Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:11, курсовая работа
Неотъемлемым условием осуществления хозяйственной деятельности является обеспечение предприятия, наряду с материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми основными средствами.
Основные средства - это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года).
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно - техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Понятие, классификация, оценка и переоценка ОС в бухгалтерском и налоговом учете…………………………………………………………………3
2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета выбытия основных средств……………………………………………………………………………9
3. Учет выбытия основных средств……………………………………………11
3.1. Документальное оформление выбытия ОС……………………………..11
3.2. Аналитический учет выбытия ОС………………………………………..11
3.3. Синтетический учет выбытия ОС………………………………………….11
4. Налоговый учет выбытия ОС………………………………………………..11
5. Практическая часть…………………………………………………………..11
Заключение
Список используемых источников
Приложение
1.ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» (подписан Президентом РФ 21.11.96 г. № 129 с учетом изменений и дополнений).
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 03.03.01 г. № 26н)
3.Положение по ведению
бухгалтерского учета и
4.План счетов бухгалтерского
учета финансово –
3. Учет выбытия основных средств.
3.1. Документальное оформление выбытия ОС.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.
Для решения вопросов оформления необходимой документации на списание основных средств решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-46 — одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет.
3.2. Аналитический учет выбытия ОС.
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.
На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств. При выбытии основных средств из картотеки изымают соответствующие карточки.
3.3. Синтетический учет выбытия ОС.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:
Счет 01 "Основные средства" предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Наиболее частым случаем выбытия объектов основных средств является их списание по окончании срока полезного использования. При этом объект может использоваться и после истечения указанного срока. В этом случае амортизация прекращается начисляться с того момента, когда она становится равной первоначальной или восстановительной (если в процессе эксплуатации объект переоценивался). Схема бухгалтерских проводок, а также налоговые последствия списания не зависят от того, сколько времени после окончания нормативного срока полезной эксплуатации объект продолжал использоваться в запланированных целях.
В случае ликвидации объектов основных средств по окончании срока их полезного использования предполагается, что вся сумма их стоимости (первоначальной или восстановительной) перенесена на текущие затраты. Поэтому после списания сальдо по счету 01 «Основные средства» (в части, относящейся к данному объекту) будет равно нулю. Следовательно, никаких дополнительных проводок (по дальнейшему списанию сумм остаточной стоимости со счета 01) осуществлять не нужно.
Расходы по ликвидации объектов основных средств списываются со счетов учета производственных затрат в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а полученные материалы приходуются по соответствующим субсчетам счета 10 «Материалы» (субсчет «Запасные части», субсчет «Прочие материалы») в корреспонденции с кредитом счета 91.
Схема бухгалтерских проводок будет следующей:
Стоимость материалов и отходов следует определять на уровне рыночных цен. При этом стоимость запасных частей и иных материалов, предназначенных для аналогичного использования, определяется с учетом их фактического состояния (степени изношенности).
В случае ликвидации объектов основных средств до истечения срока полезной эксплуатации сумма первоначальной или восстановительной стоимости будет превышать сумму начисленной амортизации. Следовательно, дебетовый остаток по счету 01 необходимо отнести в дебет счета 91. Сюда же относятся суммы расходов по ликвидации.
Схема бухгалтерских проводок будет следующей:
При утрате объектов основных средств в результате чрезвычайных обстоятельств правомерность списания объекта должна быть подтверждена документально. К чрезвычайным обстоятельствам относят: крупные землетрясения, извержения вулканов, ураганы, лесные пожары, засуха, эпидемии (приводящие к гибели растений и животных, относящихся к выращиваемым основным фондам) и другие стихийные бедствия; военные действия, мятежи и т.п.; крупные техногенные катастрофы.
Сумма остаточной
стоимости незастрахованного
Если утраченные объекты были застрахованы, то используется иная схема: после того, как на счете 01 будет сформирована остаточная стоимость (за счет списания амортизации), она относится в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию». По кредиту этого субсчета отражаются страховые выплаты, и только разница относится в дебет или кредит счета 99.
Схема бухгалтерских проводок в данном случае будет следующей:
При утрате незастрахованных объектов:
При утрате застрахованных объектов:
При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также сумму НДС по основным средствам (с кредита счета 68 "Расчеты по налогам и сборам") и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 "Вспомогательные производства" и других счетов.
При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 "Прибыли и убытки".
Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 "Финансовые вложения" с кредита счета 01 "Основные средства", а сумму амортизации по переданным основным средствам - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.
Разница между согласованной оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве операционного дохода или расхода. При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимость основных средств, то на сумму разницы дебетуют счет 58 и кредитуют счет 91. Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58.
Выявленные по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы" с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц
Для учета выбытия основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы".