учёта этой организации в конкретном отчётном периоде3.

     Учётная политика содержит следующие элементы:

  1. рабочий план счетов;
  2. порядок проведения инвентаризации;
  3. методы оценки активов и обязательств;
  4. правила документооборота и технология обработки учётной информации;
  5. формы документов для внутренней отчётности;
  6. формы первичных документов, необходимые для ведения бухгалтерского учёта4.

     Основной  целью разработки учётной политики организации является закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учёта5. 
 
 

     § 2. Учёт расчётов с  поставщиками и подрядчиками 
 

     К поставщикам и подрядчикам относят  организации, поставляющие товарно-материальные ценности, выполняющие работы, оказывающие услуги. Обязательства по расчётам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, поставки6.

     Для учёта расчётов за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги используется счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»7.

     На  этом счёте учитываются расчёты:

  1. за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчётные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
  2. за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
  3. за излишки товарно - материальных ценностей, выявленные при их приёмке, когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчётных документах поставщиков;
  4. за полученные услуги по перевозкам;
  5. генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;
  6. генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно - исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) и др.

     По  дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выданные авансы, по кредиту - образование задолженности перед другими юридическими лицами.

     Синтетический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками ведётся в разрезе кредиторской и дебиторской задолженности в ведомости учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.

     Аналитическая информация о задолженности поставщикам  формируется в зависимости от используемых форм расчётов, сроков погашения (документы, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок).

     Аналитическая информация о выданных авансах формируется по каждому дебитору с учётом суммы перечисленного аванса, а также сумм в уменьшение задолженности по расчётным документам поставщика.

     Корреспонденция счетов по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками представлена в Таблице 1.1.

     Таблица 1.1

     Расчёты с поставщиками и подрядчиками

№ п/п Краткое содержание

хозяйственной операции

Дебет Кредит
1 Приняты к оплате счета поставщиков за приобретённые внеоборотные активы, материально-производственные запасы 07, 08, 10, 15 60
2 Отражаются  суммы НДС по поступившим активам 19/3 60
3 Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные  работы, оказанные услуги 20, 23, 25, 26, 44 60
4 Отражаются  суммы НДС по принятым работам, услугам  производственного характера 19/3 60
5 Отражается  задолженность другим организациям за услуги по исправлению брака, транспортировке  бракованной продукции и др. 28 60
6 Возвращены  поставщиками и подрядчиками суммы по расчётным документам и суммы выданных авансов в случае недопоставки продукции 50,51, 52,55 60
7 Предъявлены претензии  поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из - за несоответствия качества материальных ценностей, установленного стандартами или условиями договоров, а также из - за арифметических ошибок, несоответствия цен и тарифов в расчётных документах величинам, установленным договорами 76/4 60
8 Отражается  списание задолженности поставщика по авансу в связи с признанием её нереальной для взыскания 91/2 60
9 Отражаются  суммы установленных недостач от потери и порчи материальных ценностей в пределах установленных договором величин 94 60
10 Оплачены приобретенные  внеоборотные активы, материально - производственные запасы, выполненные работы, оказанные услуги 60 50,51, 52,55
11 Списывается на уменьшение задолженности перед  бюджетом сумма НДС 68 19/3
12 В соответствии с условиями договоров выданы авансы поставщикам и подрядчикам 60 50,51, 52, 55
13 Отражается  уменьшение задолженности перед  поставщиками и подрядчиками за счёт ранее перечисленных авансов 60 60
14 Отражается  списание кредиторской задолженности  в связи с истечением срока  исковой давности 60 91/1
 
 
 

§ 3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками 
 

     Покупатели  и заказчики - это организации, которые приобретают товарно-материальные ценности, заказывают выполнение работ и оказание услуг8. Расчёты с покупателями ведутся с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров.

     Для учёта расчётов с покупателями и заказчиками предназначен счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»9. На данном счёте формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, другие активы, право собственности на которые перешло к покупателям, заказчикам, согласно договорам купли - продажи или договорам поставки. На этом счёте отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов.

     При отгрузке продукции покупателям и предъявлении им расчётных документов (счетов-фактур, транспортных накладных и др.) на дебете счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» отражается дебиторская задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. В составе дебиторской задолженности также отражаются расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, включая уплаченные суммы НДС. Данные по кредиту счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» характеризуют поступление платежей, а также авансы, полученные организациями-поставщиками от покупателей и заказчиков в соответствии с условиями расчётов. По нормам действующего налогового законодательства кредиторская задолженность, отражаемая на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», является объектом налогообложения при расчёте НДС10.

     Регистром бухгалтерского учёта по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учёт, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» используются для контроля дебиторской задолженности, расчётами по полученным авансам, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчётности11.

     В зависимости от возможностей истребования организацией-кредитором дебиторская  задолженность подразделяется на:

Информация о работе Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами