Значение безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть значение и учет безналичных расчетов организаций в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1. Нормативно – правовое регулирование безналичных расчетов 5
1.2. Сущность безналичных расчетов и их формы 9
1.3. Порядок открытия расчетного счета 12
1.4. Значение безналичных расчетов в финансово – хозяйственной деятельности предприятия 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА УЧЕТА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО « КОМПАНИЯ ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» 21
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Безналичные расчеты платежными поручениями и аккредитивами 25
2.3. Сущность инкассовых операций и расчеты чеками 30
2.4. Проблемы организации безналичного оборота России 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа состоит из  1 файл

курсоваяТБУ 3 курс.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

- немедленно после  завершения торговой операции

- через определенный  срок после завершения торговой операции — на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

5. Наличие у плательщика  ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

При осуществлении безналичных  расчетов в формах, предусмотренных  в Положении ЦБР от 12 апреля 2001г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»4 используются следующие расчетные документы:

1. Платежное поручение  – письменное распоряжение плательщику  банка о перечислении определенной  суммы со своего расчетного  счета на счет другого предприятия.  Данная форма отмечается в «Журнале регистрации», который открывается на 1 год.

2. Аккредитив – именная  ценная бумага, удостоверяющая право  лица, на имя которого оно выписано  получить в банке определенную  сумму при выполнении указанных  в договоре условий. Бухгалтер при расчете аккредитива открывает счет 55 «Специальные счета в банках».

3. Инкассо  - банковская  операция, с помощью которой банк  по поручению и за счет клиента  осуществляет платежи. Данный  расчет осуществляется на основании:  платежного требования и инкассового поручения.

4. Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

5. Платежное требование - расчётный документ, содержащий  требования кредитора по основному  договору к должнику об уплате определённой денежной суммы через банк.

Более подробно эти формы  будут рассмотрены в следующей  главе.

Таким образом, сущность безналичных расчетов в том, что  в сфере хозяйственных связей производятся платежи путем перечисления причитающихся  сумм за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение и возврат банковских кредитов, с сопутствующим оформлением документов единообразной формы. А точное соблюдение принципов организации расчетов в  совокупности  позволяет  обеспечить   соответствие расчетов  требованиям своевременности, эффективности и способствует развитию экономики в целом.

1.3. Порядок открытия расчетного счета

Действовавшая система  безналичных расчетов с 30 - х годов до 1993г. в России была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом в условиях административно – командной экономики действовали жесткие организации безналичных расчетов, соблюдение которых приводило к затратному механизму хозяйствования. Существовавшие принципы расчетов оказывали негативное влияние на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других  форм расчетов и способов платежа. Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Порядок совершения и оформления операций по счетам регулируется правилами Центрального банка Российской Федерации. Также он должен обеспечивать эффективное функционирование системы расчетов, установление  правил и стандартов применяемых при этом документов.

В соответствии с Инструкцией  ЦБ РФ «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»  от 14.09.06 г. № 28-И «При открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) клиент обязан представить все документы, содержащие достоверные сведения и необходимые для открытия соответствующего счета»5. К ним относят:

1. заявление на открытие счета;

2. документ о законности образования предприятия (решение учредителей о создании предприятия, заверенное нотариально);

3. подлинный экземпляр устава;

4. две карточки с нотариально заверенными образцами подписей руководителя предприятия, его первого заместителя и главного бухгалтера с оттиском печати;

5. свидетельство о регистрации;

6. справка налоговой инспекции о постановки на учет;

7. копия приказа руководителя предприятия о назначении главного бухгалтера и кассира.

Расчетный счет - бессрочный вклад организации или остаток денежных средств, оставшийся на конец года, который переходит на следующий год. Организации могут иметь неограниченное количество рублевых расчетных счетов.

Клиенту может быть отказано в открытии счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения.

В течение семи календарных  дней необходимо сообщить в налоговую  об открытии или закрытии расчетного счета, поскольку за нарушение взимается  штраф от 10 до 50 МРОТ.

«Счет является открытым с момента внесения записи в Книгу  регистрации открытых счетов»6.

 После сдачи в  банк необходимых документов, между  банком и предприятием заключается  договор на расчетно - кассовое  обслуживание, в котором, как правило,  оговариваются: стоимость открытия счета, стоимость услуг по обслуживанию, проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах. Банк присваивает расчетному счету предприятия серийно - порядковый номер, указываемый на всех документах, связанных с движением средств на расчетных счетах. На них учитываются: поступление выручки за проданные товары, продукцию, работы, услуги, поступление средств целевого финансирования, дебиторской задолженности, а также оплаты приобретенных материалов и услуг; перечисление налогов и другие платежи.

«Если в течение трех месяцев после открытия на счете не было движения, то он закрывается»7. Наличие неисполненных расчетных документов не препятствует прекращению договора банковского счета. Запись о закрытии в Книгу регистрации открытых счетов вносится не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора.

Ежедневно банк предоставляет  предприятию выписку по его расчетному счету, содержащую перечень всех зафиксированных  за день операций. Движение средств на расчетном счете в регистрах бухгалтерского учета отражаются по дате банковской выписки.

Выписка  - копия лицевого счета клиента, который ведется  банком. К ней прилагаются документы, послужившие основанием для записей, сделанных по счету банком.

Все операции по расчетным счетам ведутся на счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого проводятся все зачисления денежных средств на счета предприятия, а по кредиту - списания с них.

Регистры синтетического учета по счету 51: журналы, ведомости, журналы - ордера ведутся развернуто по дебету и кредиту с указанием оборотов по каждому корреспондирующему счету за каждый день.

Записи в регистрах  учета делаются на основании банковской выписки.  При ее получении бухгалтер  проверяет тождество остатка  средств, указанного в выписке, остатку по выписке и прошлый день. А также проверяются все приложенные к ней документы.

Для расчетов с банком применяются следующие документы:

1. платежное поручение, платежное требование, аккредитив, чеки, инкассовые поручения;

2. чек из чековой  книжки, по которому с расчетного  счета организация получает наличные деньги в кассу;

3. выписка банка с расчетного счета, выдается организациям по их требованию и является регистром банковским, в котором по дебету отражаются операции, которые у организации проходят по кредиту и наоборот. К выписке банка прилагаются документы, подтверждающие зачисление или списание денежных средств с расчетного счета;

4. объявление на взнос  наличными, по которому организация  сдает на расчетный счет наличные  денежные средства из кассы.

Синтетический учет банковских операций ведется на активном счете 51.

Банк обязуется хранить денежные средства предприятий на счетах и зачисляет на них поступающие суммы, исполняет распоряжения владельцев о проведении иных банковских операций по этим счетам. Списание денежных средств с расчетного счета производится принудительно лишь при платежах финансовым органам (по просроченным налогам, к примеру). Претензии по расчетам между плательщиком и получателем рассматриваются без участия банка.

Суммы, ошибочно списанные  или зачисленные банком учитываются  на 76 счете «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами». «За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета владелец вправе требовать от банка уплаты в свою пользу штрафа в размере 0,5% от суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и клиентом»8.

Проводки:

Дт51 Кт50 – на расчетный  счет из кассы внесены наличные денежные средства.

Дт51  Кт62 – на расчетный счет поступила выручка  за реализованную продукцию, товары (работы, услуги).

Дт51 Кт66,67 – на расчетный счет поступили денежные средства, полученные в виде банковских кредитов и займов других организаций.

Дт50  Кт51 – с расчетного счета по чеку получены наличные деньги в кассу.

Дт91  Кт51 – снята банком комиссия за расчетно-кассовое обслуживание.

Дт68  Кт51 – перечислены налоги, пени, штрафы в бюджет.

Дт69  Кт51 перечислены платежи, пени, штрафы по ЕСН и травматизму.

Дт60 Кт51 – оплачены счета поставщиков или перечислены авансы  поставщикам  и подрядчикам под поставку ТМЦ, работ, услуг.

1.4. Значение безналичных расчетов  в финансово – хозяйственной  деятельности предприятия

Необходимым условием деятельности предприятий являются рыночные отношения, предусматривающие хозяйственные связи для обеспечения бесперебойности снабжения и непрерывности процесса производства. А также своевременности отгрузки и реализации продукции. Закрепляются связи договорами, согласно которых одно предприятие выступает поставщиком товарно - материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем и плательщиком.

У предприятия возникают взаимоотношения  с персоналом, выполняющим определенные работы, что влечет за собой денежные расчеты с работниками, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично.

Безналичные расчеты ведутся путем перечисления или перевода денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие)

Безналичные расчеты  в  хозяйстве  организованы  по  определенной системе,  под  которой   понимается   совокупность   принципов   организации безналичных  расчетов,   требований,   предъявляемых   к   их   организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм  и  способов расчетов и связанного с ними документооборота.

В настоящее время  все предприятия, организации, объединения  и учреждения независимо от формы  собственности все свободные денежные средства должны хранить в учреждениях банка. Для выполнения различных операций каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Все расчеты по обязательствам с юридическими лицами и предпринимателями, имеющими свой расчетный счет в банке, производятся, как правило, по безналичному расчету через банки.

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения и эффективном использовании финансовых ресурсов. Из многочисленных функций безналичных расчетов можно выделить следующие.

Во – первых, данные расчеты способствуют концентрации денежных  ресурсов  в  банках и нормальному   кругообороту   средств   в народном хозяйстве.

Во – вторых, временно свободные  денежные  средства  предприятий,  хранящиеся  в  банках, являются одним из источников кредитования. Также, безналичная система расчетов создает условия,  облегчающие  планирование денежного обращения   и   безналичного денежного оборота.

В - третьих, расширение сферы  безналичного  оборота  позволяет  более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения. Что способствует повышению уровня состояния экономики.

В четвертых, при развитии безналичных расчетов происходит сокращение потребности в наличных деньгах и переход от обесценивающихся денег к валюте, имеющей золотое обеспечение. Тем самым они выполняют функцию стабилизации валюты.

Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих  документов единообразной формы  и поэтому более трудоемка. Для  обеспечения текущей деятельности организации расчеты по небольшим  денежным суммам, в том числе и  между юридическими лицами могут осуществляться наличными денежными средствами. Соответственно, данная форма удобна в использовании при обращении больших денежных сумм.

Информация о работе Значение безналичных расчетов