Внутренний контроль и система мер по ограничению риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Внутренние аудиторы работают в службах внутреннего аудита предприятий и выполняют исключительно контрольные и консультационные функции.
Внутренние контролеры участвуют в проверках в соответствии со своими функциональными обязанностями, наряду с выполнением иных управленческих функций.

Содержание

Введение 3
1. Система внутреннего контроля на предприятии 5
2. Система мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы 9
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

9. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

     Внутренний  контроль на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Этот вид контроля осуществляется внутренними аудиторами и внутренними контролерами.

     Внутренние  аудиторы работают в службах внутреннего  аудита предприятий и выполняют  исключительно контрольные и  консультационные функции.

     Внутренние  контролеры участвуют в проверках  в соответствии со своими функциональными обязанностями, наряду с выполнением иных управленческих функций.

     Совместно внутренние аудиторы и внутренние контролеры обеспечивают работу системы внутреннего  контроля (СВК) предприятий.

     Основная  задача СВК состоит в обеспечении  наблюдения и (или) проверки функционирования любого объекта внутреннего контроля (предприятия в целом, его подразделений и филиалов, иных объектов внутреннего контроля) на предмет соответствия их деятельности законам, стандартам, планам, нормам, правилам, приказам, принимаемым управленческим решениям. Устанавливая отклонения от требований этих документов и выявляя причины их возникновения, СВК способствует своевременной разработке собственниками и (или) исполнительными органами управления предприятием, а также реализации мероприятий, нацеленных на его оптимальное функционирование.

     Наличие эффективно работающей СВК является важнейшим фактором роста конкурентоспособности  предприятия. Как показывает международная  практика, наличие СВК создает  реальные предпосылки успешного  развития бизнеса в связи с:

     1) появлением возможности на выгодных  условиях привлекать инвестиции  путем повышения качества финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего  субъекта;

     2) появлением возможности эффективно  управлять использованием материальных  и трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта и проводить эффективную ценовую политику;

     3) появлением у собственников возможности  контролировать деятельность топ-менеджмента  на соответствие его действий  целям бизнеса хозяйствующего  субъекта, а у топ-менеджмента - эффективности работы филиалов и структурных подразделений хозяйствующего субъекта. 
 

 

1. Система  внутреннего контроля  на предприятии

     Важнейшим элементом управления, обеспечивающим возможность принятия эффективных  управленческих решений, а также  их исполнение, и неотъемлемой частью управленческого контроля предприятия является внутренний контроль. Его основная задача - решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.

     Внутренний  контроль - это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

     Организация, роль и функции внутреннего контроля определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством или собственниками в зависимости от:

     - содержания и специфики деятельности  экономического субъекта;

     - объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

     - сложившейся системы управления  экономического субъекта;

     - состояния внутреннего контроля. [2, С. 45]

     В структуру СВК входят:

     1) контрольная среда;

     2) механизмы и средства внутреннего контроля;

     3) система оценки рисков.

     Механизмы внутреннего контроля, главным из которых является система бухгалтерского учета, должны обеспечивать:

     1) выполнение финансово-хозяйственных  операций с разрешения уполномоченных  на то руководителей;

     2) отражение всех операций в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой хозяйствующим субъектом учетной политикой, что обеспечивает возможность подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности;

     3) непосредственный доступ к активам  строго определенному кругу сотрудников  хозяйствующего субъекта, установленному  регламентирующими документами;

     4) соответствие зафиксированных в  бухгалтерском учете и фактически  имеющихся в наличии активов методами инвентаризации, которое определяется руководством с установленной нормативными документами периодичностью. В случае расхождения руководство предпринимает надлежащие действия.

     Правильное  применение хозяйствующим субъектом механизмов контроля призвано обеспечить удержание рисков потерь в допустимых пределах, установленных в рамках действующей системы управления рисками.

     Система оценки рисков должна выявлять и предупреждать  возможность появления финансовых или иных потерь, связанных с внутренними и внешними факторами. Оценка рисков в рамках СВК осуществляется с помощью проверок эффективности работы бухгалтерии, наличия контрольной среды, механизмов и системы средств внутреннего контроля, результативности их деятельности. Цель этой системы - выявлять потенциальные объекты внутреннего контроля, отклонения в работе которых от регламентированных параметров могут существенным образом негативно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

     Разрабатываются конкретные требования к участникам процесса внутреннего контроля, а именно:

     1) требование подконтрольности каждого  субъекта внутреннего контроля, работающего в хозяйствующем  субъекте.

     Выполнение  одним субъектом контрольных  функций должно быть в обязательном порядке подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля;

     2) требование ущемления интересов.

     С помощью нормативных документов создаются условия, при которых  любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника в  экономически невыгодное положение. Это стимулирует его к устранению отрицательных отклонений и вызвавших их причин;

     3) недопущение сосредоточения прав  контроля на всех его объектах  в руках одного лица.

     В СВК могут действовать независимо различные субъекты контроля. Несоблюдение этого требования создает условия для необъективного отражения в отчетных материалах результатов проверок;

     4) требование заинтересованности  руководства хозяйствующего субъекта.

     Эффективное функционирование СВК невозможно без  должной заинтересованности и участия в ее работе представителей собственников и топ-менеджмента хозяйствующего субъекта;

     5) требование компетентности, добросовестности  и честности внутренних аудиторов  и внутренних контролеров хозяйствующего  субъекта.

     Если  сотрудники хозяйствующего субъекта, в служебные функции которых входит осуществление внутреннего контроля, не обладают указанными характеристиками, то даже идеально организованная СВК не сможет работать эффективно;

     6) требование пригодности методик  и программ, применяемых в работе СВК.

     Методики  и программы должны быть целесообразны  и рациональны. В результате их применения в минимальной степени будет  снижаться эффективность работы объектов внутреннего контроля, а  сам внутренний контроль будет рационален, то есть не будет вызывать излишних затрат труда и средств;

     7) требование единичной ответственности.

     Недопустимо закрепление одной и той же контрольной функции за несколькими  субъектами контроля, так как это  неизбежно приведет к безответственности, затрате излишних сил и средств;

     8) требование функционального потенциального  замещения.

     Временное выбытие отдельных субъектов  контроля (например, в отпуск) не должно прерывать контрольные процедуры  или затруднять их выполнение. Для  снижения влияния этого фактора  необходимо добиться, чтобы каждый субъект контроля умел выполнять в должной степени контрольную работу вышестоящего и одного-двух работников своего уровня;

     9) требование регламентации.

     Эффективность функционирования СВК напрямую зависит  от наличия, качества и уровня утверждения  регламентов (правил, стандартов), которыми она руководствуется, а также от их точного выполнения субъектами контроля;

     10) требование взаимодействия и  координации. [2, С. 46]

     СВК должна функционировать на основе четкого  взаимодействия всех подразделений  и служб хозяйствующего субъекта. Такого взаимодействия можно добиться путем разработки комплекса нормативных документов, регламентирующих контрольную деятельность структурных подразделений и руководителей хозяйствующего субъекта.

     Как показывает практика, на российских предприятиях применяются четыре формы СВК: служба внутреннего аудита, структурно-функциональная форма контроля, контрольно-ревизионная служба, аутсорсинг и косорсинг.

     Данные  формы могут применяться в  хозяйствующих субъектах в различных  комбинациях. При выборе из возможных альтернатив следует оценить преимущества и недостатки каждой из них.

     На  предприятиях среднего и малого бизнеса  наиболее часто используется структурно-функциональная форма СВК. Эта форма внутрен-него контроля предусматривает разработку специалистами хозяйствующего субъекта, как правило совместно с внешними аудиторами или консуль-тантами, комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения внутреннего контроля, оформления его результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением.

     Недостаток  этой формы в том, что, как показывает практика, она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков.

2. Система мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы

     Уровень экономической безопасности организации  по такой методике определяется сравнением полученного в результате расчета значения совокупного критерия экономической безопасности организации с полученными ранее значениями этого критерия для анализируемой организации, а также с рассчитанными для сравнения значениями данного критерия для аналогичных организаций данной отрасли. Кроме того, сравниваются текущие и прошлые оценки частных функциональных критериев и выявляются доли влияния изменения состояния функциональных составляющих экономической безопасности организации на изменение значения совокупного критерия. После чего проводится анализ мер по обеспечению необходимого уровня функциональных составляющих экономической безопасности данной организации.

     Анализ  предназначен для выявления недостатков  и резервов реализуемого комплекса  мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности организации в целом по следующему алгоритму:

     1. Определение структуры негативных  воздействий по каждой функциональной  составляющей экономической безопасности  организации.

     2. Разделение объективных и субъективных  негативных воздействий.

     3. Формирование списка мер, которые  были предприняты предприятием  к моменту проведения оценки  уровня его экономической безопасности  для устранения влияния негативных  воздействий.

     4. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности организации.

     5. Определение причин недостаточной  эффективности мер, принятых для  устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение должностных лиц, ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.

     6. Определение перечня ожидаемых  негативных воздействий. В этот  список включаются негативные воздействия, которые не удалось устранить к настоящему моменту времени, а также те, которые могут появиться в будущем.

Информация о работе Внутренний контроль и система мер по ограничению риска