Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является:
1. рассмотрение основ управленческого учета;
2. рассмотрение особенностей позаказной и попередельной калькуляции;
3. расчет позаказной и попередельной калькуляции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Теоретическая часть
ГЛАВА 1……………………………………………………………………….…..5
1.1 Понятие учета……………………………………………...……..5
1.2. Определение сущности и методов управленческого учета..…6
1.3. Принципы и функции управленческого учета…………………11
1.4 Предмет и объект управленческого учета и их краткая характеристика………………………………………………………..11
ГЛАВА 2……………………………………………………………...……………15
2.1 Позаказный метод учета затрат……………………..…………...15
2.2 Попередельный метод учета затрат…………………..…………16
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 3…………………………………………………………………...……..18
1. Позаказное калькулирование…………………………………...18
3.2 Попередельное калькулирование…………………………..…..23
Заключение………………………………………………………….……………29
Список используемых источников...……………………………………..…….30

Работа состоит из  1 файл

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ.doc

— 591.00 Кб (Скачать документ)

    Инвентаризация – способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищения. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учетной информации.

    Группировка и оценка, использование  контрольных счетов – способ изучения позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.

    Контрольный счет – это итоговый счет, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода.

    Планирование, нормирование и лимитирование – входят в систему управления предприятием.

    Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего. Планирование эффективно только тогда, когда оно базируется на статистических  исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

    Нормирование – процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленные на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

    Лимитирование – первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит- установление границ выдачи, исходя из норм.  Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цехом,  но и из учетных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.

    Анализ – в процессе анализа выявляются отклонения и причины вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.

    Контроль –  завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности.

    Все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации  внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления. 

1.3. Принципы и функции управленческого учета 

    Управление  производственной деятельностью является сложным и комплексным процессом. Система учета, отвечающая требованиям  управления, также сложна и состоит  из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей управления.

    К принципам управленческого учета  относятся: непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения, оценка результатов  деятельности подразделений предприятия; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование показателей внутренней отчетности, как основа коммуникационных связей между уровнями управления; применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета; периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой предприятия. Совокупность этих методов и принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс. 

1.4 Предмет и объект  управленческого  учета 

и их краткая характеристика

    Предметом управления является процесс воздействия на объект или процесс управления с целью организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление реализует воздействие на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля.

    Теория  науки об управлении  формирует  концепцию и о предмете управленческого  учета. Предметом управленческого  учета в общем виде выступает  совокупность объектов в процессе всего  цикла  управления производством.

    Раскрывают  содержание предмета его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

    • производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
    • хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

    В состав производственных ресурсов входит:

    • основные фонды – это средства труда (машины, оборудование производственные  здания ) их состояние и использование;
    • нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения

      ( право  пользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т. д. ) их  состояния и использования;

    • материальные ресурсы – предметы труда,  предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.

    Эти ресурсы в управленческом учете  представлены  производственными  запасами на складах предприятия, в  кладовых цехов и на участках, складах  производственного отдела и в  процессе их движения по стадии производственного  цикла до склада готовой продукции.

    Они включают:

  • сырье как продукт добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства; материалы подвергшиеся предварительной обработке, как на самом предприятии, так и на  другом

      ( полуфабрикаты-  заготовки , поковки, отливки , детали );

  • трудовые ресурсы – масса живого труда, которой располагает предприятие в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.

    Ко  второй группе объектов управленческого учета относятся:

  • снабженческо–заготовительная деятельность - приобретения, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;
  • производственная деятельность – процессы, обусловленные технологией производства продукции, включающие основные и вспомогательные операции; операции по совершенствованию выпускаемых и разработке новых продуктов;
  • финансово-сбытовая деятельность – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж¸ начиная с рекламы продукта и заканчивая  установлением прямых связей с потребителями,  контролем качества выпускаемой продукции;
  • организационная деятельность – создание организационной структуры предприятия, вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.

    Может быть выбрана другая группировка  объектов управленческого учёта, но в любом случае она должна отвечать основным целям управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 

2.1 Позаказный метод учета затрат 

    Позаказный  метод учета затрат применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий (главным образом в машиностроительной и металлоперерабатывающей промышленности), а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и т. п. работ.

    При позаказном методе объектом учета и  калькулирования является отдельный заказ, фактическая себестоимость изделий определяется после его выполнения.

    При изготовлении крупных изделий с  длительным технологическим циклом производства производственные заказы могут выдаваться на отдельные его агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции. Затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии — по отдельным группам.

    Фактическая себестоимость единицы изделий  или работ определяется после  выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу продукции (изделий). При сдаче продукции (изделий) заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом сдаваемая продукция (изделия) оценивается по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в их конструкции, технологии и условий производства.

    При позаказном методе учета фактическая  себестоимость выпуска продукции может быть выявлена, как правило, только после полного окончания соответствующих заказов. Если выполнение заказа длится свыше одного месяца, то организация за отчетный период не может определить фактическую себестоимость законченных деталей или отдельных единиц продукции данного заказа. Поэтому по итогам месяца она отчитывается не фактическими затратами за произведенные изделия, а плановыми (нормативными), что снижает эффективность контрольных функций. 

2.2 Попередельный метод учета затрат 

    Попередельный метод применяется в таких производствах, где готовая продукция создается путем последовательной обработки исходного сырья на разных переделах (стадиях): металлургических, текстильных, кирпичных и др. При таком методе учета затраты на производство (начиная с подготовки добычи полезных ископаемых или обработки исходного сырья и до выпуска конечного продукта) учитываются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов.

    При применении попередельного метода должны быть использованы важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм (в отдельных отраслях — от плановой себестоимости), а также выявление изменений этих норм. В первичной документации и в оперативной отчетности должен отражаться (за смену, сутки, декаду и т. д.) не только фактический расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов, технологического топлива, энергии и др., но и расход их по нормам или основанным на них производственным заданиям (рецептурам, смескам и т. д.).

    Использование элементов нормативного метода является основой для надлежащего контроля и анализа затрат на производство, обоснованного калькулирования фактической себестоимости продукции, контроля за соблюдением и совершенствованием норм.

    Различают два варианта попередельного метода учета затрат и калькулирования: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный

    При полуфабрикатном способе затраты учитываются по переделам или цехам, а внутри каждого из них — по отдельным видам продукции и статьям расходов. В дальнейшем на основе данных об их затратах и количестве изготовленных полуфабрикатов составляют отчетные калькуляции.

    При бесполуфабрикатном варианте все расходы по обработке сырья, материалов, а также цеховые и общезаводские расходы полностью относятся на законченную готовую продукцию (последний передел). На всех предыдущих переделах незавершенное производство оценивается только по стоимости исходного сырья.

    Использование попередельного метода позволяет наиболее четко контролировать остатки незавершенного производства, а возможность получать оперативную информацию о степени готовности продукции в разрезе цехов и производств позволяет эффективно управлять материально-производственными запасами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 

Глава 3 

    1.   Позаказное калькулирование

   Рассчитаем  себестоимость продукции при  позаказной калькуляции. Предположим, что на предприятие «Талан» поступил заказ на изготовление одного свадебного торта.

Информация о работе Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета