Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:10, контрольная работа
Цель курсовой работы рассмотреть на основе существующих норм и правовых актов уголовное и административное наказание нарушителю валютного законодательства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность валюты и валютных отношений…………………………………..6
1.2 Валютный контроль и валютное регулирование в России и др. странах..15
2. Уголовная ответственность участников ВЭД и ее особенности…………22
2.1 Обоснованность привлечения к уголовной ответственности, проанализировать основные трудности в применении норм , регулирующих изучаемое явление……………………………………………………………….32
3. Административная ответственность нарушителя валютного законодательства и ее особенности…………………………………………….35
3.1 Обоснованность привлечения к административной ответственности, анализ основных трудностей в применении норм , регулирующих изучаемое явление……………………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...40
По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).
Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля,
проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14).
Резиденты, включая уполномоченные
банки, и нерезиденты несут
взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам,
взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.
При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
взыскания в доход государства
всего полученного по недействительным
сделкам и необоснованно
приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений,
других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)
Должностные лица юридических
лиц-резидентов, в том числе уполномоченных
банков, и юридических лиц-
Статья 15 Закона РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле»
устанавливает права и
проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства,
приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации,
приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право .
Функции валютного законодательства:
Правовое регулирование
Метод валютно-правового
Таким образом, под методом валютно-правового
регулирования следует понимать специфический
способ, при помощи которого государство
на основе определенной совокупности
юридических норм обеспечивает нужное
ему поведение субъектов валютного права.
Валютное право является комплексной
отраслью законодательства, состоящей
из норм публичных и частных отраслей
права.
Методы валютного права классифицируются
на общие и особенные. Общие методы обусловлены
юридической природой валютных отношений,
их публичным и частноправовым характером.
Специальные методы используются в процессе
реализации отдельных валютных операций
или направлений валютной деятельности
государства.
Среди общих методов, применяемых в валютном
праве, наиболее ярко выделяется императивный.
Императивный метод воздействия на валютные
отношения представляет собой способ
властных предписаний, сочетающий нормы-запреты
и обязывающие нормы. Напомним, что в финансовом
праве этот метод является "сквозным",
присущим всем составным частям данной
отрасли права. Поскольку валютное регулирование
и валютный контроль входят в состав особенной
части финансового права, то их правовое
регулирование осуществляется императивным
методом.
Императивный (властный) характер валютной
деятельности присущ государству в силу
того, что оно самостоятельно устанавливает
порядок обращения на своей территории
валюты и валютных ценностей, права и обязанности
участников валютных правоотношений,
валютные ограничения, компетенцию органов
и агентов валютного регулирования и валютного
контроля, ответственность за нарушения
валютного законодательства.
Особенностью проявления императивного
метода в валютном праве является его
внешнее закрепление в основном запрещающими
нормами. Названная специфика отражает
особенность валютного регулирования
в Российской Федерации, направленного
на установление границ дозволенного
поведения субъектов валютного права.
Преобладание императивного метода регулирования
объясняется тем, что валютным отношениям
больше присуща публичная природа, они
имеют огромное значение для нормального
функционирования государства в целом,
поддержания его экономического суверенитета
и устойчивости внутренней валюты. Анализ
валютного законодательства показывает,
что содержание значительной части норм
валютного права составляют императивные
отношения.
Таким образом, императивный метод правового
регулирования не просто представляет
собой специфический способ воздействия
на общественные отношения, возникающие
в связи с осуществлением валютной деятельности
государства, а является выразителем основных
особенностей публичных отраслей права
в сфере валютного регулирования.
Кроме императивного метода государство
при регулировании валютных отношений
использует диспозитивный метод. Названный
способ правового регулирования проявляется
в установлении гражданским законодательством
отдельных правил осуществления валютных
операций.
Рассматривая соотношение императивного
метода и метода, основанного на юридическом
равенстве сторон, следует отметить, что
приоритеты между ними определяются в
зависимости от принятой в данном государстве
концепции вмешательства в экономику,
находящей свое отражение в принципах
осуществления валютной политики, принятых
в государстве, а также в степени соответствия
этих принципов действительности.
В Российской Федерации провозглашаются
несколько очень важных принципов валютной
политики, свидетельствующих о том, что
эта политика должна строиться прежде
всего на основе экономических, рыночных
механизмов и инструментов, а не на основе
административно-правового (публично-правового)
воздействия. В частности, в ст. 3 Федерального
закона "О ВРиВК" прямо закреплено,
что основными принципами валютного регулирования
и валютного контроля в Российской Федерации
являются: 1) приоритет экономических мер
в реализации государственной политики
в области валютного регулирования (п.
1 ст. 3); 2) исключение неоправданного вмешательства
государства и его органов в валютные
операции резидентов и нерезидентов (п.
2 ст. 3).
Следует обратить внимание, что здесь
речь идет о принципах валютного регулирования
и валютного контроля как направлении
валютной политики, выражающемся в определенных
условиях установления валютно-правового
режима, т.е. фактически только о валютном
регулировании как процессе определения
порядка осуществления валютных операций.
Что касается валютного контроля как элемента
валютной политики, то к нему относится
другой принцип, установленный ст. 3 Федерального
закона "О ВРиВК", - принцип обеспечения
государством защиты прав и экономических
интересов резидентов и нерезидентов
при осуществлении валютных операций
(п. 5 ст. 3).
Таким образом, посредством законодательного
закрепления принципов валютно-правового
режима и валютной политики в Российской
Федерации должен преобладать диспозитивный
метод, а не императивный. Однако в настоящее
время вопросы обеспечения экономической
безопасности Российской Федерации не
позволяют регулировать валютные отношения
исключительно частноправовыми методами.
В современных условиях диспозитивный
метод правового регулирования валютных
отношений не является доминирующим. Он
применяется только при условии, что какие-либо
валютные отношения не урегулированы
императивным методом. Объясняется такое
соотношение методов валютного права
приобретенным характером ФЗ "О валютном
регулировании и валютном контроле"
над иным законодательством, регулирующим
валютные отношения.
Рассмотрим сочетание диспозитивного
и императивного методов регулирования
на примере соотношение норм ГК РФ и Закона
о валютном регулировании. ГК РФ устанавливает
три важные общие нормы:
- все правоотношения, связанные с валютными
ценностями, регулируются в первую очередь
Законом о валютном регулировании;
- право собственности на валютные ценности
защищается на общих основаниях;
- ГК РФ устанавливает приоритет (верховенство)
норм Закона о валютном регулировании
над общими нормами ГК РФ, т.е. к гражданско-правовым
отношениям, усложненным присутствием
валютных ценностей, нормы ГК РФ применяются
постольку, поскольку они не противоречат
нормам специального (валютного) законодательства.
Согласно п. 2 ст. 140 ГК РФ случаи, порядок
и условия использования иностранной
валюты на территории Российской Федерации
определяются законом или в установленном
им порядке. В соответствии со ст. 141 ГК
РФ виды имущества, признаваемые валютными
ценностями, и порядок совершения сделок
с ними определяются Законом о валютном
регулировании и валютном контроле. Эта
же статья устанавливает, что право собственности
на валютные ценности защищается на общих
основаниях. Другая норма ГК РФ (п. 3 ст.
317) устанавливает, что использование иностранной
валюты, а также документов в иностранной
валюте при осуществлении расчетов на
территории Российской Федерации по обязательствам
допускается в случаях, в порядке и на
условиях, определенных законом или в
установленном им порядке.
Валютные отношения важны для всего государства
в целом, они направлены на обеспечение
и поддержание его экономического суверенитета,
поэтому их правовое регулирование должно
осуществляться как диспозитивным, так
и императивным методом. При этом ни валютное
регулирование, ни валютный контроль не
должны напрямую ограничивать внешнеторговую
деятельность, а должны оказывать на нее
лишь косвенное влияние через регламентацию
платежей и расчетов по внешней торговле.
Следующей группой методов валютного
права являются специальные методы: репатриации
валютной выручки, валютных ограничений,
установления валютного курса и т.д.
Таким образом, в Российской Федерации
валютное право - это комплексная отрасль
российского законодательства, нормы
которой регулируют общественные отношения,
складывающиеся относительно валюты и
валютных ценностей, осуществления валютных
операций, валютного контроля и привлечения
к ответственности за нарушения валютного
законодательства.
1.2 Валютный контроль и валютное регулирование в России и др. странах
Международные валютные отношения являются составной частью из одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых идет исторически, параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернациализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Международные валютные отношения (МВО) – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве, и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.
Валютный механизм, правовые нормы, правила, институты,
представляющие их на национальном и международном уровнях.
Валютная система (ВС) – форма организации и регулирования валютных
отношений, закрепленная национальным законодательством или (и)
межгосударственными отношениями. Различают следующие виды валютных
систем;
– национальную;
– региональную;
– мировую.
Исторически первыми возникли национальные валютные системы,
закрепленные национальным законодательством с учетом норм
международного права. Национальная валютная система является составной
частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и
выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью
развития и состоянием
экономики и
Региональная
валютная система
существует тесная интеграция,
система мирохозяйственных
Региональная ВС в какой-то мере отражает особенности функционирования
экономических отношений в отдельных регионах мира.
Мировая валютная
система (МВС) – форма
валютных отношений, сложившаяся на основе развития мирового рынка и
закрепленная межгосударственными соглашениями.
МВС сложилась к середине 19 века и прошла три этапа эволюции:
1. Система «Золотого стандарта» (Парижская валютная система).
2. Бреттон-Вудская ва
3. Ямайская валютная система.
Система «Золотого стандарта». «Золотой стандарт» возник с началом
ухода биметаллической системы, и начал терять свои позиции в начале Первой
мировой войны.
Начало золотого
стандарта было положено
Юридически эта система была оформлена межгосударственным соглашением
на Парижской конференции ив 1867 г., которое признало золото единственной
формой мировых денег. По месту оформления соглашения эта система
называется также как Парижская валютная система.
«Золотой стандарт»
базировался на следующих
1. Его основой
являлся золотомонетный
2. Каждая валюта имела золотое содержание. Курс национальных валют
жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты соотносился
друг с другом по твердому валютному курсу. В соответствии с золотым
содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно
конвертировались в золото. Золото использовалось как общепринятые мировые
деньги.
3. Сложился
режим свободно плавающих
рыночного спроса и предложения, но в пределах «золотых точек» (так
называют максимальные пределы отклонения курса валют от установленного
золотого паритета, которые определяются расходами на транспортировку
золота за границу). Если рыночный курс золотых монет отклонялся от
паритета, основанного на их золотом содержании, то должники предпочитали
расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не
иностранными валютами.
Разновидностями золотого стандарта являются:
− Золотомонетный стандарт, при котором банками осуществлялась
свободная
чеканка золотых монет (он
− Золотослитковый стандарт, при котором золото применялось
лишь в международных расчетах (начало 20 века – начало Первой
мировой войны).
− Золотовалютный (золото девизный) стандарт, при котором
наряду
с золотом в расчетах
в систему золотого стандарта. Он известен еще как Генуэзский (1922 г.
– начало Второй мировой войны).
В период Первой мировой войны и особенно во времена Великой
депрессии (1929 – 1934 г.) система золотого стандарта переживала кризисы.
Золотомонетный и
соответствовать масштабам
возросших хозяйственных
инфляции в большинстве стран Европы их валюты стали неконвертируемыми.
США превратились в нового финансового лидера, а золотой стандарт
видоизменялся.
Генуэзская
международная экономическая
Закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и
ведущих валютах, которые конвертируются в золото. Появились «девизы» -