Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа
В идеальном варианте учет ГСМ организован по следующей схеме: водители получают в кассе организации денежные средства в подотчет, на эти деньги приобретают на АЗС бензин, который в последствии списываются на затраты. Но такой способ заправки не всегда выгоден. Зачастую организация переводит денежные средства в безналичном порядке через банк на счета предприятий, реализующих ГСМ, а процесс заправки организован с использованием талонов, пластиковых карточек или ведомостей. В этом случае возникает большое количество нарушений.
Введение………………………………………………………………………3
1. Нормы расхода горюче-смазочных материалов…………………....4
2. Учет приобретения и списания горюче-смазочных материалов...8
2.1. Приобретение горюче-смазочных материалов…………………8
2.2. Списание горюче-смазочных материалов………………………12
3. Особенности учета горюче-смазочных материалов...……………18
3.1. Особенности учета горюче-смазочных материалов при арендованном автотранспорте……..…………………………….18
3.2. Особенности учета горюче-смазочных материалов при безвозмездном пользовании автомобилем…………………….19
4. Выплаты компенсаций работникам за использование личного автомобиля...…………………………………………………………….21
Заключение…….……………………………………………………………25
Библиографический список…….…………………
Все путевые листы выписывают в одном экземпляре и хранят пять лет.
Путевой лист выписывает водителю диспетчер или иной уполномоченный выпускать его в рейс работник. Но в небольших организациях это может быть сам водитель или другой работник, который назначается приказом руководителя организации.
В путевом листе обязательно должны быть предоставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).
Маршрут перевозок или служебного поручения записывается по всем пунктам следования автомобиля в самом путевом листе.
Ответственность за правильное оформление путевого листа несут руководители организации и лица, отвечающие за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении документа. Работники, заполнившие и подписавшие документы, несут ответственность за достоверность содержащихся в них данных.
Если путевой лист заполняется с нарушениями, это дает проверяющим органам основание исключить затраты на топливо из состава расходов.
Бухгалтера, учитывающего ГСМ, особенно должна интересовать правая лицевая часть путевого листа. Рассмотрим ее на примере путевого листа легкового автомобиля (форма № 3).
Показания спидометра на начало дня работы (графа рядом с подписью разрешающего выезд) должны совпадать с показаниями спидометра на конец предыдущего дня работы автомобиля. А разница между показаниями спидометра за текущий день работы должна соответствовать общему количеству пройденных за день километров, указанной на оборотной стороне.
Заполнение раздела «движение горючего» производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Остаток горючего в баке фиксируется в листе на начало и конец смены. Расчет расхода указывается по нормам, утвержденным в организации для данной машины. По сравнению с той нормой указывается фактический расход, экономия или перерасход по отношению к норме. Чтобы определить нормативный расход горючего за смену, нужно умножить пробег автомобиля за рабочий день в километрах на норму расхода бензина в литрах на 100 км пробега, а полученный результат разделить на 100. Для определения фактического расхода горючего за смену к его остатку в баке автомобиля на начало счеты следует прибавить количество горючего, заправленного в бак автомобиля в течение смены, и из этой суммы вычесть остаток бензина в баке автомобиля на конец смены. На оборотной стороне листа указываются пункты назначения, время выезда и возвращения автомобиля, а также количество пройденных километров. Эти показатели самые важные, они служат основанием для включения стоимости израсходованного топлива в расходы и подтверждают, с какими операциями связано было использование машины (получение ценностей у поставщиков, доставка их до покупателей и др.) Нижняя часть оборотной стороны путевого листа важна для расчета заработной платы водителей.
Бухгалтерия организации ведет количественно-суммовой учет ГСМ и специальных жидкостей. Заправка автотранспорта производится на автозаправочных станциях за наличный расчет или в безналичном порядке по талонам или специальным картам.
Не касаясь специфики формирования первоначальной стоимости ГСМ и учета НДС, скажем, что бухгалтер на основании первичных документов (авансовых отчетов, накладных и др.) приходует ГСМ по маркам, количеству и стоимости. ГСМ учитываются на счету 10 «Материалы» субсчету 3 «Топливо». Это предусмотрено планом счетов (утв. Приказом Минфина России от 31.10.00 № 94н).
Рекомендуется в зависимости от местонахождения материалов использовать следующие группировки аналитического учета:
- «ГСМ на складах (бензин, дизельное топливо, газ, масло и др.)»;
- «Оплаченные талоны на бензин (дизельное топливо, масло»);
- «Бензин, дизельное топливо в баках автомобилей и талоны у водителей» и др.
Поскольку разновидностей ГСМ много, то для их учета открывают субсчета второго, третьего и четвертого порядков, например:
- счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-98»;
- счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-95».
Кроме того, аналитический учет выданных ГСМ ведется по материально-ответственным лицам – водителям автотранспорта.
Бухгалтер записывает поступление ГСМ в карточку учета материалов по форме № М-17. В организации может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания ГСМ, которая утверждается приказом руководителя или является приложением к учетной политике организации.
Расходы на содержание автотранспортных средств организации списывают на себестоимость продукции (работ, услуг). В бухгалтерском учете затраты, связанные с перевозочным процессом, отражают на балансовом счете 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» (только для торговых организаций).
Затраты на содержание служебного автотранспорта отражаются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Предприятия, имеющие парк автомобилей, отражают затраты, связанные с их содержанием и эксплуатацией, на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства».
Применение конкретного учета затрат зависит от направленности использования автомобилей. Например, если грузовой автомобиль перевозил грузы по заказам сторонней организации, то затраты на ГСМ отражаются на счете 20, а если легковой автомобиль использовался для служебных поездок, связанных с управлением организацией, то затраты отражаются на счете 26.
В учете списание ГСМ отражается бухгалтерской проводкой:
Дебет 20 (23, 26. 44) Кредит 10-3 «Топливо» (аналитический учет: «ГСМ в баках транспортных средств» и др. соответствующие субсчета)
- в фактически израсходованном количестве на основании первичных документов.
При отпуске ГСМ в производство и ином выбытии их оценка в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01):
- по себестоимости единицы запасов;
- по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)
- по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО)
- по средней себестоимости.
Последний способ является наиболее распространенным.
Выбранный организацией способ должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике.
Как правило, в баках автомобилей всегда имеется количество бензина (или иного топлива), которое представляет собой переходящий остаток на следующий месяц (квартал). Этот остаток нужно и далее учитывать на счете отдельном субсчете «Бензин в баках автомобилей» (в аналитическом учете по материально-ответственным лицам (водителям).
Ежемесячно бухгалтер проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов в баках транспортных средств.
Если стоимость принятых к расходу затрат по ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете будет различна (например, в связи с превышением водителем норм, принятых в организации для его автомобиля), то налогоплательщикам, применяющим ПБУ 18/02, придется отражать постоянные налоговые обязательства.
Таково требование п. 7 указанного положения, которое утверждено приказом Минфина России от 19.11.02 №114н.
Рассмотрим бухгалтерский учет ГСМ на примере учета бензина для конкретного водителя.
Пример:
Водитель легкового автомобиля А. А. Сидоров получает из кассы ООО «Зима» под отчет денежные средства для приобретения ГСМ и представляет авансовые отчеты с отражением расходов по их приобретению с приложением первичных документов.
Списание бензина происходит по нормам на основании путевых листов, сдаваемых водителем в бухгалтерию.
Количественно-суммовой учет ГСМ ведется с использованием лицевых карточек, форма которых разработана организацией самостоятельно и утверждена приказом руководителя. Карточка открывается на каждого водителя.
Остаток несписанного бензина на начало апреля у водителя составил 18 литров по 10 руб.
3 апреля было приобретено 20 литров бензина по 11 руб. НДС не рассматриваем для простоты.
1,2 и 3 апреля водитель израсходовал соответственно 7, 10 и 11 литров бензина.
Организация применяет при списании материалов метод средней себестоимости, которая рассчитывается на дату выполнения операции.
С 1 по 3 апреля бухгалтер произвел следующие записи в карточке водителя, указанные в таблице 2:
Таблица 2 – Карточка водителя
Дата | Приход | Расход | Остаток | ||||||
Кол-во | цена | Стоим. | Кол-во | цена | Стоим. | Кол-во | цена | Стоим. | |
Остаток на 01.04 |
|
|
|
|
|
| 18 | 10,00 | 180,00 |
01.04 |
|
|
| 7 | 10,00 | 70,00 | 11 | 10,00 | 110,00 |
02.04 |
|
|
| 10 | 10,00 | 100,00 | 1 | 10,00 | 10,00 |
03.04 | 20 | 11,00 | 220,00 | 11 | 10,00 | 120,48 | 10 | 10,95 | 109,52 |
10,95 = (1л*10 руб. + 20л*11 руб.)/21л
В бухгалтерском учете организации сделаны следующие проводки:
1 апреля:
Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А. А.»
-70 руб. - списано по нормам 7 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы №3 за 1 апреля;
2 апреля:
Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А. А.»
-100 руб. – списано по нормам 10 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы №3 за 2 апреля;
3 апреля:
Дебет 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А. А.» кредит 71 субсчет «Сидоров»
-220 руб. – оприходовано 11 литров бензина на основании чека ККМ, приложенного к авансовому отчету водителя;
Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А. А.»
-120,48 руб. – списано по нормам 11 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы №3 за 3 апреля.
3. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
3.1. Особенности учета горюче-смазочных материалов при арендованном автотранспорте
Получить транспортное средство во временное владение и пользование можно, заключив договор аренды транспортного средства с юридическими или физическими лицами.
По договору аренды арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (ст. 646 ГК РФ). Стороны могут предусмотреть смешанные условия оплаты аренды в виде фиксированной доли (непосредственно аренная плата) и оплата компенсации на текущее содержание арендованного имущества, которая может меняться в зависимости от внешних факторов.
Информация о работе Выплаты компенсаций работникам за использование личного автомобиля