Анализ налога на прибыль организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов налога на прибыль как экономической категории, анализ действующей российской системы налогообложения прибыли предприятий и организаций и практическое применение данного вида налога на примере Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис». Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть экономическую природу прибыли и связь ее с предпринимательской деятельностью;
- охарактеризовать основные элементы налога на прибыль организации;
- показать перспективу развития налога на прибыль.

Содержание

Введени
Глава 1. Исторический аспект развития налога на прибыль организаций 4
Глава 2. Характеристика основных элементов налога на прибыль организации 13
Глава 3. Расчет налога на прибыль (на примере Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис») 26
Заключение 39
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам Дедова.doc

— 327.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                    3

Глава 1. Исторический аспект развития налога на прибыль организаций          4

Глава 2. Характеристика основных  элементов налога на прибыль организации                                                                                                              13

Глава 3. Расчет налога на прибыль (на примере Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис»)                                                                         26

Заключение                                                                                                              39

Список литературы                                                                                                41 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных источников финансирования всех направлений  деятельности государства и экономическим  инструментом реализации государственных  приоритетов являются налоги.

Современная налоговая система России по своему составу соответствует налоговым системам стран с рыночной экономикой. Среди налогов, взимаемых с организаций, особое место занимает налог на прибыль. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, преимущества регулирующего характера налога на прибыль.

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после Налога на добавленную стоимость.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов налога на прибыль как экономической категории, анализ действующей российской системы налогообложения прибыли предприятий и организаций и практическое применение данного вида налога на примере Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис».

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

- рассмотреть экономическую природу прибыли и связь ее с предпринимательской деятельностью;

- охарактеризовать основные  элементы налога на прибыль организации;

- показать перспективу  развития налога на прибыль.

Объектом исследования является налог на прибыль организации как экономическая категория в бюджете Российской федерации. Предмет исследования берется налог на прибыль Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис».

Глава 1. Исторический аспект развития налога на прибыль  организаций

1.1 Экономическая  природа и история развития налога на прибыль в России

 

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость (НДС) является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях рыночного  хозяйствования распределение прибыли  является внутренним делом организации. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных  косвенных регуляторов, в том  числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Организация получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая организацией дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем [9].

Налог на прибыль организаций  – основной вид налога юридических  лиц. Ныне действующий налог на прибыль  предприятий и организаций, введен с 1.01.92 г., но в дальнейшем были введены  дополнения и изменения.

Однако у дореволюционной  России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий.

Почти за год до Февральской  революции, 13 мая 1916 года Совет Министров  России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный  акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы – годы военные.

Налогу подлежали:

  − предприятия,  обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;

  − подряды и  поставки, на которые были получены  особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-1917 годы составила не менее 2000 руб. в год;

  −  лица, входившие  по избранию или найму в  состав правлений учетных и  наблюдательных комитетов и ревизионных  комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-1913 г.

Не подлежали налогообложению  налогом отчетные предприятия, впервые  привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год.  Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50 % прибыли за отчетный год.

Надо отметить, что  налоговые органы дореволюционной  поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Владельцы торговых и  промышленных предприятий высших категорий  прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые  органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению [2].

В действовавшем на 1916-1917 годы Положении о промысловом  налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

Этот пробел закона восполнялся  лишь практикой. Так, с не отчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост  прибылей не взимался вовсе, если они  прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году.

Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для не отчетных предприятий  был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог  взимался в размере, соответствовавшем  числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году.  Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель).

Налог на прирост прибыли  и вознаграждения должен был взиматься  в следующих размерах:

1. с предприятий, не  обязанных публично отчитываться  о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных  предприятий, индивидуальных предпринимателей  с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 р. – 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%;

2. с предприятий, обязанных  публично отчитываться о результатах  своей финансово-хозяйственной деятельности  при отношении прибыли к основному  капиталу в размере 6 % - ставка налога 40 % суммы прироста прибыли, 9,5 % прибыли к стоимости основного капитала – 50 % суммы прироста прибыли [2].

Предельный размер обложения  прибыли отчетных предприятий достигал 90 %.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что Правительство  дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета.

 

1.2 Сущность  прибыли организаций и социально-экономические предпосылки налогообложения прибыли

 

Прибыль организаций, учреждений в настоящее время играет огромную роль. Она является одним из обобщающих оценочных показателей их деятельности и выполняет следующие важнейшие  функции:

1) характеризует конечные  финансовые результаты деятельности  организации, размер его денежных  накоплений;

2) является главным  источником финансирования затрат  на производственное и социальное  развитие организации, и та  часть прибыли, которая изымается государством в форме налога на прибыль, является источником финансирования государственных расходов.

С середины 80-х годов XX века эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов XX века предпринимается серьёзная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

14 июля 1990 года был  принят Закон СССР «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций» - первый унифицированный  нормативный акт, регулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот закон действует до сих пор.

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между  президентом СССР М.С. Горбачёвым и  Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения - Верховный Совет РСФСР принимает Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной, юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направления всех налоговых потоков в российский, а не в союзный, бюджет.

Существовавшая ранее  система планового распределения  прибыли, в период строительства  социалистической экономики в России, предполагала изъятие в бюджет той  части прибыли, которая оставалась после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных фондов [9].

В условиях рыночной экономики  в России данная система становится неприемлема, так как при сформировавшемся многообразии различных организационно-правовых форм собственности не обеспечиваются равные условия их хозяйствования [9].

Практика осуществления  финансирования государственных расходов в административном порядке практически  становится невозможна и только посредством  налогообложения осуществляется формирование доходной части бюджета.

Кроме того, у государства  остается меньше возможности оказывать  влияние на развитие тех или иных процессов в обществе путём прямых предписаний, запретов и так далее. Такое влияние всё больше осуществляется косвенно, путём налогообложения.

Переход социалистической экономики в рыночную экономику  и происходящие в связи с этим экономические преобразования, а  также ломка политических отношений  и становление демократической  системы диктуют в России необходимость налоговой реформы.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада  СССР и становление России как  политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству  необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.

Информация о работе Анализ налога на прибыль организации