Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:47, курсовая работа
Контроль - важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.
В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.
Финансовый контроль – один из важнейших элементов рыночных отношений. Финансовый контроль (от лат. finansia – «доход, платеж»), осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля.
Введение
1. Понятие аудита, ревизии, внутреннего контроля и их основные особенности
1.1 Понятие и виды аудита
1.2 Определение ревизии, ее задачи и цели
1.3 Внутренний контроль
2. Различия между аудитом, ревизией и внутренним контролем
2.1 Отличия аудита от ревизии
2.2 Отличия аудита от внутреннего контроля
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
8) Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Этот принцип состоит в проявлении контролером высокого уровня знаний при контроле финансово-хозяйственной деятельности, а также предполагает обязательное пополнение багажа знаний через курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, необходимо постоянно быть в курсе всех последних изменений в законодательстве, изучать опыт и новые методы контроля, стремиться к повышению профессионализма.
9) Принцип постоянства (адекватное постоянное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений).
10) Принцип соответствия
(степень сложности системы
11) Принцип приемлемости
методологии внутреннего
12) Принцип непрерывности развития и совершенствования (со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают).
13) Принцип комплексности
(нельзя добиться общей
14) Принцип приоритетности (абсолютный контроль над обычными незначительными операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач).
15) Принцип согласованности
пропускных способностей
16) Принцип оптимальной централизации (динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы обусловливаются единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации).
17) Принцип единичной
ответственности (во избежание
безответственности
18) Принцип функциональных
потенциальных имитаций (временное
выбытие отдельных субъектов
внутреннего контроля не
19) Принцип регламента
(эффективность
20) Принцип разрешения и одобрения.
21) Принцип разделения обязанностей.
22) Принцип взаимодействия и координации.
2. Различия между аудитом,
ревизией и внутренним контролем
2.1 Отличия аудита
от ревизии
В отличие от ревизии аудит представляет собой независимую вневедомственную проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта с целью получения выводов.
Если целью ревизии является выявление, локализация и оценка недостатков хозяйственной деятельности для их искоренения, то аудит проводится для выявления указанных недостатков и их признания как неотъемлемого элемента предпринимательской деятельности.
Аудит представляет собой проверку достоверности информации в финансовых отчетах клиента, а ревизия направлена на установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников.
Аудит характеризуется наличием принципа разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов. В условиях ревизии действует принцип максимально возможной точности и выявления виновных лиц, а также установления размера ущерба.
В процессе аудита хозяйственных операций проверяется их достоверность, законность и хозяйственная необходимость на основании документов, в которых они нашли отражение.
Аудит проверяется по форме и содержанию, встречной проверкой, взаимной проверкой операций и документов, аналитическими и логическими приемами.
Различия аудита и ревизии можно представить следующим образом.
1) По цели: аудит
- выражение мнения по поводу
достоверности финансовой
2) По характерцу деятельности: аудит - предпринимательская деятельность; ревизия - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.
3) По основе взаимоотношений: аудит - добровольное осуществление на основе договоров; ревизия - принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.
4) По виду управленческих
связей: аудит - горизонтальные связи,
равноправие во
5) По принцип оплаты услуг: аудит - платит клиент; ревизия - платит вышестоящее звено или государственный орган.
6) По практическим
задачам: аудит - улучшение финансового
положения клиента,
7) По результату:
аудит - аудиторское заключение -
документ, имеющий юридическое значение
для всех юридических и
8) По объектам: аудит - система учета и отчетности, (порядок исчисления и уплаты налогов); ревизия – соблюдение интересов Собственника (Клиента), сохранность имущества (без учета расчетов по налогам и сборам).
9) По типу выборки:
аудит - выборочная проверка, при
инициативном от решения
10) По частоте проведения:
аудит - обязательный 1 раза в год,
инициативный по усмотрению
11) По обязательности:
аудит носит обязательный
12) По плановости:
аудит всегда планируется;
2.2 Отличия аудита
от внутреннего контроля
Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применение штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т.д.).
Контроль финансово - хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своей компетенции проводят проверки отдельных сторон финансово - хозяйственной деятельности предприятий независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.
Службы внутреннего контроля постоянно:
1) следят за эффективностью
и целесообразностью
2) следят за эффективностью и целесообразностью расходования заемных денежных средств;
3) следят за эффективностью
и целесообразностью
4) проводят анализ
и сопоставление фактических
финансовых результатов с
5) дают финансовую
оценку результатов
6) контролируют финансовое состояние предприятия.
Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов, т.е. предприятий независимо от их организационно - правовых форм и видов собственности, объединений предприятий - союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, а также остальных экономических субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления.
Содержанием аудиторского контроля являются проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной документации, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.
Результатом проверок аудиторской фирмы становится подтверждение или неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчетности. Если говорить о всестороннем контроле за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия, получившем название внутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отражения финансовых результатов, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет, распределение прибыли, выплаты дивидендов и пр.
Заключение
Появление аудита в нашей стране как независимого финансового контроля является одновременно важным шагом в удовлетворении потребностей правоохранительных органов в широком выборе специалистов при назначении экспертиз. В настоящее время государственные органы не связаны необходимостью привлечения специалистов экспертных учреждений. Появление независимых аудиторов, осуществляющих самостоятельно предпринимательскую деятельность, позволяет решать экспертные вопросы более своевременно и качественно.
В связи с законодательным закреплением различных форм собственности и организационно-правовых форм создана возможность для существования в сфере бизнеса мелких предприятий, где наиболее разумно использовать услуги аудиторов. В этом случае аудиторы могут не только давать свое заключение по вопросу достоверности бухгалтерской отчетности на предприятии, но, что важно, заниматься постановкой бухгалтерского учета на таком малом предприятии.
Целесообразность обращения к услугам не бухгалтеров, а аудиторов диктуется тем, что последние просто обязаны всесторонне проводить анализ эффективности производства и давать руководителям предприятий сугубо практические советы. Однако в настоящее время обращение малых предприятий к услугам независимых аудиторов и аудиторских фирм затруднено нехваткой денежных средств для оплаты деятельности последних.
Потребители аудиторских услуг традиционно делятся на две категории. К первой относятся опытные и серьезные компании и предприятия, которые определяются с выбором своего аудитора заблаговременно, проводят конкурс или предпочитают получить рекомендацию от коллег по бизнесу. Другая категория потребителей аудиторских услуг использует так называемый формальный подход, когда выбор аудитора определяется не его именем, рекомендациями или долей рынка, а сравнительно невысокой ценой услуг. Качество такого аудита, как показывает практика, прямо пропорционально затратам аудируемой организации на его проведение. Аудитор для юридических лиц с долей участия государства стал назначаться на конкурсной основе. Еще одна положительная тенденция, оказывающая влияние на структурирование и организацию рынка аудиторских услуг, — ориентация все большего числа российских компаний на зарубежные стандарты деятельности, расширение внешнеэкономической деятельности на равноправных условиях с иностранными компаниями. Следствием этого является эволюция подходов руководителей предприятий к организации управления, отчетности.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Финансовый контроль | В РФ контроль рублем на всех стадиях распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, за всей хозяйственной деятельностью предприятий и организаций. |
2 | Аудиторская деятельность | предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. |
3 | Аудитор | лицо, проверяющее
состояние финансово – |
4 | Аудиторство | особая самостоятельная
организационная форма |
5 | Инициативный аудит | объемы, разделы проверки – по желанию клиента, за счет собственных средств или чистой прибыли предприятия. |
6 | Обязательный аудит | ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. |
7 | Внутренний аудит | регламентированная
внутренними документами |
8 | Ревизия | Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление. |
9 | Контроль | совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. |
10 | Объекты контроля | предметы контроля, т. е. активы и обязательства, источники средств, капиталы, резервы, виды проводимых операций (по заготовке, снабжению, сбыту, инвестициям, производству и т. д.), центры ответственности по затратам, прибыли, финансовым вложениям, доходам и т. д. |