Управление дебеторской задолжностью или кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:25, курсовая работа

Описание

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих
предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне
функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и
специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в
значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и
законодательной базы в части востребования задолженности.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………………….3
1. Классификация дебиторской и кредиторской задолженности
в структуре оборотных средств предприятия…………………….……………………….4
2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………5
3. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую
устойчивость предприятия………………………………………………………………...9
4. Заключение………………………………………………………………………………13
5. Расчетная часть…………………………………………………………………………..13
6. Список использованной литературы…………………………………………………. 18

Работа состоит из  1 файл

Финансовый менеджмент Кокурин.docx

— 68.93 Кб (Скачать документ)

кредитоспособность заемщиков  или качество ценных бумаг.

Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной

торговли и профессиональных кредитных справочных служб.

     Контроль дебиторской задолженности.                                                                                                                                                                                                                                                    

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и

свести к минимуму возможные  потери: выставление счетов, оценку финансового

положения клиентов и  перепродажу  права на взыскание долгов.

 

 

                                              Выставление счетов.

 

      При циклическом  составлении счетов они выставляются  покупателям в различные

периоды времени. При такой  системе покупатели с фамилиями, начинающимися на

“А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем,

чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так

далее. Счета покупателям  должны быть отправлены в течение  двадцати четырех

часов со времени и составления.

     Для ускорения  взимания платежей можно направлять  счета- фактуры покупателям,

когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за

услуги с интервалами, если работа выполняется в течение  определенного

периода, или начислять  гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления

платежей по окончании  работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на

крупные суммы немедленно.

      Когда бизнес  развивается пассивно, могут применяться  сезонные датирования

выставления счетов: вы предлагаете  продление срока платежей для

стимулирования спроса среди  покупателей, неспособных произвести платежи

раньше, чем в конце  сезона.

 

 

                                          Процесс оценки покупателя.

 

     Перед предоставлением  кредита необходимо тщательно  анализировать финансовые

отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых

консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской

задолженности, такой как  в случае с покупателями, работающими  в финансово

неустойчивой отрасли  промышленности или регионе. Также  предприятию необходимо

быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее  одного года

(около 50 процентов коммерческих  предприятий терпят крах в  течение первых

двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность  связана с

большим риском неплатежа, чем  дебиторская задолженность компаний. Следует

модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на

основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно

удержать продукцию или  приостановить оказание услуг, пока не будут

произведены платежи, и потребовать  имущественный залог в поддержку

сомнительных счетов (стоимость  имущественного залога должна равняться  или

превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться  помощью

агентства по сбору платежей для востребования денежных средств  с не

подчиняющихся покупателей.

     Необходимо  классифицировать дебиторские задолженности  по срокам оплаты

(расположить их по  времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления

покупателей, нарушающих сроки  платежа, и облагать процентом просроченные

платежи. После того как  будут сравнены текущие, классифицированные по срокам

дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями  прежних лет ,

промышленными нормативами  и показателями конкурентов, можно  подготовить отчет

об убытках по безнадежным  долгам, показывающий накопленные убытки по

покупателям, условиям продажи  и размерам сумм и систематизированный по данным

о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли

промышленности).  Потери безнадежного долга обычно выше у  малых компаний.

  

                                               Защита страхованием.

 

      Можно прибегнуть  к страхованию кредитов, эта мера  против непредвиденных

потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую  защиту,

необходимо оценить ожидаемые  средние потери безнадежного долга, финансовую

способность компании противостоять  этим потерям и стоимость страхования.

 

 

                                                      Факторинг.

 

     Можно перепродать  права на взыскание дебиторской  задолженности, если это

приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может  быть раскрыта

конфиденциальная информация.

 

 

                                               Кредитная политика

 

      При предоставлении коммерческого кредита следует оценить

конкурентоспособность предприятия  текущие экономические условия. В период

спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать  бизнес.

Например, компания может  не выставлять повторно счет покупателям, которые

получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия

скидки истек. Но можно  ужесточить кредитную политику в  условиях дефицита

товаров, поскольку в такие  периоды компания, как продавец, имеет возможность

диктовать условия.

В целом управление дебиторской  задолженностью включает:

1) анализ дебиторов;

2) анализ реальной стоимости  существующей дебиторской задолженности;

3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

4) разработку политики  авансовых расчетов и предоставления  коммерческих

кредитов;

5) оценку и реализацию  факторинга.

     1) Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их

платежеспособности с  целью выработки индивидуальных условий представления

коммерческих кредитов и  условий  договоров факторинга. Уровень  и динамика

коэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводу о целесообразности

продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о  возможности снижения

процента по коммерческим кредитам и т.п.

     2) Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости

заключается в:

     анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении

безнадежной задолженности  и формировании на эту сумму резерва но сомнительным

долгам.

Определенный интерес  представляет анализ динамики дебиторской

задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости

. Подробный анализ позволяет  сделать прогноз поступлений  средств, выявить

дебиторов, в отношении  которых необходимы дополнительные усилия по возврату

долгов, оценить эффективность  управления дебиторской задолженностью.

     3) Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика

финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового  менеджмента. В

практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая

ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности  без

изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности

снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки

несостоятельности и становится уязвимой со стороны Государственных  органов и

кредиторов. Вспомним, что  баланс предприятия считается неплатежеспособным,

если:

1)         объем оборотных средств на  конец периода/ краткосрочная  задолженность

на конец периода <2

2)         объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов

на конец

на конец периода / объем  оборотных средств на конец периода < 0,1

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает

коэффициент покрытия. Поэтому  финансовые менеджеры решают не только задачу

снижения дебиторской  задолженности, но и ее сбалансированности  с кредиторской.

При анализе соотношения   дебиторской и кредиторской задолженностями

необходим анализ условий  коммерческого кредита, предоставляемого фирме

поставщиками сырья и  материалов.

На уровень дебиторской  задолженности влияют следующие  основные факторы:

- оценка и классификация  покупателей в зависимости от  вида продукции, объема

закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений  и

предполагаемых условий  оплаты;

- контроль расчетов с  дебиторами, оценка реального состояния  дебиторской

задолженности;

- анализ и планирование  денежных потоков с учетом  коэффициентов инкассации.

Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность  применяется расчет,

который учитывает годовые  объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской

задолженности.

Делая обобщение можно  сделать вывод что в основе управления дебиторской

задолженностью лежит  два подхода:

1) сравнение дополнительной  прибыли, связанной с той или  иной схемой

спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при

изменении политики реализации продукции;

2) сравнение и оптимизация  величины и сроков дебиторской  и кредиторской

задолженностей. Данные сравнения  проводятся по уровню кредитоспособности,

времени отсрочки платежа, стратегии  скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, т. е. оценка

вероятности безнадежных  долгов - один из важнейших вопросов управления

оборотным капиталом. Эта  оценка ведется отдельно по группам  дебиторской

задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может

при этом использовать накопленную  на предприятии статистику, а также

прибегнуть к услугам  экспертов-консультантов.

Как уже было сказано, одним  из важных моментов в управлении оборотным

капиталом является определение  разумного соотношения между дебиторской и

кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только

своих собственных условий  кредитования покупателей, но и условий  кредита

поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или

увеличения дополнительного  дохода, получаемого предприятием при  использовании

скидок.

     Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных

убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или

натуральной форме.

 

 

                                                      Политика скидок

 

    Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять

скидку за авансовые выплаты  остатков на счетах, финансовому менеджеру  следует

сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных

платежей, с суммой скидки.

     Изменение кредитной политики

Для того чтобы решить, следует  ли компании давать кредит малоэффективным

Информация о работе Управление дебеторской задолжностью или кредитная политика