Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа
Управленческий учет в качестве самостоятельной учетной системы возник в передовых западных странах во второй половине прошлого столетия. Началом становления и развития управленческого учета явилось выделение из общей бухгалтерии организации калькуляционной бухгалтерии.
Управленческий учет – это часть бухгалтерской информационной системы, основанная на данных первичного учета.
Введение
2
1.
методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета
4
1.1. Сущность и задачи управленческого учета
4
1.2. Организация и система управленческого учета
6
1.3. Процесс принятия управленческих решений
14
2.
анализ безубыточности, как главное составляющее ООО «строй-центр»
17
2.1. Цели, для которых используются анализ безубыточности
17
2.2. Методы, применяемые в системе бухгалтерского управленческого учета для анализа безубыточности производства (на примере ООО «Строй-Центр»)
18
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ооо «СТРОЙ-ЦЕНТР»
29
3.1. Введение составление смет (бюджетов) для каждого центра ответственности
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
Выручка от продаж продукции (товаров) = Совокупные расходы.
Обозначив цену Х, получим: 400 Х = 630*400 + 21000; 400 Х = 273000, следовательно, Х = 682,5 руб.
Таким образом, при продаже комплектов по цене выше 682,5 руб. при заданных условиях организация будет зарабатывать прибыль.
Максимальная сумма постоянных и переменных затрат, которые сможет понести торговое предприятие при запланированном объеме товарооборота 400 комплектов и установленной цене а один комплект 700 руб., составит: 400 * 700 = 280 000 руб.
Далее можно спрогнозировать момент времени, когда наступит состояние равновесия.
По плану месячный объем реализации должен составить 400 комплектов, а точка безубыточности, по расчетам, достигается после продажи 300 комплектов.
Составим пропорцию: 400 комплектов – 1 месяц, 300 комплектов – Х месяцев. Тогда Х = (300*1)/400 = 0,75 месяца.
По истечении трех недель предприятие окупит все свои издержки, и доходы начнут превышать расходы.
Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом (рис. 1.1.).
График состоит из двух прямых – прямой, описывающей поведение совокупных затрат ( Y 1), и прямой, отражающий поведение выручки от продаж продукции (работ, услуг, товаров)(Y 2), в зависимости от изменения объемов реализации.
На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.
В приведенном примере поведение совокупных затрат выражается:
Y 1 = 21000 + 630 Х, где Х – объем реализации, шт.
Рис. 1.1. График безубыточности
Зависимость выручки от продаж (дохода) предприятия от количества проданных комплектов сантехники может быть представлена в виде:
Y 2 = 700 Х.
Прямые затрат и выручки Y 1 и Y 2 пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 300 комплектов.
Вертикальными линиями из точек с координатами 192 и 400 обозначается масштабная база, в рамках которой выполнялись расчеты. Вероятность того, что за пределами этих линий соотнош9ение издержек, объема реализации и прибыли правильно, невелика.
Интервал в объеме продаж от 192 до 300 комплектов представляет собой зону убытков. На рис. 1.1. (1 вариант) видно, что в этом интервале прямая затрат Y 1 находится на прямой, иллюстрирующей поведение выручки Y 2. Если объем реализации превышает 300 шт., прямая затрат Y1 оказывается под прямой доходов Y 2 , а это означает, что предприятие работает прибыльно.
Выбрав в рамках масштабной базы любое значение объема продаж, можно графически определить размер соответствующих ему прибыли маржинального дохода. Например, для определения возможных финансовых результатов при объеме продаж в 350 шт. (см. рис.1.1.) восстанавливаем из точки А перпендикуляр до пересечения его с прямыми Y 2 и Y 1, получаем соответственно точки В и Г. Отрезок АВ характеризует выручку от продаж в точке А, отрезок АГ – размер совокупных расходов в этой точке. Следовательно, отрезок ВГ – прибыль в точке А.
Для графического определения величины маржинального дохода в точке А с помощью прямой отобразим поведение переменных издержек при изменении объема продаж, которое описывается формулой:
Y 3 = 630 Х
На графике эта прямая проходит через точку с координатами (0,0) и расположена параллельно прямой Y 1.
Пересечение перпендикуляра с прямой Y 3 обозначим точкой Д. Тогда отрезок АД будет иллюстрировать размер совокупных переменных расходов при реализации 350 комплектов сантехники.
Маржинальный доход – это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными расходами. Следовательно, на графике маржинальному доходу в точке А будет соответствовать отрезок ВД, который в свою очередь состоит из двух отрезков – отрезка ВГ, иллюстрирующего прибыль, и отрезка ГД, иллюстрирующего сумму постоянных расходов.
Рассчитаем размер маржинального дохода и прибыли в точке А:
Y 1 = 21000 + 630 *350 = 241 500 руб.;
Y 2 = 700 * 350 = 245000 руб.
Определим прибыль как разницу между выручкой от продаж продукции (товаров) и суммой совокупных расходов: 245000 – 241500 = 3500 руб.
Для расчета маржинального дохода увеличим полученный результат на сумму постоянных издержек: 3500 + 21000 = 24 500 руб.
Существует альтернативный, 2 вариант графического представления данных для расчета точки безубыточности, маржинального дохода и прибыли (рис. 1.2.).На нем линия постоянных издержек Y 4 проходит через точку с координатами (0;21000) параллельно оси абсцисс, а переменные издержки равны расстоянию между линиями совокупных издержек и постоянных затрат.
Итак, в анализируемой точке А размер переменных расходов будет выражен отрезком ГД, постоянных расходов – отрезком АД. Как и в предыдущем случае, ВГ – прибыль предприятия в точке А. Отрезок АВ иллюстрирует объем выручки от продаж товаров, следовательно, маржинальный доход будет складываться из двух величин – ВГ и АД.
Рис.1.2. График безубыточности
Следует отметить, что 1 вариант построения графика (см. рис. 1.1.) более предпочтителен, поскольку позволяет сразу выделить маржинальный доход в любой исследуемой точке как расстояние между линией выручки от продаж и линией совокупных переменных расходов.
Однако в каждом из рассмотренных выше построений (см. рис. 1.1. и 1.2.) прибыли и убытки при различных уровнях реализации определяются только расчетным путем, как расстояние между линиями выручки и совокупных расходов.
График (3 вариант), представленный на рис. 1.3., более нагляден. Ось абсцисс представляет различные уровни объема продаж, а прибыль и убытки отмечаются на оси ординат. Прибыль (или убытки) наносятся на график для каждого из уровней реализации. Эти точки соединяются линией прибыли. Точка безубыточности расположена там, где линия прибыли пересекает ось абсцисс. В рассматриваемом примере это точка Б с объемом реализации 300 комплектов.
Если объем реализации равен нулю, то максимальные убытки будут соответствовать размеру постоянных затрат. Каждая единица реализованной продукции достигается в том случае, когда совокупный маржинальный доход будет равен сумме постоянных издержек. Этой точкой оказывается объем реализации в 300 шт. Реализация каждой последующей единицы продукции приносит прибыль в размере 70 руб. Если реализовано 350 ед. продукции приносит прибыль в размере 70 руб. Если реализовано 350 ед. продукции, то прибыль составит: 70*50 = 3500 руб.
Рис. 1.3. График безубыточности
Это соотношение между объемом продаж в точке А и соответствующим ему размером прибыли показано на графике (см. рис. 1.3.) отрезком АВ.
Проблема определения точки безубыточности приобретает в современных условиях особое значение. Это важно для предприятий при формировании обоснованных цен на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер- аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного производства.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во – первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во- вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:
- переменные расходы и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;
- удельные переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;
- структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;
- на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему т производства.
Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ООО «Строй-Центр»
3.1. Введение составления смет (бюджетов) для каждого центра ответственности.
Для более успешного ведения управленческого учета в ООО «Строй-центр» и вообще для эффективности его деятельности в целом предлагаю предприятию формировать сметы (бюджеты) на каждый центр ответственности. Ведь именно бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.
Итак, составление бюджетов в любой организации имеет несколько аспектов: организационный, технический и методологический.
Организационный аспект составления бюджетов. Одним из важнейших принципов формирования и представления руководству бюджетов является принцип своевременности. При составлении бюджетов необходима четкая регламентация ответственности и сроков их предоставления. Целесообразно назначение лиц, которые будут заниматься планированием на постоянной основе. Не менее важен вопрос взаимоотношений между сотрудниками, занимающимися бюджетированием. Взаимоотношения между сотрудниками целесообразно выстраивать в иерархическом порядке, в соответствии с организационной структурой компании:
администраторы бюджета – финансисты, работающие в главном офисе и отвечающие за бюджетный процесс в целом;
консолидаторы – финансовые и функциональные специалисты, отвечающие за бюджетирование на уровне функциональных подразделений и/или региональных структур;
планировщики – рядовые сотрудники, отвечающие за отдельные участки учета и планирования.
Составление бюджета в иерархической организационной среде может производиться при помощи двух основных подходов – сверху вниз (исходя из целевых параметров, намеченных руководством) и снизу вверх (при формировании подразделениями своих планов). Во многих организациях применяется комбинированный подход: сначала определяются общие цели, вытекающие из стратегии компании и рыночных прогнозов (сверху вниз), а уже затем составляется реальный бюджет (снизу вверх).
Другой важной задачей является доведение составляющих бюджеты сотрудников информации о целях разработки бюджетов. Иначе возможна ситуация, когда информацию о целях бюджетирования имеет только высшее руководство. В этом случае качество составляемых бюджетов значительно падает, поскольку сотрудники, занимающиеся бюджетированием, не понимают, каков будет конечный результат их работы.
Технический аспект составления бюджетов. Успешность и своевременность составления бюджетов зависит от того, в какой программной среде они будут разрабатываться.
Обычно составление бюджета выполняется при помощи электронных таблиц, в которые заносятся данные по каждому подразделению. Если имеются разные версии бюджета, а также необходимо отображать фактические и прогнозные данные по его выполнению, то в этом случае каждый департамент будет представлен несколькими таблицами вместо одной.
Такая ситуация остается приемлемой, пока отделов, участвующих в составлении бюджетов, мало; затем большими объемами информации становится сложно управлять, а вероятность ошибки увеличивается в несколько раз. Возникает проблема числового контроля данных, полученных от других работников. Данную проблему можно устранить с помощью программного обеспечения, имеющего следующие характеристики:
- комплексный контроль версий, обеспечивающий каждому пользователю работу с правильной версией. Руководитель должен иметь возможность в любой момент заблокировать работу с одной версией и перейти к использованию другой;
- возможность связи с другими системами при помощи мощного механизма интеграции данных. Эта возможность позволяет извлекать данные, при необходимости группировать их, а затем загружать в базу данных;
- возможность постоянного отслеживания динамики поступления данных;
- встроенная проверка правильности, сообщающая пользователям, соответствуют ли их данные требованиям руководства.
Методологический аспект составления бюджетов. Форма составления бюджетов произвольна и определяется потребностями людей, их составляющих. Однако бюджет должен иметь четкую и логичную структуру. Содержащаяся в нем информация должна быть ясна и понятна: излишние данные перегрузят бюджет ненужными сведениями и затруднят его восприятие.
Один бюджет может содержать данные о доходах и расходах либо об одном из них. Единицы, в которых составляется бюджет, могут быть как денежными, так и натуральными (условно-натуральными). При подготовке бюджета необходимо ясно сформулировать его название и период, для которого он составляется.
Процесс построения системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж: сначала определяется цель, а потом способы ее достижения. в рыночной экономике в условиях конкуренции рынок навязывает производителю количество необходимых к производству товаров и услуг, поэтому планирование продаж, а как следствие, и производства, будет отталкиваться от уровня спроса.