Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:47, курсовая работа
Контроль - важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.
В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.
Финансовый контроль – один из важнейших элементов рыночных отношений. Финансовый контроль (от лат. finansia – «доход, платеж»), осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля.
Введение
1. Понятие аудита, ревизии, внутреннего контроля и их основные особенности
1.1 Понятие и виды аудита
1.2 Определение ревизии, ее задачи и цели
1.3 Внутренний контроль
2. Различия между аудитом, ревизией и внутренним контролем
2.1 Отличия аудита от ревизии
2.2 Отличия аудита от внутреннего контроля
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
4) По регламентации деятельности:
Внутренний –
регламентируется положением на предприятии.
Внешний – договором.
аудит ревизия контроль финансовый отчетность
Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление.
Предмет ревизии – деятельность предприятия.
Задачи ревизии -
установить законность, достоверность,
экономическую целесообразность совершенных
финансово-хозяйственных
К основным задачам ревизии относят:
1) поиск нарушений,
вынесение решений по
2) Проверка финансово-
хозяйственной деятельности
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных
средств по целевому
- обеспечение сохранности
денежных средств и
- обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой
дисциплины и правильность
- обоснованность
операций с денежными
- полнота и своевременность
расчетов с бюджетом и
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность
произведенных затрат, связанных
с текущей деятельностью, и
затрат капитального характера;
- формирование финансовых
результатов и их
Для ревизии важно выявить и установить:
- контроль за соблюдением государственной дисциплины;
- правильность использования государственных средств;
- сохранность денежных
средств и материальных
- правильность ведения бухгалтерского учета;
- выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений;
- установить виновных для возмещения вреда государству.
Основные этапы ревизии.
1. Подготовительный.
В ходе этого этапа
2. Представление
плана ревизии в вышестоящее
управление для координации
3. Оформление приказа
о назначении ревизии. За
4. Составление программы комплексной ревизии. Программу ревизии хозяйственной деятельности предприятия по согласованию с его руководством подготавливает ревизор. Руководитель ревизионной группы знакомит членов группы с содержанием программы и распределяет ее между исполнителями. Все пункты программы должны быть закреплены за соответствующими исполнителями.
5. Проведение ревизии.
На начальной стадии ревизии
следует проверить выполнение
мероприятий по устранению
6. Организация контроля за выполнением решения, принятого по результатам ревизии. За выполнением решения по результатам ревизии устанавливается систематический контроль, осуществляемый назначенными приказом работниками в установленные сроки.
Ревизии бывают: ведомственная
и вневедомственная, плановая и внеплановая,
полная и неполная, сплошная и выборочная,
тематическая, комплексная, комбинированная,
сквозная, дополнительная, повторная.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Этапы контроля.
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
1) Установка стандартов,
т.е. конкретных, поддающихся измерению
целей, имеющих временные
2) Сравнения показателей
функционирования с заданными
стандартами определяется
3) Измерение результатов
- является обычно самым
Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений. Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.
Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения - управления (отделы) внутреннего аудита.
Цель внутреннего контроля.
Говоря о внутреннем контроле, важно осознавать, что он полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей, и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели. Цель внутреннего контроля – обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля – порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и неденежные измерители. Есть пять основных целей внутреннего контроля:
Компоненты внутреннего контроля.
Принципы внутреннего контроля
Критерием эффективности системы внутреннего контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.
1) Принцип ответственности.
2) Принцип сбалансированности
(сбалансированность означает, что
субъекту нельзя предписывать
контрольные функции, не
3) Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.
4) Принцип своевременного сообщения об отклонениях.
5) Принцип ущемления
интересов (необходимо
6) Принцип интеграции
(при решении задач, связанных
с контролем, должны
7) Принцип заинтересованности администрации.