Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть значение и учет безналичных расчетов организаций в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1. Нормативно – правовое регулирование безналичных расчетов 5
1.2. Сущность безналичных расчетов и их формы 9
1.3. Порядок открытия расчетного счета 12
1.4. Значение безналичных расчетов в финансово – хозяйственной деятельности предприятия 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА УЧЕТА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО « КОМПАНИЯ ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» 21
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Безналичные расчеты платежными поручениями и аккредитивами 25
2.3. Сущность инкассовых операций и расчеты чеками 30
2.4. Проблемы организации безналичного оборота России 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
При равномерных и постоянных поставках расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием платежных поручений, а также других расчетных банковских документов.
Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения - требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет.
Дт62 Кт 90.1 – поставщиком отражена стоимость отпущенной продукции по оптовым ценам.
Дт90.2 Кт 43 – списана фактическая себестоимость реализованной продукции.
Дт51 Кт 62 – поступила выручка в порядке плановых платежей.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг.
Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.
Денежные средства в
сумме аккредитива
Аккредитивная форма расчетов применяется в случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов. Сумма и сроки аккредитива оговариваются банком и предприятием, аккредитивы учитываются на субсчете 55.1.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). А также отзывные и безотзывные. При открытии покрытого аккредитива банк - эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжения исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого аккредитива банк - эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств. Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям.
Процесс расчетов аккредитивами состоит из следующих пунктов:
1. Покупатель оформляет заявление на аккредитив в банке, в котором оговаривает сроки и условия аккредитива (например, возвратность).
2. Банк покупателя депонирует денежные средства в банке поставщика.
3. Банк извещает клиента (поставщика) о поступлении на его имя аккредитива.
4. Поставщик отгружает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
5. Поставщик представляет
в банк документы,
6. Зачислены денежные средства на расчетный счет поставщика (против отгрузочных документов).
7. Банк поставщика сообщает банку покупателя о расходовании аккредитива, и банк сообщает покупателю о том же в выписке банка.
Особенностью аккредитива является то, что он может быть изменен или аннулирован открывшим его банком по распоряжению покупателя до наступления срока платежа без предварительного уведомления поставщика. Выдача наличных денежных средств с аккредитива запрещена.
Закрытие аккредитива в полной сумме или в сумме остатка осуществляется: по истечение срока, указанного в договоре, при полном или частичном отзыве аккредитива банком покупателя. И в третьем случае если от получателя средств поступит заявление об отказе от исполнения аккредитива до истечении срока его действия (если такая возможность предусмотрена условиями аккредитива).
Учет расчетов по аккредитивной форме ведется на 55.1 счете.
Дт 55 Кт 51 – выставлен аккредитив, за счет собственных средств.
Дт 55 Кт 66, 67 – выставлен аккредитив за счет кредитов банка.
Дт 55 Кт 66, 67 – выявлен аккредитив за счет кредитов банка.
Дт 60 Кт 55 – оплачен счет поставщика за счет средств аккредитива.
Дт 51 Кт 55 – не использована сумма аккредитива возвращена на расчетный счет.
Дт 66,67 Кт 55 – не использована сумма аккредитива направлена на погашение кредитов банка.
Д 55.1 К 51 - выставлен аккредитив поставщику товаров, работ, услуг.
Д 60 К55.1 - оплачено поставщику за счет выставленного аккредитива
В составе специальных счетов отражаются только покрытые аккредитивы. По операциям каждого из них банк представляет выписку с приложением к ней первичных документов, послуживших основанием для выплаты средств с аккредитива.
Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации - покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
К недостатку аккредитивной формы расчетов следует отнести возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно - платежной дисциплины.
Расчёты по инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений.
Инкассовые поручения выписываются органами исполнительной власти (например, налоговыми инспекциями), при получении которых банк в бесспорном порядке снимает деньги с расчетного счета организации.
Банк – эмитент принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, подлежат возврату. Если на счете плательщика недостаточно денежных средств, то инкассовые поручения помещаются в банковскую картотеку не оплаченных в срок расчетных документов. Оплата их производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности установленной законодательством.
«Инкассовые поручения
применяются в следующих
Процесс расчетов по инкассо состоит из следующих пунктов:
1. Отгружена продукция, выполнены работы, оказаны услуги.
2. Одновременно с п.1
направлено платежное
3. Заполненное на акцептованную
сумму платежное требование
4. Банк покупателя сообщает банку поставщика о перечислении на его расчетный счет денежных средств.
5. Выпиской банка покупателю и поставщику сообщается о снятии и зачислении денежных средств.
Платежные требования, как правило, оформляются поставщиками с требованием оплатить. Они могут быть направлены вместе с отгрузочными документами с требованием заплатить за отгруженную продукцию или могут быть направлены через банк с требованием доплатить. Платежное требование составляется на бланке определенной формы.
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок акцепта определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.
Без акцепта платежными
требованиями расчеты осуществляются:
в случаях, установленных
Для того необходимо предоставить
в банк заявления, составленного
в произвольной форме и оформленного
подписями должностных лиц, имеющих
право подписи расчетных
Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списания денежных средств в безакцепном порядке, наименование работ, товаров и услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре.
Отсутствие условия
о безакцепном списании
При расчетах платежными
требованиями операции по расчету у
поставщиков и покупателей
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером и выдается поставщику одновременно с отпуском товаров или предоставлением услуг. Лимитированные книжки представляют собой сброшюрованные расчетные чеки, которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. «Деньги, полученные по чеку с расчетного счета, должны быть оприходованы в кассе путем выписки приходного кассового ордера»13.
Убыток, произошедший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Срок предъявления чека в банк — 10 календарных дней (не считая дня выписки).
Процесс расчетов чеками состоит из следующих пунктов:
1. Покупатель направляет в банк заявление на получение чековой книжки. Чековые книжки бывают лимитированные и не лимитированные.
2. Направляется платежное поручение для депонирования средств на чековой книжке.
3. Банк депонирует средства для чековой книжки.
4. Банк выдает чековую книжку клиенту.
5. Поставщик отгружает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
6. Выписывается чек
поставщику за отгруженные
7. Поставщик направляет в банк реестр чеков.
8. Требование банка поставщика оплатить чеки.
9. Банк покупателя перечислит денежные средства с депонента банку поставщика.
Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Суммы по полученным в банке чековым книжкам списываются по мере их оплаты на основании выписок банка.
Учет расчетов чеками ведется на счете 55.2: