Затраты как основной объект управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание

Любое производство представляет собой набор различных хозяйственных операций. Эти операции связаны с созданием готовой продукции или выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции определяется фактическая себестоимость. Эта себестоимость включает сумму затрат на изготовление продукции, то есть себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие затрат, их классификация
1. 1. Затраты и расходы в управленческом учете 4
1. 2. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции 8
1. 3. Классификация затрат для принятия управленческих решений 18
1. 4. Классификация затрат для осуществления контроля и регулирования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая по управленческому учету.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Саратовский государственный  социально-экономический университет

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему:  «Затраты как основной объект

управленческого учета»

 

 

Студента 3 курса, 3 группы

Коноровой Татьяны Аркадьевны

Специальность 080109.65: «Бух. учет,

анализ  и аудит»

Специализации «Бух. Учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»

 

 Научный руководитель:   Золотарева Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

Глава 1. Понятие затрат, их классификация

1. 1.  Затраты и расходы в управленческом учете                                          4

1. 2. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции     8

1. 3. Классификация затрат для принятия управленческих решений        18

1. 4. Классификация затрат для осуществления контроля и    регулирования                                                                                                     24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   29

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ  ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Любое производство представляет собой набор различных хозяйственных операций. Эти операции  связаны с созданием  готовой продукции или выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции

определяется фактическая  себестоимость. Эта себестоимость включает сумму затрат на изготовление продукции, то есть себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции.

Затраты играют большую  роль в деятельности организации. От величины затрат зависит финансовый результат от продажи готовой продукции, выполнения работ, услуг, так как финансовый результат определяют как разницу между выручкой от продажи продукции без вычетов, предусмотренных законодательством и затратами на ее производство и реализацию. Таким образом  затраты, связанные с производством и продажей продукции, оказывают непосредственное влияние на себестоимость.

Целью данной курсовой работы является изучение затрат как основного  объекта управленческого учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  затрат, их классификация.

 

1. 1.  Затраты  и расходы в управленческом  учете.

 

В экономической литературе и нормативных документах часто  применяются такие термины, как  «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость». Ознакомление с сущностью перечисленных  выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же — затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций.

Затраты – это стоимость  ресурсов, используемых на конкретные цели . В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

Часто в экономической  литературе термин «затраты» отождествляется  с понятием «расходы».

Издержки – это суммарные «жертвы» предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Данный термин используется, как правило, в экономической теории. Подразумевается, что издержки включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.

Таким образом,  под  затратами мы будем понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат — расходы.

На такое понимание  вышеуказанных терминов нас ориентирует  стандарт 18 МСФО "Выручка", а также  отечественные ПБУ 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации". В  соответствии с указанными документами  расходы, как правило, принимают  форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. С точки зрения техники учета, это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах "Материалы", "Амортизация", "Расчеты по оплате труда" и т.д., затем на счетах "Основное производство", "Готовая продукция" и не списываться на счета реализации до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы, поскольку лишь в момент реализации организация будет признавать свои расходы.

Но в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета расходы включают в себя убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием доходов и расходов. Издержки же производства накапливаются на счетах 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 23 «Вспомогательные производства»

Среди качественных показателей  деятельности предприятия важное место  занимает такой показатель, как себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности 

Чем экономичнее организация  использует трудовые, материальные и  финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность  производственного процесса, тем больше будет прибыль. 

Исчисление себестоимости продукции  предприятию необходимо для:

• оценки выполнения плана  по данному показателю и его динамики;

• определения рентабельности производства и отдельных видов  продукции;

• осуществления внутрихозяйственного хозрасчета;

• выявления резервов снижения себестоимости продукции;

• определения цен  на продукцию;

• расчета экономической  эффективности внедрения новой  техники, технологии и организационно-технических  мероприятий;

• обоснования решения  о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших изделий и т. д.

В настоящее время  состав затрат, включаемых в себестоимость  продукции, регламентируется Налоговым  кодексом РФ. Следует отметить, что  данный документ вообще не включает понятия себестоимости. Согласно ст.247 НК РФ, «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов», образуют прибыль организации. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные, понесенные налогоплательщиком. Из этого следует, что Налоговый кодекс трактует понятия «расходы» и «затраты» одинаково.

Обобщенно классификацию затрат предприятия  применительно для управленческого  учета можно представить в  следующем виде (табл. 1).

 

 

 

 

Классификационные признаки с учетом функций управления

Виды затрат

1. Процесс принятия управленческих  решений

Явные и альтернативные; релевантные  и нерелевантные; эффективные и  неэффективные

2. Процесс прогнозирования

Краткосрочные и долгосрочные

3. Процесс планирования

Планируемые и непланируемые

4. Процесс нормирования

Стандарты, нормы и нормативы  и отклонение от них

5. Процесс организации

По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам  ответственности

6. Процесс учета

Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные

7. Процесс контроля

Контролируемые и неконтролируемые

8. Процесс регулирования

Регулируемые и нерегулируемые

9. Процесс стимулирования

Обязательные и поощрительные

10. Процесс анализа

Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные


 

 

Таблица 1. Классификация затрат в управленческом учете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 2. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции.

 

Даже из простого перечисления слагаемых затрат, образующих себестоимость  продукции (работ, услуг), видно, что  они не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг.

В управленческом учете классификация  затрат разнообразна и зависит от задач, которые необходимо решить. К  основным задачам управленческого  учета относят: расчет себестоимости  продукции, принятие управленческих решений  и планирование, контроль и регулирование производственной деятельности.

Одни затраты непосредственно  связаны с производством продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие —  с управлением и обслуживанием  производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, — косвенно. Поэтому для эффективной организации управленческого учета необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства.

Для исчисления себестоимости  продукции принята следующая классификация:

По отношению к себестоимости продукции: включаемые в себестоимость и не включаемые в себестоимость.

Себестоимость продукции – это  выражение в денежной форме затраты  на ее производство и реализацию.

По экономическому содержанию: по элементам затрат и по статьям калькуляции.

Состав элементов затрат является единым для всех предприятий, не зависит от форм собственности  и отраслевой принадлежности и установлены Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждённое приказом Минфина России от 6 мая 1999г. №33н - материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

При группировке затрат по элементам определяется их общей  суммой в целом по предприятию на все виды деятельности. Подсчет расходов по элементам определяется путем разложения комплексных статей на составные элементы. Эта группировка отвечает на вопрос: что истрачено на производство продукции (работ, услуг) и позволяет рассчитать структуру себестоимости произведенной продукции.

Статьи калькуляции – совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование. В каждой отрасли существуют отраслевые инструкции, которые устанавливают перечень статей калькуляции. Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовывать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

Типовая группировка включает 12 статей:

1. Сырье и материалы

2.Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций

3.Возвратные отходы (вычитаются)

4. Топливо и энергия  на технологические цели

5.Транспортно-заготовительные  расходы

Итого: Материалы

6. Основная заработная  плата производственных рабочих

7.Дополнительная заработная плата производственных рабочих

8.Отчисления на социальные  нужды от основной и дополнительной заработной платы

9.Расходы на  подготовку и освоение  производства

10.Расходы на содержание  и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭО)

11.Общепроизводственные  расходы

Итого: Цеховая себестоимость

12.Общехозяйственные расходы

13.Потери от брака

Итого: Производственная себестоимость

12.Коммерческие (внепроизводственные)  расходы

Всего: Полная себестоимость

 В зависимости от того, как прописано в учетной политики, общехозяйственные расходы могут включаться как в производственную, так и в полную себестоимость.

Входящие и истекшие затраты.

Входящие  затраты – это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.

Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного  периода были израсходованы для  получения доходов и потеряли способность приносить доход  в дальнейшем, то они переходят  в разряд истекших. В бухгалтерском учете истекшие затраты отражаются по дебету сч.90 «Продажи».

По экономической  роли в процессе производства затраты бывают основные и накладные. Основные затраты – это затраты, связанные с технологией производства, в них включаются все  ресурсы, потребление которых связано с выпуском продукции. К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции. На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.

Информация о работе Затраты как основной объект управленческого учета