Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель работы: показать принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых на примере ОАО « Stone Express»
Задачи работы:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
- рассмотреть динамику поступления, проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых на примере добычи твердых полезных ископаемых в ОАО « Stone Express».
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых……….…5
1.1 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых……….5
1.2 Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых……………….11
2. Методические аспекты налогообложения добычи полезных ископаемых на примере ОАО « Stone Express»……………………………………………………………………….13
2.1 Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых……………………………………………………………………....13
2.2 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе….....20
3. Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования налога на примере ОАО « Stone Express»……………………………………………..………..23
3.1 Анализ поступлений в доходную часть бюджета России на примере ОАО « Stone Express»……………….………………………………………………….23
3.2 Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых на примере ОАО « Stone Express» ………….……………………24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………...…………………31
Приложение…………………………………
- товарные руды:
-
полезные компоненты
-
горно-химическое
-
горнорудное неметаллическое
- битуминозные породы (за исключением указанных в подпункте 3 настоящего пункта);
- сырье редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;
-
неметаллическое сырье,
-
кондиционный продукт
-
природные алмазы, другие драгоценные
камни из коренных, россыпных
и техногенных месторождений,
включая необработанные, отсортированные
и классифицированные камни (
-
концентраты и другие
-
соль природная и чистый
-
подземные воды, содержащие полезные
ископаемые (промышленные воды) и
(или) природные лечебные
- сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).
Налоговая база:
-
определяется как стоимость
1.2 Правовой статус налог на добычу полезных ископаемых
Все платежи, взимание которых так или иначе связано с взаимодействием человека и природы, независимо от их налогового статуса можно подразделить на экологические и природоресурсные платежи. Если объектом экологических платежей является вредное воздействие человека на природу, то объектом природоресурсных платежей являются отношения по использованию различного рода природных ресурсов (земли, лесов, вод, недр и пр.), а также результат такого использования. В контексте приведенного деления налог на добычу полезных ископаемых следует отнести к группе платежей за природопользование, поскольку объектом данного налога является добыча полезных ископаемых (статья 336 НК РФ), которая является одним из видов пользования недрами (статья 6 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 23951 (в редакции Федерального закона от 03 марта 1995 г. № 27-ФЗ)[3].
Группа платежей за природопользование имеет весьма неопределенный правовой статус, поскольку не дает четких оснований для отнесения указанных платежей к налогам, сборам или гражданско-правовым платежам. Однако, применительно к налогу на добычу полезных ископаемых значимость указанной проблематики существенно снижается, поскольку указанный налог ориентирован на обложение стоимости добытых полезных ископаемых (статьи 336–338 НК РФ) и не является условием предоставления государством права пользования недрами. С учетом изложенного можно сказать, что налог на добычу полезных ископаемых является именно налоговым платежом, поскольку отвечает законодательно установленным признакам налога (статья 8 НК РФ), в частности: индивидуальная безвозмездность, обязательный (принудительный) характер, поступление в бюджет, односторонний характер. После вступления в силу изменений, внесенных в текст главы 26 НК РФ Законом № 57-ФЗ применительно к порядку уплаты налога на добычу полезных ископаемых (а именно – после 01.01.2003 г.) налог на добычу полезных ископаемых уплачивается единовременно по итогам налогового периода (статья 344 НК РФ (с изменениями, внесенными Законом № 57ФЗ)). Следовательно, авансовый характер у данного обязательного платежа отсутствует[15,с. 178-180].
Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» введена Федеральным законом от 08 августа 2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации». Следующим этапом при определении правового характера налога на добычу полезных ископаемых является отнесение его к группе прямых или косвенных налогов. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ (в процессе потребления), тогда как прямые налоги – в процессе приобретения и накопления материальных благ. Источник уплаты прямых налогов формируется у налогоплательщика, тогда как источник уплаты косвенных налогов поступает налогоплательщику в составе иных платежей (как правило, цены). Анализ всех признаков прямых налогов позволяет сделать вывод, что именно к данной группе налог на добычу полезных ископаемых и относится. Во-первых, предметом налога на добычу полезных ископаемых является имущество – полезные ископаемые, а не денежные средства. Во-вторых, связь с исполнением по сделке (реализацией), которое, как правило, выступает объектом косвенных налогов, отсутствует, однако в наличии прямая связь с предметом налогообложения. В-третьих, взимается данный налог непосредственно в виде денежного платежа в бюджет (отсутствует завуалированный характер налогового изъятия). В-четвертых, источник уплаты налога формируется у налогоплательщика. В-пятых, бремя уплаты налога не перелагается на третьих лиц. В свою очередь, относясь к группе прямых налогов, налог на добычу полезных ископаемых является налогом личным, поскольку взимается он исходя из стоимости добытых полезных ископаемых в течение налогового периода (статьи 338 и 343 НК РФ).
В завершение характеристики правового
статуса налога на добычу полезных ископаемых
следует указать, что данный налог относится
к числу налогов неокладных, т. е. налогов,
которые самостоятельно рассчитываются
налогоплательщиком, что прямо следует
из статьи 52, пункта 1 статьи 338 и статьи
343 НК РФ [19,с. 115-118].
2. Методические аспекты налогообложения добычи полезных ископаемых ОАО « Stone Express»
2.1 Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:
Не признаются объектом налогообложения:
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ[1].
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ в течении 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр[1]. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому[1].
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетным, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке[1].
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
Налоговым периодом признается календарный месяц[1].
Налоговые ставки по видам полезных ископаемых представлены в Таблице 1[8,с. 86]. налогообложение добыча полезных ископаемых
Таблица 1 Налоговые ставки по видам полезных ископаемых
|