Управленческий учет в системе управления предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

В первом разделе курсовой работы рассматривается сущность управленческого учета, основные задачи и принципы. В разделе даны требования, предъявляемые к управленческому учету, его централизация и децентрализация.
Во втором разделе рассматривается финансовый и управленческий учет: виды информационных связей, различия финансового и управленческого учёта. Указана взаимосвязь управленческого и финансового учета.
В третьем разделе рассматривается роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений.

Содержание

Введение
1.Задачи и принципы управленческого учёта.
1.1. Сущность бухгалтерского управленческого учёта.
1.2. Задачи бухгалтерского управленческого учёта.
1.3. Принципы управленческого учета.
2. Финансовый и управленческий учет: виды информационных связей.
3. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 55.56 Кб (Скачать документ)

3) группировка  статей учета в рамках центров  финансового учета;

4) правила  разнесения затрат по центрам  финансового учета.

Результатом этого этапа является разработка положения об управленческом учете.

Интеграция  управленческого и бухгалтерского учета будет способствовать:

- выявлению областей наибольшего риска и узких мест в деятельности предприятия;

- формированию ценовой политики, в том числе пределов скидок при различных видах сбыта и платежа;

- формированию ассортиментной политики и формирование экономической стратегии на будущее;

- исчислению себестоимости выпускаемой продукции для расчета и оценки финансовых результатов.

Интеграция  обеих систем учета (бухгалтерской  и управленческой) дает большое количество преимуществ. К ним можно отнести: полное соответствие данных систем управленческого  и бухгалтерского учета, которое  основано на использовании обеими системами  единой информации; высокий уровень  достоверности управленческой информации, достигаемый благодаря отсутствию необходимости в дополнительной ручной обработке бухгалтерских  данных; отсутствие необходимости в  содержании дополнительной службы для  ведения управленческого учета.

Чтобы избежать ошибок при интеграции системы  финансового и управленческого  учета, необходимо тщательно изучить  организационную и управленческую структуру предприятия, систему  учета и документооборота; внедрить модули управленческого учета; внедрить или адаптировать используемую автоматизированную систему (бухгалтерскую программу) к разработанной модели; разработать  должностные инструкции; обучить  персонал предприятия.

Ошибочным является мнение, что управленческая отчетность может быть противопоставлена  финансовой и налоговой, она лишь дополняет ее. Она предназначена  для внутреннего использования  и не может быть предоставлена  на сторону. Ее конфиденциальность должна быть обеспечена самой системой организации  управленческого учета.

Интеграция  систем финансового и управленческого  учета обеспечивает возможность  получения оперативной и качественной информации о текущих затратах и  результатах, повышение эффективности  принимаемых управленческих решений.

Одной из основных проблем и ошибок организации  управленческого учета является отражение его данных на счетах. Различие в методах и целях  финансового и управленческого  учета не исключает необходимости  информационной взаимосвязи между  ними. В частности, такую связь  предполагает действующий План счетов, который исходит из возможности  учета затрат на производство внутри единой системы бухгалтерского учета (финансового и управленческого) или обособленно с применением специализированной системы учеты. Таким образом, допускается возможность существования однокруговой и двухкруговой систем организации учета.

Традиционным  вариантом является единая система  бухгалтерского учета. Она хорошо знакома  и применяема на практике. Однокруговая система обычно функционирует без использования специальных счетов управленческого учета. Для целей управления она группирует информация финансового учета в специальных накопительных регистрах, дополняя ее своими данными и результатами расчетов. Однако для крупных предприятий такая система не является оптимальной, поскольку не позволяет получить своевременную и достоверную информацию о затратах. Совершенствование этой системы связано с выделением для каждого элемента затрат специального счета управленческого учета. Так, в разделе 3 Плана счетов «Затраты на производство» модно открыть счета 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат». Эта система обеспечивает динамичность учета, возможность приспособить его к производственным условиям. Но данный подход требует дополнительных затрат времени для ведения дополнительных счетов.

Двухкруговая  система учета используется на тех  предприятиях, где необходимо детализировать управленческий учет. При этом каждая система учета является замкнутой. При двухкруговой системе каждый вид учета имеет самостоятельный  план счетов или в общем плане  выделяются обособленные счета для  управленческого учета, а все  остальные используются в финансовой бухгалтерии. При этом финансовый и  управленческий учет могут вестись  раздельно и иметь разные итоговые данные. Связь между финансовой и  производственной бухгалтерией рекомендуется  организовать с помощью так называемых отражающих счетов, или счетов-экранов. Отражающие счета предназначены для переноса важной для управленческого учета информации из финансовой бухгалтерии в управленческую и наоборот. Однако такая система учета будет наиболее оптимальной для территориально обособленных филиалов предприятия, т.к. при сохранении единства финансового учета и управления всей организацией обеспечивается индивидуальный учет по каждому подразделению, что повышает степень ответственности.

Большинство предприятий используют только ту нумерацию  счетов для учета затрат и выхода продукции, которую установил производитель  компьютерной программы, руководствуясь требованиями Минфина России. И этого  вполне достаточно для бухгалтерского и налогового учета. Однако если каждому  счету присвоить еще и особый код, то можно существенно упростить  ведение учета управленческого. В таком случае, работая с компьютерной программой, отражая операции на бухгалтерских  счетах, можно в любой момент вывести  данные управленческого учета.

Для этого  в первую очередь надо составить  развернутый план счетов бухгалтерского учета затрат и выхода продукции. Далее нужно присвоить коды каждой позиции и увязать номера счетов с кодами. Затем необходимо передать результаты программисту, который внесет необходимые поправки в программу.

Расшифровка счета 20 «Основное производство»  будет выглядеть следующим образом (таблица1). 

Таблица 1

Расшифровка счета 20 «Основное производство»

№ счета Новый № счета Название счета
20 20-10 Расходы на основное сырье
20 20-11 Расходы на дополнительное сырье
20 20-12 Расходы на воду, электроэнергию и др.
20 20-20 Расходы на заработную плату рабочим
20 20-21 Расходы на заработную плату АУП
20 20-30 Расходы на аренду
20 20-31 Расходы на охрану
20 20-40 Прочие расходы
 

Чтобы планировать хозяйственную деятельность, предприятие ежегодно составляет финансовый план. Каждой строке этого плана  присваивается собственный код (таблица  2). 

Таблица 2

Расходы на производство и реализацию

Код строки Название
210 Расходы на производство и реализацию
211 Прямые расходы  – сырье, материалы
212 Прямые расходы  – заработная плата
213 Косвенные расходы  – заработная плата
214 Косвенные расходы  – прочие расходы
 

Коды  в таблицах проставляются произвольно. Теперь в номер счета надо внести код строки финансового плана (таблица  3). 

Таблица 3

Сводная таблица

Прежний № счета Код финансового  плана Доработанный № счета Название счета
20-10 211 20-211-10 Расходы на основное сырье
20-11 211 20-211-11 Расходы на дополнительное сырье
20-12 211 20-211-12 Расходы на воду, электроэнергию и др.
20-20 212 20-212-20 Расходы на заработную плату рабочих
20-21 213 20-213-21 Расходы на заработную плату администрации
20-30 214 20-214-30 Расходы на аренду
20-31 214 20-214-31 Расходы на охрану
20-40 214 20-214-40 Прочие расходы

Преимущества  данного варианта заключается в  том, что бухгалтер будет заносить информацию в программу только один раз, а использоваться она будет  и в финансовом, и в управленческом учете.

Кроме того, появляется возможность оперативно формировать отчеты по выполнению финансового  плана. Они будут выводиться либо в самой программе, либо в Excel. Данная система позволит легче анализировать эффективность отдельных проектов в рамках основного производства, оценивать их себестоимость и финансовые результаты. Важно, что эти изменения не усложнят работу бухгалтера. В проводках будут использованы стандартные номера счетов, никаких дополнительных записей делать не требуется. 

3. Роль бухгалтера-аналитика  в принятии управленческих  решений. 

Управленческий учёт увязывает учётный процесс с процессом управления. Бухгалтера, наделённые управленческими функциями называются бухгалтерами аналитиками. Управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.

На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует  в разработке частных бюджетов предприятия. Он участвует в обсуждении производственной программы предприятия, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует  потенциальные рынки сбыта и  оптимальные цены. Процесс контроля невозможен без участия бухгалтера-аналитика. По окончании отчётного периода  он составляет отчёты об исполнении плана (бюджета) каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов.

     Учитывая функциональные обязанности и огромную роль бухгалтера-аналитика в управлении предприятием, их профессиональная деятельность должна соответствовать определённым этическим нормам, таким как компетенция, объективность, честность, конфиденциальность.

     До того как управленческий учет стал частью бизнеса, работники бухгалтерии воспринимались как неизбежная часть аппарата администрации. Это было связано с тем, что ведение бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством всех стран, является обязательным.

        Бухгалтер рассматривался только как работник аппарата, предоставляющего информацию. Его редко привлекали к принятию управленческих решений. Сами бухгалтера не имели возможности внести свой вклад в прибыль предприятия, а если они пытались это сделать, то не получали признания.

Информация о работе Управленческий учет в системе управления предприятия