Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования налога на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание

Цель работы: показать принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых на примере ОАО « Stone Express»
Задачи работы:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
- рассмотреть динамику поступления, проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых на примере добычи твердых полезных ископаемых в ОАО « Stone Express».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых……….…5
1.1 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых……….5
1.2 Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых……………….11
2. Методические аспекты налогообложения добычи полезных ископаемых на примере ОАО « Stone Express»……………………………………………………………………….13
2.1 Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых……………………………………………………………………....13
2.2 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе….....20
3. Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования налога на примере ОАО « Stone Express»……………………………………………..………..23
3.1 Анализ поступлений в доходную часть бюджета России на примере ОАО « Stone Express»……………….………………………………………………….23
3.2 Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых на примере ОАО « Stone Express» ………….……………………24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………...…………………31
Приложение…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение, курсовая по налогоблажению АНЯ.docx

— 65.84 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические  основы налога на добычу полезных  ископаемых……….…5

1.1 История возникновения  налога на добычу полезных  ископаемых……….5

1.2 Правовой статус  налога на добычу полезных  ископаемых……………….11

2. Методические  аспекты налогообложения добычи  полезных ископаемых на примере ОАО « Stone Express»……………………………………………………………………….13

2.1 Поэлементная  характеристика налога на добычу  полезных ископаемых……………………………………………………………………....13

2.2 Роль налога  на добычу полезных ископаемых  в налоговой системе….....20

3. Динамика поступления  налога на добычу полезных  ископаемых в доходную часть  бюджета России, проблемы и пути  совершенствования налога на примере ОАО « Stone Express»……………………………………………..………..23

3.1 Анализ поступлений  в доходную часть бюджета России  на примере ОАО « Stone Express»……………….………………………………………………….23

3.2 Проблемы и  пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых на примере ОАО « Stone Express» ………….……………………24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников………………………...…………………31

Приложение………………………………….…………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

   В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.

   В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.

   Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

   Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.

   Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом.

   Таким образом, из вышесказанного следует важность взимания налога на полезные ископаемые для экономики государства. Отсюда тема курсовой работы представляется актуальной.

   Предмет работы - сущность налога на добычу полезных ископаемых.

Цель  работы: показать принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых на примере ОАО « Stone Express»

Задачи  работы:

- рассмотреть  историю возникновения и теоретические  основы применения налога на  добычу полезных ископаемых;

- дать  поэлементную характеристику налога  на добычу полезных ископаемых;

- рассмотреть  динамику поступления, проблемы  и пути совершенствования налога  на добычу полезных ископаемых  на примере добычи твердых  полезных ископаемых в  ОАО « Stone Express».

   Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских ученых - специалистов области налогообложения, исследующих проблемы по изучаемой теме.

   В ходе работы над темой использовался анализ правовых документов и научных публикаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы  налога на добычу  полезных ископаемых

1.1 История возникновения  налога на добычу  полезных ископаемых

   В ранее действовавшей (до введения налога на добычу полезных ископаемых) системе налогообложения при пользовании недрами применялись три налоговых платежа: плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ), акциз на нефть и стабильный газовый конденсат [21,с.245-347].

   Платежи за пользование недрами взимались в форме разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Регулярные платежи определялись как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливались Правительством РФ по каждому месторождению в отдельности. Окончательные размеры этих платежей уточнялись при предоставлении лицензии на пользование недрами. Кроме того, при определенных условиях недропользователям предоставлялся достаточно широкий спектр льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных платежей. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добычи полезных ископаемых. ОВМСБ, аккумулировавшиеся в бюджетах различных уровней и передававшиеся добывающим предприятиям, использовались только по целевому назначению, а порядок их использования определялся Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливались Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства РФ по каждому месторождению индивидуально с учетом его особенностей.

   Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • размер платежей за пользование недрами определялся с учетом экономико-географических условий, размера участка, вида полезного ископаемого, его количества качества, продолжительности работ, степени изученности территории, горнотехнических условий освоения, разработки месторождения и степени риска и устанавливался по каждому месторождению индивидуально. Таким образом в размере платежей за пользование недрами учитывалась рентная составляющая;
  • значительное число недропользователей освобождалось от платежей за пользование недрами, что создавало дополнительный экономический эффект при недродобыче в нестандартных условиях;

   ОВМСБ (ОТЧИСЛЕНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ) носили целевой характер и направлялись исключительно на расширение минерально-сырьевой базы, в том числе и путем передачи их части добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.

   Однако существовали и такие негативные моменты, сопутствовавшие плате за пользование недрами, как возможности прямого получения (минуя бюджет) недропользователями части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что усложняло контроль за использованием этих средств, а также неденежного исполнения обязанности по уплате платежей за пользование недрами. Реформаторы налоговой системы посчитали, что действовавший на тот момент механизм взимания и использования ОВМСБ недостаточно эффективен и не позволяет решать задачи возмещения затрат государства на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, обеспечения эффективного контроля целевого использования отчислений, оставляемых предприятиям, самостоятельно выполняющим геологоразведочные работы. Поэтому было принято решение отменить ОВМСБ. Однако действенного механизма целевого финансирования затрат на геологоразведочные работы так и не было создано.

   До введения НДПИ операции по реализации добытой нефти, включая стабильный газовый конденсат, а также добытого природного газа подлежали обложению акцизами в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ.

   Действовавшее до 2002г законодательство РФ, включавшее раздел платности пользования недрами, носило рамочный характер и не давало достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.

   В рамках проводимой в России налоговой реформы для соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков (недропользователей) была подготовлена глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2002г в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г №126-ФЗ. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть (последний – в связи с особым порядком исчисления НДПИ по нефти). В результате механизм налогообложения добычи полезных ископаемых, регулируемый налоговым кодексом РФ, был сведен к НДПИ и акцизу на природный газ. Одновременно в Закон «О недрах» 1999г были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2002г новую систему платежей за пользование недрами, включающую разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плату за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.

   Глава 26 неоднократно изменялась, дополнялась. Федеральным законом от 31 декабря 2001г №198-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения подлежащего налогообложению природного горючего газа и попутного газа из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений.

   С 1 января 2004г в связи с изменением механизма налогообложения добычи природного газа (адвалорная ставка НДПИ была заменена специфической налоговой ставкой) был отменен акциз на природный газ.

   Результатом проведенных реформ налогообложения добычи полезных ископаемых стало создание фискально-ориентированной системы налогообложения, обеспечивающей существенный рост налоговых поступлений [17,с. 315-316].

    Объекты налогообложения:

        - полезные ископаемые:

      • добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр.
      • извлеченные из отходов (потерь) производства, подлежащие отдельному лицензированию.
      • добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых, используемых по международным договорам или находящихся под юрисдикцией РФ.

        Не  являются объектами налогообложения:

      • общераспространенные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
      • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
      • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте охраняемых объектов, имеющих научное, культурное значение;
      • извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и перерабатывающего производства; - дренажные подземные воды.

Видами  добытого полезного ископаемого  являются:

    - антрацит, уголь каменный, уголь  бурый и горючие сланцы;

    -  торф;

    -  углеводородное сырье:

    • нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
    • газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей настоящей статьи переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки;
    • газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее - попутный газ);
    • газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа;

Информация о работе Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования налога на