Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Объект исследования – расчётные отношения, возникающие между разными дебиторами и кредиторами.

Предмет исследования – система учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.

Целью курсовой работы является изучение процесса расчётов с различными дебиторами и кредиторами. Для достижения поставленной цели были определены задачи, заключающиеся в рассмотрении:
нормативного регулирования расчётов с дебиторами и кредиторами;
документального оформления расчётов с разными дебиторами и кредиторами;
синтетического и аналитического учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.

Содержание

Введение …………………………...3

Глава 1. Теоретические основы учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами………………………………………………………………………...5

§ 1. Нормативно – правовое регулирование учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами …………………………...5

§ 2. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………….11

§ 3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками…………………………….14

§ 4. Документальное оформление операций по учёту расчётов с разными дебиторами и кредиторами……………………………………………………...18

§ 5. Учёт резервов по сомнительным долгам…………………………………..28

Глава 2. Синтетический и аналитический учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»……………………………………………………....33

§ 1. Расчёты по имущественному и личному страхованию……………..….34

§ 2. Расчёты по претензиям…………….……………………………………….36

§ 3. Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам…………….39

§ 4. Расчёты по депонированным суммам……………..……………………….40

Заключение ………………………….41

Список использованной литературы……………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.44 Кб (Скачать документ)

     Основными реквизитами расчётного документа (счёта - фактуры) являются:

  1. номер документа и дата его составления;
  2. сведения о поставщике (наименование поставщика товаров, его юридический адрес, соответствующий учредительным документам, идентификационный номер и др.);  
  3. сведения о грузоотправителе с указанием полного почтового адреса, если поставщик и грузоотправитель не являются одним и тем же юридическим лицом;
  4. сведения о покупателе товаров (наименование покупателя, его юридический адрес, идентификационный номер и др.);
  5. сведения об условиях поставки, включая сведения о транспортировке груза;
  6. формы расчётов за поставку (в безналичном порядке, расчёты наличными через кассу, расчёты векселями, в порядке обменных операций, предварительной оплаты и др.);
  7. сведения о проданных товарах, выполненных работах и оказанных услугах (наименование товаров, их технические параметры, типы, размеры, номера моделей);
  8. единицы измерения, количество, цена товара по договору за единицу измерения без НДС и с НДС;
  9. стоимость товара, включая НДС и без НДС30.

     Документы, свидетельствующие о факте совершения, необходимые для принятия к учёту выполненных работ и оказанных услуг, включают:

  1. акт о приёмке выполненных работ (форма № КС - 2, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999г. № 100) - применяется для приёмки выполненных подрядных строительно - монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений31;
  2. справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС - 3, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999г. № 100) – составляется на выполненные в отчётом периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы32;
  3. справка для расчётов за выполненные работы (услуги) (форма № ЭСМ -7, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999г.          № 100) – применяется для производства расчётов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами)33;
  4. товарно - транспортная накладная (форма № 1 - Т, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997г. № 78) — применяется при перевозке материальных ценностей автомобильным транспортом34;
  5. транспортная железнодорожная накладная (ГУ - 27) или корешок дорожной ведомости № 3 (комплект перевозочных документов                ГУ – 29 - 0) - применяются при перевозке материальных ценностей железнодорожным транспортом;
  6. почтовая квитанция;
  7. квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта       (РС-97 М);
  8. заказ - квитанция на перевозку и погрузку - разгрузку грузов;
  9. акт или иной документ, подтверждающий факт выполнения работ (оказания услуг).

     Аналитический учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» ведётся в ведомости № 7. Такая ведомость открывается для каждого субсчёта. В конце месяца по ведомости аналитического учёта подсчитывают итоги оборотов и выводят сальдо на следующий месяц. Кредитовые обороты в разрезе корреспондирующих счетов из ведомостей   № 7 записывают в журнал - ордер № 8 по кредиту счёта 76. По счёту 76 записи производят итогами за месяц по субсчетам.

     При получении материалов может оформляться  форма № М -7, когда есть расхождения между фактическим качеством и количеством товара и данными сопроводительных документов. Например, если ценности списаны на задолженность поставщика, сторонних лиц.

     Для системного отражения операций приобретения материалов, расчётов за произведённые подрядчиком работы и оказанные услуги, и расчётов с поставщиками и подрядчиками предназначен комбинированный журнал - ордер № 6. Он ведётся линейно - позиционным способом, что даёт возможность судить о состоянии расчётов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу.

     При осуществлении расчётов в порядке плановых платежей журнал-ордер № 6 ведётся с ведомостью № 5 «Аналитический учёт расчётов с поставщиками в порядке плановых платежей». Ведомость открывают на год, полугодие или квартал.

     При журнально - ордерной форме учёта расчёты с покупателями и заказчиками ведут в журнале ордере № 11, 8, ведомостях № 7, 16. Аналитический учёт организуется в ведомости № 7 в разрезе каждого дебитора. В этой ведомости, в разрезе каждого дебитора, показывается сальдо на начало месяца. По реализации аналитический учёт ведётся в ведомости № 16. В этой ведомости учёт ведётся в разрезе каждого покупателя и в разрезе каждого вида продукции. Синтетический учёт организуется в журнале - ордере № 11.

     Когда в кассу поступают суммы по удовлетворённым претензиям, то оформляется приходный кассовый ордер (форма № КО - 1)35, отчёт кассира (форма № КО - 4)36. Если деньги по удовлетворённым претензиям поступают на расчётный и валютный счета – выписка банка, платёжное поручение.

     Акт о списании дебиторской задолженности применяется для списания с баланса дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания. По этому акту также списывается ущерб, подлежащий взысканию с виновных лиц.

     Синтетический и аналитический учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» субсчёт 1 «Расчёты по имущественному и личному страхованию» ведётся в ведомости, обеспечивающей формирование информации по отдельным страховщикам и договорам с указанием даты возникновения обязательств по ним и даты их погашения, а также по суммам страховых возмещений, полученных организацией при наступлении страховых случаев.  
 

§ 5. Учёт резервов по сомнительным долгам 
 

     Сомнительным  долгом признаётся дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями37. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99) организации могут создавать резервы по сомнительным долгам по расчётам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы, услуги с отнесением сумм резервов на прочие расходы организации38.

     Исходя  из положений ст. 266 НК РФ сумма резерва  по сомнительным долгам в налоговом учёте (как и в бухгалтерском) определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведённой в конце предыдущего отчётного (налогового) периода39. При этом НК РФ определяет зависимость создания резерва от срока возникновения обязательства по уплате должником причитающихся по договору сумм.

       Инвентаризация дебиторской задолженности  в данном случае проводится  с целью определения на основании  договоров сроков возникновения  задолженности по каждому дебитору, а также просрочки исполнения  обязательств (в днях) на конец отчётного периода на основании первичных документов и актов сверки взаиморасчётов.

       На основании инвентаризационных  данных налогоплательщик определяет  просроченную задолженность, затем классифицирует её как безнадёжную или как сомнительную. Если просроченная задолженность признаётся безнадёжной, то она покрывается за счёт созданного резерва, если сомнительной - то подлежит включению в состав резерва по сомнительным долгам40.

     Создание  резерва по сомнительным долгам должно быть произведено при обязательном выполнении следующих условий:

  1. учётной политикой предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам;
  2. проведена инвентаризация дебиторской задолженности;
  3. обязательства должников не обеспечены гарантиями;
  4. истёк, установленный договором, срок погашения покупателем или заказчиком своих обязательств;
  5. произведён анализ возможности и вероятности погашения долга по каждому должнику41.

     Сумма создаваемого резерва исчисляется  следующим образом:

  1. по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  2. по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  3. по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва42.

       Причём суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам относятся в состав внереализационных расходов в последний день отчётного (налогового) периода.

     Величина  резерва определяется отдельно по каждому  сомнительному долгу в зависимости  от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения  долга полностью или частично. Резерв может формироваться ежеквартально, конкретный порядок и сроки предусматриваются  в распорядительном документе организации по учётной политике.

     Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчётного (налогового) периода43.

     Корреспонденция счетов по учёту резервов по сомнительным долгам представлена в Таблице 1.3

     Таблица 1.3

       Расчёты с использованием резерва по сомнительным долгам

п/п

Краткое содержание

хозяйственной операции

Дебет Кредит
1 Создан резерв на сумму просроченной задолженности 91/2 63
2 Списана непогашенная задолженность, нереальная для взыскания, за счёт созданного резерва  
63
 
62, 76
3 Сумма неиспользованного  резерва включена в состав прочих доходов следующего отчётного периода  
63
 
91/1

     Если  срок исковой давности истёк и  взыскать дебиторскую задолженность  не представляется возможным, то такая задолженность подлежит списанию на финансовые результаты деятельности организации44. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течении 5 лет с момента списания задолженности. Для этих целей предусмотрен забалансовый счёт 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»45.

     Корреспонденция счетов по возвращённой задолженности, списанной за баланс, представлена в Таблице 1.4: 
 
 
 
 

     Таблица 1.4

Учёт задолженности, списанной за баланс, которую вернул задолжник

п/п

Краткое содержание

хозяйственной операции

Дебет Кредит
1 Погашена дебиторская  задолженность, списанная как безнадёжный  долг 50, 51, 52 91/1
2 Погашена списанная  задолженность   007

     Аналитический учёт по счёту 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведётся в ведомости по каждому созданному резерву 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Синтетический  и аналитический  учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» 
 

    Активно-пассивный  счёт 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами" предназначен для обобщения информации о расчётах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60 – 7546.

    К счёту 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами" могут открываться следующие субсчета:

  1. 76/1 "Расчёты по имущественному и личному страхованию";
  2. 76/2 "Расчёты по претензиям";
  3. 76/3 "Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам";
  4. 76/4 "Расчёты по депонированным суммам" 47.

Информация о работе Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами