Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть значение бухгалтерского баланса, изучить строение бухгалтерского баланса, содержание статей актива и пассива бухгалтерского баланса; проанализировать бухгалтерский баланс предприятия и разработать предложения по укреплению его финансового состояния в условиях рынка.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования бухгалтерского баланса 6
1.1. Значение бухгалтерского баланса как основной формы в системе отчетности и классификация балансов 6
1.2. Строение бухгалтерского баланса 11
2. Формирование бухгалтерского баланса на примере ЗАО «Русский Лес» 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Русский Лес» 15
2.2. Реформация баланса 25
2.3. Формирование статей актива баланса 29
2.4. Формирование статей пассива баланса 34
3. Предложения совершенствования работы ЗАО «Русский Лес» 37
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая БФО.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

- объединительный баланс  формируют при объединении нескольких предприятий в одно.

- по способу очистки  могут быть балансы-брутто и  балансы-нетто:

баланс-брутто – это  баланс, включающий в себя регулирующие статьи; баланс-нетто – это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т.д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идёт о балансе-брутто.

По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные:

-  инвентарные балансы  составляют только на основании  инвентаря (описи) средств; они  представляют собой сокращённый  и упрощённый его вариант. Такие  балансы требуются или при  возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении организационно-правовой формы предприятия;

  - книжный баланс  составляют только на основании  книжных записей (данных текущего  учёта) без инвентаризации;

  - генеральный баланс составляют на основании учётных записей и данных инвентаризации.

По объему информации балансы подразделяются на единичные  и сводные;

  -  единичный баланс  отражает деятельность только  одной организации.

  - сводный баланс  получают путём механического  сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.

  - консолидированный  баланс представляет собой объединение  балансов предприятий, юридически  самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

 По характеру деятельности  балансы могут быть основной  и неосновной деятельности. Основной  называется деятельность, соответствующая  профилю предприятия и его  уставу. Все прочие виды деятельности  – неосновные.

По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и других организаций. Они различаются в основном по источникам образовании собственных средств. [7,стр.50]

 

 

1.2. Строение бухгалтерского  баланса.

По своему строению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых должны быть постоянно равны между собой.

Любой бухгалтерский  баланс представляет собой состояние  имущественной массы как группировку  разнородных видов имущества (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валюте Российской Федерации. В силу этого вопрос правильной оценки балансовых статей имеет исключительное значение для оценки деятельности хозяйства.

Грамотно построить  бухгалтерский баланс значит: 1) полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии; 2) дать надлежащую группировку хозяйственных явлений; 3) изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение средств организации.

Построение баланса  начинается с создания его основы (балансовой таблицы), с определения  главнейших его черт. Строение баланса  может быть представлено в виде принципиальной схемы (рис. 2.1).

 

 

 

 

Как видно из схемы, важнейшим (первым) элементом как баланса, так  и всей бухгалтерской (финансовой) отчетности, является понятие актив (лат. - agere, действовать), которое представляет собой совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы.

Если актив баланса  раскрывает предметный состав имущественной  массы организации, то пассив баланса  имеет иное назначение. Он показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в

создании ее имущественной  массы.

 

В соответствии с порядком заполнения Формы-1, бухгалтерский баланс предприятия заполняется в тыс. рублей. Округления производятся по каждой строке.

Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании остатков по счетам Главной книги. Ряд статей составляется с привлечением данных аналитического учета (ведомостей, журналов или иных аналогичных по назначению регистров). Счета, отражающие состояние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам этих счетов должно быть представлено в активе, а кредитовое сальдо - в пассиве. Статьи баланса отражаются в двух разрезах: графа 3 - "На начало отчетного года"; графа 4 - "На конец отчетного периода". Данные графы 3 (вступительный баланс) должны соответствовать данным графы 4 баланса за прошлый год.

Общие правила оценки статей бухгалтерского баланса установлены  нормами ПБУ 4/99 и Положений по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и др. (ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000, ПБУ 19/02 и т.д.).

2.ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО  БАЛАНСА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Русский  Лес».

 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ЗАО «Русский Лес»

 

Общество является коммерческой организацией, уставный капитал которой  разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные  права участников общества (акционеров) по отношению к Обществу.

ЗАО «Русский Лес» является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, является собственником имущества, учитываемого на его балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом и имущественными правами, на которые по законодательству РФ может быть обращено взыскание.

Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную и иную деятельность.

Основными видами деятельности общества являются:

- добыча и переработка  торфа и других полезных ископаемых;

- поставка торфа, торфяной продукции,  иных полезных ископаемых и  продуктов их переработки;

- подготовка новых площадей для добычи торфа;

- заготовка древесины и производство  лесопродукции, деревообработка;

- посредническая деятельность;

- организация производства и  выпуск сельскохозяйственной продукции;

- иные виды деятельности, предусмотренные Уставом, а также не запрещенные действующим законодательством РФ.

Обществом созданы три  филиала по месту осуществления  основной деятельности. Филиалы являются обособленными подразделениями, выполняющими часть его функций, не имеют статуса  юридического лица и не вправе действовать от своего имени.

Единоличным исполнительным органом Общества является директор, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности учредителями общества.

Бухгалтерский учет осуществляет централизованная бухгалтерия, которая обслуживает все подразделения предприятия. Применяется автоматизированная форма обработки информации с применением программы 1С:Бухгалтерия 7.7.

 Должность главного  бухгалтера в ЗАО «Русский  Лес» занимает экономист, имеющий  высшее образование, стаж работы  по специальности - 12 лет.  Бухгалтерский учет на предприятии осуществляет бухгалтерия, состоящая из 6 человек, принятых на работу по трудовому договору и введенными в штат предприятия. На бухгалтерию возлагается ведение своевременного и достоверного учета, формирования полной и достоверной информации о деятельности, имущественном положении Общества, необходимой для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Бухгалтерский учет  на предприятии  ведется в соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ, приказом Минфина  России от 29.07.1998 г. №34н «Об утверждении  положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в РФ», Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94 н.

Организация бухгалтерского учета  находит отражение в учетной политике предприятия. Учетная политика ЗАО «Русский Лес» формируется главным бухгалтером на основе действующих нормативных актов по бухгалтерскому и налоговому учету и утверждается руководителем. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» утверждаются следующие основные элементы:

1) рабочий план  счетов бухгалтерского учета;

2) формы первичных учетных документов и документы для внутренней бухгалтерской отчетности

3) порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации;

4) способы оценки активов  и обязательств;

5) правила документооборота  и технология обработки учетной  информации;

6) порядок контроля  за хозяйственными операциями;

7) иные решения,  необходимые для организации  бухгалтерского учета.

 За счет  автоматизации учета полностью  охватываются все хозяйственные  операции, совершаемые ЗАО «Русский  Лес» что облегчает ведение  бухгалтерского учета. Программа регулярно обновляется, а значит учет организован в соответствии с требованиями действующего законодательства, что позволяет избежать возможных ошибок.

На рисунке 1 представлена организационная структура, сформированная в соответствии с целями и видами деятельности предприятия.

 

 


 


 


 



 

 




 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Организационная  структура

 

 

 

 

 

Финансово-хозяйственную  деятельность  предприятия характеризуют  основные показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1.  Экономические показатели  деятельности ЗАО «Русский Лес»

 

Показатели

 

2006г.

 

2007г.

 

2008г.

Отклонение

(+,-)

Темп роста,

%

2007 г.      2008 г.

к 2006 г.       к 2007 г.

2007г. к               2008г. к

  2006г.                    2007 г.

 

 

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

 

144482

 

188967

 

300598

 

+44485

 

+111631

 

130,8

 

151,6

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

 

24856

 

48501

 

85666

 

+23645

 

 

+37165

 

 

      195,1

 

 

176,3

Прибыль(убыток) от продаж, тыс.руб.

119626

140466

200866

+20840

 

+60400

 

117,4

 

143,0

Чистая прибыль(убыток) отчетного  периода,тыс.руб.

113538

131833

189053

+18295

 

+57220

 

116,1

 

143,4

Рентабельность, %

481,28

289,61

234,48

-191,67

 

-55,13

 

х

 

 

х

Среднесписочная численность раработников,чел.

750

926

985

235

 

59

 

123,5

 

106,4


 

Анализируя за три  года показатели хозяйственно-финансовой деятельности видим, что предприятие  значительно расширило свою деятельность. Это отражается увеличением выручки  в 2007 году по сравнению с 2006 на  30,8 %, что составляет 44485 тыс. руб., в 2008 году  на 51,6 % - 97565 тыс. руб.

Прибыль от продаж с 2006 года неуклонно растет, в 2007 году на 17,4 %, а  в 2008 году она выросла еще  на 43 % и составила 200866 тыс.руб. Что  свидетельствует об успешной работе предприятия. Предприятие наращивает деятельность за счет модернизации материально-технической базы и повышения производительности труда своего коллектива.

Состав и структура  активов на конец года представлены в таблице 2.

     Таблица  2.    Состав и структура  активов ЗАО «Русский Лес»  на конец года.

Статьи активов

2006г.

2007г.

2008г.

2008г. в % к 2006г.

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

1. Внеоборотные активы, в том  числе

24572

20,8

22312

18,2

18617

11,2

75,8

- основные средства

21647

18,3

20690

16,9

17841

10,7

82,4

- незавершенное строительство

2768

2,3

1467

1,2

-

-

-

- отложенные налоговые активы

22

0,0

22

0,0

22

0,0

100,0

-  прочие внеоборотные активы

135

0,1

133

0,1

754

0,5

558,5

2. Оборотные активы, в том числе:

93451

79,2

100197

81,8

148007

88,8

158,4

- запасы

48144

40,8

57214

46,7

54811

32,9

113,8

- денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения

2888

2,4

5133

4,2

33589

20,1

1163,1

- дебиторская задолженность

37034

31,4

37040

30,2

59602

35,8

160,9

- НДС

5381

4,6

803

0,7

-

-

-

-прочие активы

4

0,0

7

0,0

5

0,0

-

Итого активов

118023

100,0

122509

100,0

166624

100,0

141,2

Информация о работе Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике